Статья «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья — это первый социальный институт, с которым сталкивается ребёнок. Это один из самых действенных и сильных факторов личностного и физического развития. Здесь дети получают свой первый опыт взаимодействия с окружающими, учатся коммуницировать, постигают законы человеческого мира. Если в семье появляется ребёнок с особенными потребностями, это накладывает отпечаток на каждого её члена.
Ограничение возможностей здоровья — это диагноз, придающий всей семье новый статус. Цели родителей сосредотачиваются на решении проблем таких детей, выработке новой модели воспитания и взаимоотношений. Происходит преобразование системы ценностей и взглядов. На первый план выходит обеспечение такого образа жизни, который способствовал бы нивелированию имеющихся проблем.
Для родителя воспитание здорового ребёнка подчас вызывает большие сложности. В отношении детей с ОВЗ ситуация может сложиться ещё труднее. Необходимо найти баланс между опекой и предоставлением свободы, строгостью и лаской, умеренной нагрузкой, соответствующей возможностям ребёнка, и релаксационными мероприятиями. Без специалистов обойтись подчас довольно непросто.
Выделяют несколько видов поведения, не являющегося нормой:
гиперопека: угнетение инициативы, лишение самостоятельности, потворство во вред, культ болезни;
отторжение: безразличие и невнимательность к нуждам ребёнка, неприятие болезни;
непоследовательность: резкая смена воспитательной модели, хаос либерализма и строгости;
равнодушие: незаинтересованность в судьбе ребёнка, нежелание и неспособность помочь.
Воспитание закладывает основы характера любого ребёнка и формирует схему его будущего. Излишняя покорность, обилие капризов, инфантильность и неспособность к принятию простейших решений — всё это результаты неправильного воспитания. Для детей с ОВЗ, в отличие от здоровых, основной целью всех воспитательно-образовательных мероприятий становится максимальная социализация, возможность коммуницировать с миром на равных.
Семья ребёнка с отклонениями в развитии проходит через несколько стадий до принятия диагноза и совершения активных действий. Сильный стресс и психологические потрясения формируют новую социальную структуру всего жизненного уклада. В таких непростых реалиях очень важно создание благоприятных условий для развития и возможной реабилитации ребёнка.
Семейное воспитание должно быть подчинено некоторым принципам, которые позволят улучшить динамику состояния:
Знание особенностей и потребностей.
Строгий распорядок дня.
Система коррекционных занятий.
Родители, которые знают об особенностях диагноза своего ребёнка и его возможностях в развитии, закладывают фундамент его будущего. Дети с ОВЗ, получающие в семье правильное воспитание, отличаются уравновешенным характером, способностью к самоконтролю. Они обладают развитым кругозором и памятью, хотят и могут развиваться.
Чёткое следование режиму, систематичность и последовательность помогают контролировать нагрузку, упорядочивать сон и питание, совмещать прогулки на свежем воздухе и посильные упражнения. Это полезно и для здоровых ребят, а в отношении с особенными детьми принесёт ощутимую пользу: улучшение самочувствия, стабилизация нервной системы, привыкание к правилам.
Помощь специалистов в развитии ребёнка — это сильное подспорье для родителей. Однако и в кругу семьи дети получают много важных навыков, помогающих в вопросе социализации. Именно ближайшее окружение учит основам самообслуживания, гигиены и ухода за собой, устанавливает порядок и правила питания, закладывает полезные привычки.
Новый закон об образовании, совершивший прорыв в работе с детьми с ОВЗ, даёт таким детям право не только на получение доступной среды, но и помощь квалифицированных специалистов. Детям с особенностями развития сложно интегрироваться в динамичный, непрерывно меняющийся окружающий мир, самостоятельно жить и обслуживать себя. Поэтому на родителей возлагается такая важная задача — развитие ребёнка для будущего благополучия.