Статья на тему «Формирование медиакультуры личности»
Формирование медиакультуры личности.
Капов Даниэль Мухабович
г. Санкт-Петербург
Россия.
«Если старые медиа создавали площадку для авторства собственной редакции, то новые медиа создают площадку для авторства публики. Соответственно, разница между новыми и старыми медиа проходит не по границе “печатный – цифровой”, а по границе “трансляционный – вовлекающий”.»
Мультимедийная журналистика.
В настоящий момент времени, наше общество (как и общественное сознание в целом) переживает стадию трансформации.
Меняются ценностно-смысловые ориентиры, восприятие положения вещей и отношение к ним, формы коммуникации и трансляции личного эмоционального опыта.
Все это связано (возможно полностью, а возможно от части), с тем, что мы вступили в эпоху медиакультуры.
Что же это значит?
Медиакультура прочно входит в нашу жизнь, и с каждым днем занимает все более устойчивую позицию.
Для начала разберем составляющие этого понятия:
Медиа - это широкое понятие, включающее в себя различные формы коммуникации, активного взаимодействия и способы передачи информации, а также формирующее особую среду – медиапространство.
Культура – все, что создано человеком: технические средства, материальные и духовные ценности, памятники искусства, достижения, правовые и этические нормы.
Медиакультура – это совокупность информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности.
В системе образования, формирование и развитие медиакультуры требует особого подхода, который можно обозначить как – медиаобразование.
За последние 5 лет, вопрос о том, что такое медиаобразование, и в чем его особенности, стал особо актуальным не только в сициально-психологической, но и в педагогической среде.
В современной системе образования и общественной культуре накоплен достаточно большой опыт средств медаобразования, созданы профессиональные ассоциации медиапедагогики, появились разнообразные научные исследования данного вопроса. Идею развития медиапедагогики активно поддерживает ЮНЕСКО через программу «Информация для всех», и рассматривает медиаобразование как приоритетное направление педагогики XXI века.
Цель медиаобразования, как единая форма, трансформируется в зависимости от контекста, конкретной темы и задачи, возрастных и личностных особенностей аудитории, теоретической базы, но на практике мы сталкиваемся с тем, что в медиапедагогике можно выделить ряд важных целей:
Формирование и развитие критического мышления обучающихся;
Развитие способностей рационального восприятия, анализа и понимания медиа продуктов, таких как: медиатексты, аудио и видео материалы;
Обучение пониманию социальных, психологических политических, экономических, культурных подтекстов медиа продуктов;
Развитие навыка творческого самовыражения с помощью медиа;
Формирование эстетической медиакультуры;
Обучение способам идентификации и трансляции медиапродуктов, экспериментировать с различными формами медиа, создавать свой собственный медиа продукт.
И в целом, можно сказать, что медиаобразование- это мультикомплексный процесс взаимодействия и формирования у человека медийно-коммуникационной культуры.
Медиакультура является одним из быстроразвивающихся секторов современного общества.
Осмысление этого феномена позволяет идентифицировать ее сущность, и определить новые ценностно-смысловые ориентиры современного информационного пространства, выделить новые формы понимания и трансляции в истории деятельности человека.
Если немного отойти от теоретической изученности вопроса, и коснуться темы личного педагогического опыта, то мы можем говорить о том, что в настоящее время нами разработан проект «ПМКО» (Проект медиа-культурного обучения), позволяющий включать медиа ресурсы в общеобразовательную деятельность, создавая, таким образом, некий симбиотический инструмент формирования медийной культуры.
Проект состоит из трех базовых блоков, и является важной частью образовательного процесса в целом.
Первый блок проекта – обучение поиску и анализа актуальной и на данный момент социально значимой информации;
Второй блок – развитие базовых навыков по работе с медиаресурсами;
Третий блок - создание собственного медиа продукта (актуального и востребованного контента).
Включение данного проекта в программу обучения, позволяет не только повысить уровень медиакультуры обучающихся, но и способствует развитию медиапедагогики в целом.
Если брать во внимание то, что медиаобразование выделяется как приоритетное, можно смело говорить о том, что у него имеются большие перспективы. А необходимость формирования медиакультуры указывает на актуальность направления медиаобразования в целом.
Вспомогательные информационные источники:
Кириллова Н. Б. Эволюция медиакультуры как знаковой системы и ее роль в социализации личности. – 2013;
Кузьмина М. В. Медиакомпетентность педагога как фактор формирования медиакультуры учащегося. – 2008;
Кузьмина М. В. Формирование медиакультуры ребенка в процессе анализа и создания анимационных медиатекстов. – 2011;
Кузьмина М. В. Медиацентр образовательной организации как среда формирования медиакультуры подростка. – 2014;
Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики;
Солдаткина Я. В. Эдьютеймент в современных сетевых медиа: журналистские форматы и технологии. – 2020;
Федоров А. В., Новиков А. А., Челышева И. В., Каруна И. А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. – 2010;
Шариков А. В. Так что же такое медиаобразование? – 2005.