Статья на тему «Формирование медиакультуры личности»

7
0
Материал опубликован 21 March 2022 в группе

Формирование медиакультуры личности.


Капов Даниэль Мухабович

г. Санкт-Петербург

Россия.


«Если старые медиа создавали площадку для авторства собственной редакции, то новые медиа создают площадку для авторства публики. Соответственно, разница между новыми и старыми медиа проходит не по границе “печатный – цифровой”, а по границе “трансляционный – вовлекающий”.»

Мультимедийная журналистика.


В настоящий момент времени, наше общество (как и общественное сознание в целом) переживает стадию трансформации.

Меняются ценностно-смысловые ориентиры, восприятие положения вещей и отношение к ним, формы коммуникации и трансляции личного эмоционального опыта.

Все это связано (возможно полностью, а возможно от части), с тем, что мы вступили в эпоху медиакультуры.

Что же это значит?

Медиакультура прочно входит в нашу жизнь, и с каждым днем занимает все более устойчивую позицию.

Для начала разберем составляющие этого понятия:

Медиа - это широкое понятие, включающее в себя различные формы коммуникации, активного взаимодействия и способы передачи информации, а также формирующее особую среду – медиапространство.

Культура – все, что создано человеком: технические средства, материальные и духовные ценности, памятники искусства, достижения, правовые и этические нормы.

Медиакультура – это совокупность информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности.

В системе образования, формирование и развитие медиакультуры требует особого подхода, который можно обозначить как – медиаобразование.

За последние 5 лет, вопрос о том, что такое медиаобразование, и в чем его особенности, стал особо актуальным не только в сициально-психологической, но и в педагогической среде.

В современной системе образования и общественной культуре накоплен достаточно большой опыт средств медаобразования, созданы профессиональные ассоциации медиапедагогики, появились разнообразные научные исследования данного вопроса. Идею развития медиапедагогики активно поддерживает ЮНЕСКО через программу «Информация для всех», и рассматривает медиаобразование как приоритетное направление педагогики XXI века.

Цель медиаобразования, как единая форма, трансформируется в зависимости от контекста, конкретной темы и задачи, возрастных и личностных особенностей аудитории, теоретической базы, но на практике мы сталкиваемся с тем, что в медиапедагогике можно выделить ряд важных целей:

Формирование и развитие критического мышления обучающихся;

Развитие способностей рационального восприятия, анализа и понимания медиа продуктов, таких как: медиатексты, аудио и видео материалы;

Обучение пониманию социальных, психологических политических, экономических, культурных подтекстов медиа продуктов;

Развитие навыка творческого самовыражения с помощью медиа;

Формирование эстетической медиакультуры;

Обучение способам идентификации и трансляции медиапродуктов, экспериментировать с различными формами медиа, создавать свой собственный медиа продукт.

И в целом, можно сказать, что медиаобразование- это мультикомплексный процесс взаимодействия и формирования у человека медийно-коммуникационной культуры.



Медиакультура является одним из быстроразвивающихся секторов современного общества.

Осмысление этого феномена позволяет идентифицировать ее сущность, и определить новые ценностно-смысловые ориентиры современного информационного пространства, выделить новые формы понимания и трансляции в истории деятельности человека.

Если немного отойти от теоретической изученности вопроса, и коснуться темы личного педагогического опыта, то мы можем говорить о том, что в настоящее время нами разработан проект «ПМКО» (Проект медиа-культурного обучения), позволяющий включать медиа ресурсы в общеобразовательную деятельность, создавая, таким образом, некий симбиотический инструмент формирования медийной культуры.

Проект состоит из трех базовых блоков, и является важной частью образовательного процесса в целом.

Первый блок проекта – обучение поиску и анализа актуальной и на данный момент социально значимой информации;

Второй блок – развитие базовых навыков по работе с медиаресурсами;

Третий блок - создание собственного медиа продукта (актуального и востребованного контента).

Включение данного проекта в программу обучения, позволяет не только повысить уровень медиакультуры обучающихся, но и способствует развитию медиапедагогики в целом.

Если брать во внимание то, что медиаобразование выделяется как приоритетное, можно смело говорить о том, что у него имеются большие перспективы. А необходимость формирования медиакультуры указывает на актуальность направления медиаобразования в целом.





Вспомогательные информационные источники:

Кириллова Н. Б. Эволюция медиакультуры как знаковой системы и ее роль в социализации личности. – 2013;

Кузьмина М. В. Медиакомпетентность педагога как фактор формирования медиакультуры учащегося. – 2008;

Кузьмина М. В. Формирование медиакультуры ребенка в процессе анализа и создания анимационных медиатекстов. – 2011;

Кузьмина М. В. Медиацентр образовательной организации как среда формирования медиакультуры подростка. – 2014;

Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики;

Солдаткина Я. В. Эдьютеймент в современных сетевых медиа: журналистские форматы и технологии. – 2020;

Федоров А. В., Новиков А. А., Челышева И. В., Каруна И. А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. – 2010;

Шариков А. В. Так что же такое медиаобразование? – 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.