Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение школьников
Многочисленные психологические и социологические исследования указывают на то, что специфика развития самооценки современных школьников характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием личности, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.
Актуальность данной проблемы исследования усиливают и существующие противоречия развития самооценки современных школьников:
- между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в школьном возрасте;
- между новой внутренней точкой зрения и прежним объективным положением подростка;
- между актуальной для школьника системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения.
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто Согласно психологии, уровень притязаний – это стремление человека к достижению той цели, которую он считает для себя достойной. В основе того или иного уровня лежит оценка своих возможностей, потребностью человека является необходимость ее сохранения.
Среди моих одноклассников и друзей много уверенных в себе неординарных ребят, которые добились определенных успехов в учебе, творчестве и спорте. Поэтому мне стало интересно изучить их с точки зрения самооценки: как они сами видят себя среди друзей и насколько считают себя успешными личностями, и мы провели исследование.
Цель исследования - изучить влияние самооценки и уровня притязаний на обучение школьников.
В ходе исследования мы провели опрос среди учеников 10-х классов по методике определения самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейна.
Результаты занесли в таблицы:
Самооценка.
| Девушки, кол-во человек | Парни, кол-во человек |
Завышенная | 0 | 2 |
Норма | 10 | 11 |
Заниженная | 5 | 2 |
У девушек и парней преимущественно нормальная самооценка (10 и 11 человек). Но у девушек, в отличие от юношей, наблюдается и заниженная самооценка (2 человека). Среди парней же есть те, чья самооценка превышает уровень нормы (2 человека).
Уровень притязаний.
| Девушки, кол-во человек | Парни, кол-во человек |
Завышенный | 6 | 6 |
Норма | 9 | 8 |
Заниженный | 0 | 1 |
У сравниваемых групп преимущественно нормальный уровень притязаний (9 и 8 человек), также одинаковое количество людей с завышенным уровнем притязаний (6 человек). Только среди юношей есть один человек с заниженным уровнем притязаний.
Разница между уровнем притязаний и самооценкой.
| Девушки, кол-во человек | Парни, кол-во человек |
Завышенная | 13 | 7 |
Норма | 2 | 5 |
Заниженная | 0 | 3 |
У парней и девушек в основном завышенная разница между уровнем притязаний и самооценкой (13 и 7 человек). Это может говорить о конфликте между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. При сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие. Нормальная разница наблюдается у 2 девушек и 5 юношей. Это значит, что школьник ставит перед собой цели, которых он действительно стремится достичь. У 3 парней заниженная разница между показателями, что говорит о том, что притязание не служит стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.
Самооценка | средний балл | активность | самостоятельность |
Высокая | 4 | средняя | средняя |
Нормальная | 4,5 | высокая | средняя |
Заниженная | 3,5 | низкая | средняя |
Далее мы оценили результаты участников с высокой, нормальной и низкой самооценкой, высчитали средний балл по каждому критерию и поместили данные в таблицу. У опрошенных с заниженной самооценкой наблюдается самый низкий средний балл (3,5), средняя активность и самостоятельность. У школьников с нормальной самооценкой наоборот: самый высокий средний балл среди опрошенных (4,5), высокая активность и средняя самостоятельность. У участников с высокой самооценкой средний балл равен 4, средняя активность и самостоятельность.
Уровень притязаний | средний балл | активность | самостоятельность |
высокий | 4,2 | высокая | высокая |
нормальный | 4,4 | средняя | средняя |
заниженный | 3,4 | низкая | средняя |
Таким же образом мы посчитали и данные по уровню притязаний. Получилось, что у опрошенных с нормальным уровнем притязаний самый высокий средний балл (4,4), средняя самостоятельность и активность. У школьников с высоким уровнем притязаний средний балл составил 4,2, высокие показатели активности и самостоятельности. У участников с заниженным уровнем притязаний самый низкий средний балл среди опрошенных (3,4), низкая активность и средняя самостоятельность.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что школьники с нормальной самооценкой и уровнем притязаний более успешны в учёбе, подростки с высоким уровнем притязаний более активны и самостоятельны. Школьники, которые имеют заниженную самооценку и низкий уровень притязаний менее активны, самостоятельны и успешны в учёбе.
Для поднятия самооценки школьников мы подобрали очень простые и действенные упражнения.
Упражнение 1. Удобно начинать с самого простого. Возьмите лист бумаги и напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами «Я прощаю себя за…». Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними. Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в другим мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…») Затем пишите не менее 10 предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…». Аналогично, в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно здесь писать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.
Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно в течение 1-2 месяцев.
Упражнение 2. «Похвала себе». Каждый день, для кого-то самое удобное время – перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки – мне не за что похвалить себя, - которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность. По мне – так это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.
Упражнение 3. Перекликается с предыдущими. Только хорошее уже ищется во вне. В каждом человеке, с которым взаимодействовали в течение дня, старайтесь найти 1-2 положительные черты. В течение текущего дня учитесь обращать внимание на положительные моменты, начиная от приятного свежего ветерка и заканчивая отсутствием пробок на дорогах. Учитесь замечать и ценить то, что вас окружает. Обязанность человека замечать в текущем дне в несколько раз больше позитивных, чем негативных вещей. При депрессии не менее 15 позитивных моментов в день. Упражнение также ежедневное. Его называют «психологической диетой»
Упражнение 4. Работа со своей тенью. В ходе выполнения первого упражнения вы уже наверняка заметили те качества и поступки, которые вам сложнее всего принять в себе или других. К тени относятся и те вещи, о которых мы говорим: «Я так никогда не поступлю…» «Я не такой…». Когда вы слышите или произносите эти фразы, обратите внимание на нажим, с которым они произносятся, сколько за ними скрытой энергии. Это энергия отвержения. А отвергаем мы... Да, именно её… Свою тень.
Запишите списком всё, что вы не принимаете в себе и в других. Попробуйте объединить это в некий целостный образ. Зарисуйте его. Придумайте и расскажите рассказ от имени этого образа (что нравится – не нравится в жизни, в людях; о чем мечтается; чего не хватает; чего опасается; какие привычки и черты). Подумайте, насколько комфортно ощущает себя на бумаге образ Тени… Дорисуйте нечто, чтобы ей стало хорошо (может быть, ей нужен зеленый луг, цветочки… или мотоцикл… или огромный торт…). Скажите ей добрые и теплые слова, пожелайте ей чего-либо хорошее.
Упражнение 5. Хорошо – это плохо, плохо – это хорошо… Я уже упоминала ранее это упражнение. Оно полезно почти всегда. Повышает объективность восприятия, учит безоценочности восприятия.
Из вашего списка того, какие поступки и качества - свои или чужие - вам не нравятся, выделите наиболее значимые. Начните работать с менее значимых, постепенно переходя к более. На каждое качество или поступок можно выделять от 3 до 7 дней примерно (ориентируйтесь также по ощущениям).
Приведите 3 аргумента в пользу того, что это качество или поступок действительно нечто плохое. Приведите 3 аргумента, когда это качество или поступок полезен и позитивен. Продолжите размышлять, как может формироваться это качество в человеке, в связи с какими обстоятельствами. Для чего помогает отдельно взятому человеку. В каких ситуациях оно выгодно, а когда нет. Когда не выгодно, чем можно заменить другим, каким другим качеством или поведением. Если вы нашли это качество в себе – понаблюдайте за другими, как и для чего проявляется похожее. Если нашли в других, когда вы похоже себя ведете.