Методическая разработка «Влияние музыкального искусства на общую культуру. Музыкотерапия»

4
0
Материал опубликован 23 January 2022

Гайсина А.С. Методическая разработка урока по МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Тема: Влияние музыкального искусства на общую культуру. Салават: ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, 2018. – 28 с.






Методическая разработка урока посвящена теме «Влияние музыкального искусства на общую культуру. Музыкотерапия», которая изучается по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Содержание методической разработки урока рассматривает особенности методической работы преподавателя в рамках формирования профессиональных компетенций (ОК и ПК) у студентов.

Содержание работы на уроке строится в соответствии с современными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Методическая разработка может быть полезна преподавателям, методистам и студентам, осваивающим различные виды деятельности с детьми дошкольного возраста.





ГАПОУ Салаватский колледж образования

и профессиональных технологий






t1642952240aa.gif

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………………………………4

Основная часть…………………………………………………………………………………… 6

Заключение……………………………………………………………………………………….. 19

Список использованных источников…………………………………………………………... 20




t1642952240aa.gif












t1642952240aa.gif







t1642952240aa.gif

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность и значимость методической разработки урока по теме «Влияние музыкального искусства на общую культуру. Музыкотерапия» заключается в том, что она направлена на реализацию требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по подготовке воспитателя дошкольных образовательных учреждений.

Методическая разработка учитывает требования работодателей к подготовке специалиста данного профиля, т.к. отражает процесс освоения профессиональных компетенций по специальности «Дошкольное образование» на углубленном уровне.

t1642952240aa.gif

Содержание учебного материала соответствует поставленной комплексной дидактической цели:

ознакомление учащихся с историей и основными положениями музыкотерапии;

развитие музыкальной культуры обучающегося;

развитие умения слушать музыку;

формирование эмоционального отношения к музыке, через восприятие конкретных произведений;

способствовать освоению общих и профессиональных компетенций.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

Организационно - мотивационный этап

t1642952240aa.gif

Деятельностный этап

Рефлексивно-оценочный этап

Данные этапы формируют основные компоненты деятельности (мотив, учебные действия, анализ, синтез, самооценка и др.). Приведенная технология строится на основе как традиционных (рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа), так и инновационных методов обучения (практический, проблемный диалог), которые позволяют раскрыться личностному потенциалу студентов, помогают осмыслить значимость выполняемой деятельности, уровень формирования профессиональных компетенций. Студенты имеют возможность совершенствовать и закреплять полученные знания, используя информацию из различных источников. Данный урок позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной ситуации, дает возможность применить полученные знания на практике.

На уроке умело сочетаются знания из таких учебных дисциплин, как:

- Литература

- Искусство (Мировая художественная культура)

Эти знания направлены на формирование компетенций и общего кругозора студентов.























t1642952240aa.gif

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Методическая разработка составлена по теме урока: Влияние музыкального искусства на общую культуру. Музыкотерапия.

Комплексная дидактическая цель урока:

ознакомление учащихся с историей и основными положениями музыкотерапии;

развитие музыкальной культуры обучающегося;

развитие умения слушать музыку;

формирование эмоционального отношения к музыке, через восприятие конкретных произведений;

способствовать освоению компетенций:

Общие компетенции

t1642952240aa.gif

Профессиональные компетенции

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.


t1642952240aa.gif

Тип урока: комбинированный

Методы, используемые на уроке:

По источникам знаний:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (демонстрация, иллюстрация, веб-презентация);

- практические (исполнение музыкального произведения, синквейн, коллективно-распределительная деятельность).

2. По характеру познавательной деятельности:

- частично-поисковый (проблемный диалог)

3. По степени самостоятельности студентов:

- учебная работа под руководством преподавателя

- самостоятельная работа студентов.


Требования при изучении темы:

Обучающийся должен иметь практический опыт:

разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей.

Обучающийся должен уметь:

петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

Обучающийся должен знать:

теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования;

теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;

Межпредметные связи:

- Литература

- Искусство (Мировая художественная культура)

Материально - техническое обеспечение:

- ПК, м\м проектор, экран, оркестр детских музыкальных инструментов.

Музыкальный ряд:

1) К.В. Глюк «Опера Орфей и Эвридика»

2) К.Гертнер «Танцующие Эвридики»

3) «Улыбка» сл.М.Пляцковского, муз.В.Шаинского


Методическое обеспечение:

- презентация

- портреты композиторов

- раздаточный материал

Литература для преподавателя:

1. Закон об образовании Российской Федерации

2. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. — 2011. — № 5.

3. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. — 2012. — 2 марта.

4. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — СПб.: Союз художников, 2014.

Литература для студентов:

1. ФГОС Дошкольное образование Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. — 2013. — № 5.

2. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. — М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2014.


План урока:

Организационно - мотивационный этап (10 мин)

Мобилизационное начало

Обоснование темы и целеполагание (постановка личностно - значимой цели)

Работа с понятием «Музыкотерапия»

Деятельностный этап (25 мин)

Упражнение «Кроссворд»

Информация о видах музыкотерапии

Упражнение «Оркестр»

Упражнение «Синквейн»

Рефлексивно-оценочный этап (10 мин)

Рефлексия


t1642952240aa.gifТехнологическая карта урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность студента

Формиро-вание компетен-ций

I.

Организационно -мотивационный этап (5 мин)


Мобилизационное начало

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и студенты! Сегодня с вами буду работать я, преподаватель музыкальных дисциплин Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий Айгуль Салаватовна Гайсина.

2. Обоснование темы и целеполагание.

Ребята, предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться, настроить свой организм на рабочий момент и прослушать произведение. (Звучит отрывок из оперы «Орфей и Эвридика»).

Ребята, знакомо ли вам данное произведение? Для вас прозвучал отрывок из оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Глюка (1714–1787) — немецкого композитора, одного из виднейших представителей музыкального классицизма. Существует легенда об Орфее и Эвридике. Я предлагаю вам ее послушать. (На севере Греции жил певец Орфей. Он обладал чудесным даром – волшебным голосом, которым пел свои красивейшие песни. Слава о нём шла по всей земле греков. За песни и игру на лире, его полюбила красавица Эвридика. Она стала его женой. Но, однажды, гуляя по лесу, Эвридику укусила змея и она умерла. Велико было горе Орфея. Он целыми днями скитался по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих песнях, что бог подземного царства Аид (к которому улетела душа Эвридики) согласился отпустить её на землю при условии: Орфей не должен смотреть на жену, пока они не переступят порог своего дома. Орфей не сумел сдержать эту клятву и потерял Эвридику навсегда). Отголоски данной легенды нашли свое место и в изобразительном искусстве. Вот какими Орфея и Эвридику видят различные художники (слайд).

- Сюжет легенды основан на общечеловеческих ценностях, поэтому он актуален и сегодня. Послушайте произведения «Танцующие Эвридики» в исполнении Анны Герман. Ее первый альбом назывался именно так «Танцующие Эвридики» (дать учащимся прослушать фрагмент из видео).

-Ребята, давайте условно разделимся на три команды. За активное участие и правильные ответы, я буду поощрять вас музыкальными нотками.

- Какая музыка из прослушанной вам понравилась больше? Почему?

- А были ли у вас случаи, когда вам помогала музыка? Помогла ли она справиться с трудной ситуацией, стрессом или воодушевила вас?

- Таким образом, можно сделать вывод, что музыка обладает магической силой, она воздействует на человека, побуждает нас на добрые дела.

3. Работа с понятием «Музыкотерапия»

Сегодня мы с вами рассмотрим музыку как психотерапевтический метод. В текстах, которые я вам сейчас раздам, вы познакомитесь с историей музыкотерапии, ее средствами и оздоровительным эффектом. Прошу приступить к чтению материала.

Музыкотерапияпсихотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, основанный на целительном воздействии музыки на психическое и физическое состояние человека. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Ещё врачи и мудрецы древности такие как Пифагор, Платон, Аристотель, Авиценна (фото) лечили музыкой психически больных людей. Начиная с XIX века, наука немало узнала о воздействии музыки на человека. Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, музыка спасала наших дедов и прадедов от натисков фашистской армии, не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Симфония Д.Д.Шостаковича, в условиях голода и холода, воодушевляла Ленинградцев и приводила в ярость фашистов. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что музыка- красота искусства, жива, что убить ее невозможно. Ребята, а какие песни на военную тематику знаете вы? Сможете напеть фрагмент из песни? В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у ветеранов. Ассоциация музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов.  В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии. В Германии в 1985 году основали Институт музыкотерапии. Так, в классической музыке наиболее гармоничное сочетание пауз и музыки, быстрого движения и остановок оказывает целебное воздействие на организм.

Сейчас в Германии пациентам с желудочно-кишечными заболеваниями и пониженным иммунитетом рекомендуют слушать Моцарта, произведения Мендельсона, Гершвина помогают при переутомлении. «И от боли, и от страха принимайте фуги Баха!». Бетховен «поможет» «снять» усталость. (Показ фото). В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний. А в Австралии — для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. 

- Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах (фото-слайд). Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган (фото). Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.). А вы знаете, что каждая нота, несет свое целебное свойство….

Определенные ноты влияют на определенные органы:

звуковая частота, соответствующая ноте:

до - влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;

ре — на желчный пузырь и печень;

ми — на органы зрения и слуха;

фа — на мочеполовую систему;

соль — на функции сердца;

ля — легкие и почки;

си — на функцию энергообмена, согревая тело.

Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и музыкотерапия. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Организация своего рабочего места





Прослушивание и восприятие информации.

Восприятие произведения искусства.


Осуществление оценки информации, необходимой для решения задач личностного развития





























Работа в группах-командах


Осуществление индивидуаль-ной и коллективной деятельности






Работа с текстом






t1642952240aa.gif


ОК 4







ОК 4


t1642952240aa.gif


































ОК 4, ОК 6




ОК 4










ОК 4, ОК 6

ПК 5.3








II. Деятельностный этап

(25 мин)


Упражнение «Кроссворд»

Итак, вы, наверное уже изучили данный вам материал, а насколько вы его усвоили мы увидим в процессе работы над кроссвордом. Смотрим на быстроту и правильность оформления.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось? (Разгадывание кроссворда вместе).

Ребята, музыкотерапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных и дошкольных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Информация о видах музыкотерапии

Существуют два направления музыкотерапии…пассивная и активная. Как вы можете объяснить эти термины?

Пассивная  МТ характеризуются тем, что пациент получает музыкотерапевтический сеанс, не участвуя в нем активно, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, он пассивно получает сеанс музыкального воздействия (попросту - только слушает музыку). Активная МТ предполагает непосредственное участие пациента в музыкотерапевтическом процессе (он сам поет, играет на доступных музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные: собственное тело - хлопки, постукивания и пр., выполняет другие творческие задания музыкотерапевта).

А с каким направлением музыкотерапии мы сегодня уже познакомились? (пассивная).

Работа с кроссвордом





Коллективный анализ практической деятельности

Восприятие информации

ОК 4, ОК 6






ПК 5.3











ОК 6




ОК 4


3. Упражнение «Оркестр»

Я предлагаю вам стать участниками активного сеанса музыкотерапии. Вы получили комплект оркестра детских музыкальных инструментов, они относятся к классу ударных инструментов, основу которых составляет ритм, подающий импульсы в мозг, рождающий яркие эмоции.

Я буду петь вам известною песню «Улыбка», а вы с помощью музыкальных инструментов задаете соответствующий ритм, а так же можете подпевать песню…..Молодцы!!!

4.Упражнение «Синквейн»

Ребята, а вы слышали о таком понятии как синквейн?

Синквейн — это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии (слайд). С 1997 года стала использоваться и в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Правила составления синквейна:

· первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

·вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

·третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд). Я приведу свой пример синквейна….

Музыка
нежная, страстная
рождается, слышится, зовет.
Невыразимая словами – западает в душу.

Вдохновение.

Осуществление индивидуаль-ной и коллективной деятельности

ОК 4, ОК 6

ПК 5.3


III. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин)


Наше занятие подходит к концу. Скажите пожалуйста, какие выводы вы сделали для себя? Может ли музыка оказать влияние на развитие общей культуры человека? Не случайно У.Шекспир писал:

«…Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способен на грабёж, измену, хитрость,

Темны, как ночь, души его движенья,

Не верь такому…»

Ребята, я искренне благодарю вас за помощь на уроке. Давайте посмотрим, в какой команде больше всего ноток. Команда с большим количеством нот, является лидером нашего урока. Давайте поаплодируем им!!!! А команды, которые не смогли собрать большого количества нот, не расстраивайтесь, вы тоже большие молодцы, в следующий раз вы обязательно вырветесь в лидеры!

А сейчас запишите домашнее задание. Подберите для себя музыку, обладающую успокаивающим и тонизирующим воздействием именно для вас.

В завершении нашего урока хочу всех поблагодарить за участие и помните, что все вы будущие родители, а музыка начинается в семье. Помогите детям полюбить музыку и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту. Желаю вам никогда не расставаться с музыкой. Спасибо за урок и будьте здоровы!


Анализ и оценка собственной деятельности, деятельности сокурсников.





Анализ и оценка собственной деятельности, деятельности сокурсников.


ОК 4









ОК 4, ОК 6























t1642952240aa.gif

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Методическая разработка урока четко структурирует деятельность преподавателя и деятельность студента. На уроке успешно реализуется бинарный подход в обучении.

t1642952240aa.gif

Все этапы урока и виды деятельности ориентированы на формирование общих компетенций (ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами) и профессиональных компетенций (ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.) по профессиональному модулю «Организация различных видов деятельности и общения детей». Новый подход к организации образовательного процесса способствует качественной подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно осуществлять собственную деятельность в области дошкольного образования и решать реальные задачи в профессиональной деятельности.

Затронутые вопросы организации педагогической деятельности освещены в целостном обобщенном виде. При планировании и проведении урока необходимо руководствоваться основными принципами обучения, направленными на целенаправленное, последовательное, преемственное и творческое освоение студентами всех компетенций в ходе обучения.

К уроку разработаны: конспект, технологическая карта, музыкальный и литературный материал, раздаточный материал для студентов, подготовлена презентация.

t1642952240aa.gif

Итоговым результатом методической разработки урока выступает рациональная организация учебного процесса, ориентированная на качество получения профессионального образования.






t1642952240aa.gif

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Закон об образовании Российской Федерации

2. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. — 2011. — № 5.

3. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. — 2012. — 2 марта.

4. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — СПб.: Союз художников, 2014.

5. ФГОС Дошкольное образование Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. — 2013. — № 5.

6. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. — М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2014.

t1642952240aa.gif







t1642952240aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.