12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бутенко Алина Андреевна28


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 им. Я.В. Бочарова»

Благодарненского городского округа Ставропольского края






Влияние пожаров на лесную экосистему




Работу выполнила:

ученица 11 класса МОУ «СОШ №8

им. Я.В. Бочарова»

Травина А.С


Руководитель:

учитель русского языка и литературы













Ставропольский край

2020 г.


Содержание


Введение 3

Глава 1. Лес - наше богатство 5

1.1 Значение леса в жизни общества 5

1.2 Пожар – один из главных причин гибели лесов 7

Глава 2. Защита леса 9

2.1 Основные причины возникновения лесного пожара 9

2.2 Возрождение леса после пожара.………………………………………………………….10

2.3 Экологический опрос………………………………………………………………………12

Заключение.……………………………………………………………………………………..15

Список литературы.………...………………………………………………………..................16

Приложения


















Введение


Ни для кого не секрет, что лес является национальным богатством нашей Родины. Согласно терминологии, лес - это экологическая система, биогеоценоз, в которой главной жизненной формой являются деревья. Так же, следует сказать, что это совокупность земли с древесной, кустарниковой и травяной растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Леса выполняют важнейшие биоэкологические функции: регулируют и фильтруют водные потоки, предотвращают эрозию почвы, сохраняют и повышают плодородие земли, обогащают атмосферу кислородом, влияют на формирование климата и предотвращают загрязнение воздуха. Россию не случайно называют «лесной державой».

В первую очередь, леса служат для нас источником древесины, топливом. Однако, они как и многие другие виды ресурсов несоизмеримо сокращаются. И одной из причин этого явления являются пожары, которые несут за собой неисчислимые материальные, моральные и экологические потери. Особенно часто это возникает в летний период, для которого характерна низкая влажность воздуха, высокая температура и отсутствие осадков в течение длительного периода времени. Особенно быстро распространяется огонь при сильном ветре. Несмотря на принятые законы, материальная база для реализации полноценных мер по профилактике и пожаротушению очень слабая. Тревожит тот факт, что год от года количество пожаров только увеличивается.

Велико и многогранно значение лесов в жизни человека. Они существенно влияют на формирование климата и погоды отдельных географических зон и районов, регулируя баланс солнечной энергии на земной поверхности и в атмосфере, циркуляцию атмосферного тепла и влаги, режим воды в озерах и реках. Леса ослабляют половодья и обмеления рек, способствуют тем самым судоходству и строительству гидроэлектростанций, плотин и каналов. Леса - это легкие всего земного шара, кислород, который дает возможность дышать всем земным организмам.

Лесные пожары наносят огромный урон экологии, а для его восстановления требуются десятки лет. В случае, когда промышленные объекты находятся в непосредственной близости от леса, ущерб от пожара может быть колоссальным. Но наибольшую опасность представляет угроза населенным пунктам, когда лесной пожар может стать причиной смерти людей. Проблема природных пожаров не теряет своей остроты во многих странах мира, и Россия не является исключением. Здесь ежегодно повреждаются пожарами миллионы гектаров леса, наносится ущерб обитателям лесной среды, а также близлежащим населенным пунктам. Исчезают с лица земли различные виды растений и животных, поэтому выбранная нами тема является наиболее актуальной на сегодняшние дни. Ведь сохранность леса - наша общая задача.

Цель работы - изучить влияние лесных пожаров на экосистему, рассмотреть меры профилактики для предотвращения пожаров.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

1) Собрать сведения о значении леса в жизни общества

2) Рассмотреть основные причины гибели леса

3) Выявить причины распространения пожаров, которые являются одной из главных проблем гибели леса

4) Изучить способы возрождения леса после пожара

5) Провести экологический опрос, обобщить и систематизировать полученные результаты.

Методы исследования

1) Изучение специальной литературы по теме исследования;

2)Социологический опрос (анкетирование).

3)Анализ и интерпретация результатов.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в школе, при изучении предмета экологии. Так как экологическое образование является необходимым фактором для формирования адекватного отношения к окружающему миру. Ведь условия нашей жизни все больше и больше зависят от того, как человек влияет на природу.














Глава 1. Лес - наше богатство


1.1 Значение леса в жизни общества


Происхождение и эволюция человека, а также само его существование тесно связано с лесом. На заре цивилизации он служил людям убежищем, являлся местом сбора пищи и материала для жилища. Очень долго лес оставался для населения источником топлива, ценных продуктов, материалов и сырья. Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие – экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Леса производят кислород в процессе фотосинтеза, который нам необходим, чтобы дышать. Также они поглощают углекислый газ, который мы выделяем. По оценкам, одно зрелое, листовое дерево производит дневной запас кислорода для 2-10 человек. Фитопланктон более продуктивный, обеспечивая половину кислорода Земли, но леса по-прежнему являются ключевым источником качественного воздуха. При этом лес еще является и очистителем воздуха, пыль и различные вредные частицы опускаются на листья деревьев и хвою, а в дельнейшем при помощи осадков смываются на земляной покров. Лес выделяет много влаги, в результате чего, сохраняет высокую влажность и защищает от засухи себя и все окружающие его территории. Сохранять чистую пресную воду - вот еще одна немало важная роль леса. Ведь без воды человечество тоже не сможет комфортно существовать. Недостаток этого ресурса чувствует по всей Земле и наша страна не является исключением. Деревья, произрастающие в лесу, испаряют влагу и возвращают ее в атмосферный круговорот, благодаря этому возникают все обстоятельства для более далекого перемещения влаги от океанов и морей поглубже в материк. Если бы существовала такая территория, рядом с которой не находился лес, и океаны и моря были бы удалены от нее, то на такой местности, считают современные исследователи, не возможно было бы проживать людям и развивать сельхозугодья, эта земля была бы засушливой, а то и во все как пустыня. Весной во время таяния снегов и осенью при сильных дождях лес задерживает потоки воды, при этом уровень воды в водоемах балансируется, у берегов водоемов не образуется эрозии, а это значит, что и вода не загрязняется крупицами почвы [1, c.25].

Леса и раздельно стоящие деревья защищают землю от мощного ветра, от наступления запоздалых морозов, от осушения, разрушения и остальных вредных условий, тем самым сохраняют рядом находящиеся сельхозземли, приносящие урожай. Лес способен создать благоприятные условия для выращивания урожая, даже на тех территориях, где до этого выращивать ту или иную культуры было рискованно. Занимаемая лесом территория может обеспечить отличными условиями для произрастания сельскохозяйственных культур площадь, превышающую ее в 10 - 20 раз.

Благодаря лесу на Земле существует большое количество различных живых существ и экосистем. Многие уже не смогут существовать без леса, ведь в лесу обитают примерно треть различных растений и живых существ, которые существуют на нашей Земле. Человечество не стоит на месте, оно упорно развивается, его численность растет, соответственно и средообразующая роль лесного богатства увеличивается [1, c. 74].

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. В лесах содержится большое количество природных лекарств. К примеру, теофиллин, который используется при терапии астмы, содержится в какао-бобах. Около 70 процентов всех известных растений, обладающих противораковыми свойствами, встречаются только в дождевых лесах. Главным материальным ресурсом является древесина. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на полиэтилен принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Согласно данным США, более 1,6 млрд. человек полагаются на леса в некоторой степени для существования, а около 10 млн. человек непосредственно задействованы в управлении или сохранении лесов [12, с.33].

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания – здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха. Лес нередко выступает как защитник свободы и независимости населения. В истории человечества известно много случаев, когда лес выступал в роли последнего убежища для борцов за свободу и тех, кто скрывался в его недрах во избежание гонений – как со стороны правящих режимов, или авторитарных хозяев, так и иностранных захватчиков. Сейчас эта роль стала менее актуальной, хотя и сейчас есть люди, обирающие отшельничество, не находя себя в современном социуме.


1.2 Пожары - одна из главных причин гибели лесов


На сегодняшний день проблема гибели леса это одна из глобальных проблем человечества. Причины, приводящие леса к гибели можно разделить на два основных фактора. К естественным факторам исчезновения и гибели лесов относятся:

- повреждение насекомыми-вредителями и грибками;

- повреждение дикими животными, грызунами;

- болезнь леса;

- воздействие неблагоприятных погодных условий: штормовые и ураганные ветры, смерчи, град, засуха, кислотные дожди и т.п.

К антропогенным факторам исчезновения и гибели лесов относятся:

- лесные пожары;

- вырубка леса;

- человеческая экология – негативное воздействие промышленных выбросов;

- загрязнения леса и браконьерство.

Ученые выяснили, что главной причиной уничтожения лесов в мире являются пожары, причем в большинстве случаев они возникают по вине человека. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. На протяжении многих тысячелетий география лесов, их породный состав, продуктивность, зависели от природно- климатических условий, естественного плодородия земли и стихийных изменений происходящих в природе. Но в результате развития человеческого общества, сохраняя свою зависимость от природы, лес попал под воздействие человека. Жизнь леса, его обитателей зависит напрямую, от каждого из нас.

Мировая статистика утверждает, что 90% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 10% - за счёт молний, главным образом шаровых. Причиной может послужить брошенная в лесу сигарета, непотушенный костер. Особенно возрастает опасность пожара в жаркую, сухую погоду. От одной оброненной спички может вспыхнуть лежащая на земле сухая хвоя - самый горючий материал в лесу. А это грозит большой опасностью. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну. Ежегодно лесные пожары уничтожают около 2 млн. Тонн органических веществ Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, ухудшаются почвенные условия [9, с.70].

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей, вред здоровью человека и даже его гибели. Лесной пожар - это ужасное зрелище, которое представляет собой стихийное бедствие, в результате которого огонь распространяется по лесным площадям. Его опасность – в быстром и стихийном распространении, с которым сложно бороться, а последствия – в длительном восстановлении флоры и фауны на той территории, где он случился, нанесении ущерба экологическому, экономическому, материальному состоянию территории региона, физическому и психологическому здоровью людей [7, c. 75].

Если оценить расходы на тушение лесных пожаров в России, то они будут составлять миллиарды. И все мы должны понимать, что предотвращать их гораздо дешевле, чем тушить. Мы в свою очередь, должны бережно относиться к окружающей среде, беречь её и не забывать про пожарную безопасность.

Таким образом, значение лесов в жизни человека имеет огромное значение. Они существенно влияют на формирование климата и погоды, регулируя баланс солнечной энергии на земной поверхности и в атмосфере, циркуляцию атмосферного тепла и влаги, режим воды в озерах и реках. Леса являются легкими для всего земного шара. Благодаря им на Земле существует большое количество различных живых существ и экосистем. Тем самым, они защищают землю от мощного ветра, от наступления запоздалых морозов, от осушения, разрушения и остальных вредных условий, тем самым сохраняют рядом находящиеся сельхозземли, приносящие урожай, он способен создать благоприятные условия для выращивания урожая. Но всему этому прекрасному сокровищу есть препятствие – пожар, который в свою очередь является неконтролируемым процессом горения и влечет за собой только уничтожение.












Глава 2. Защита леса


2.1 Основные причины возникновения лесного пожара


Всем известно, что лесные пожары представляют собой неконтролируемое горение растительности на лесной территории. Его опасность – в быстром и стихийном распространении, с которым сложно бороться.

Причины возникновения пожара могут быть различны, к примеру, короткие замыкания в линиях электропередач, нарушения правил использования огня в лесах и торфяниках, а также самовозгорание торфа. Прогнозирование широко практикуется для прогнозирования пожаров и направлений их развития, в том числе путем визуальных наблюдений и фотографирования из космоса, в соответствии с комплексным показателем, основанным на суммировании коэффициентов с учетом температуры, погоды, географических и иных условий. Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время отдыха на природе, когда люди зачастую оставляют горящие мусор, костры без присмотра, непотушенные спички и сигареты [2, c. 32].

Основными причинами возникновения огненной стихии в лесу по вине человека могут быть:

- не потушенный огонь (брошенная на землю горящая спичка, непотушенный окурок сигареты, оставленный туристами не погашенный костер);

- выжигание сухой травы вблизи лесов, на лесных полянах;

- искры от глушителя транспортного средства;

- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;

- осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как зажигательная линза, может сфокусировать лучи солнца и разжечь сухую траву;

- сжигание мусора на граничащих с лесопосадками полигонах;

- умышленный поджог

Данное явление уничтожает среду обитания и сложные межвидовые отношения разнообразной флоры и фауны, а также приводит к потере экосистем леса и биоразнообразия. Они наносят ущерб обитаемой и пригодной для жизни конкретных видов животных и растений среды обитания. Пожары изменяют или уничтожают огромное количество растений, которые поддерживают жизнь тысяч диких видов, тем самым вытесняя животных из определенных регионов или даже убивая их [6, c. 86].

Ключевыми видами пожаров, как стихийных бедствий, охватывающих обширные территории в несколько сотен, тысяч и даже миллионов гектаров, считаются ландшафтные пожары - лесные пожары (нижний, верхний, подземный) и степные (полевые).

Низовой пожар - это тип лесного пожара, при котором огонь распространяется на лесную подстилку и нижний ярус лесной растительности.

Верховой пожар отличается от низового тем, что наряду с выгоранием почвенного покрова и лесной подстилки также сжигаются деревья. Они чаще всего встречаются в сухую погоду и при ветрах средней и высокой скорости, за исключением хвойных молодняков, в каковых низовой пожар легко превращается в верховой из-за низко висящих крон, даже при слабом ветре.

Торфяные (подземные) пожары возникают как продолжение низовых пожаров и распространяются через слой торфа на глубину 50 см и более. Горение происходит медленно, практически без доступа кислорода с большим количеством дыма и образованием полостей (выгорания)[4, c.6].

Успех борьбы с лесными пожарами во многом зависит от их своевременного обнаружения и быстрого принятия мер по их ограничению и ликвидации. Большая роль в данном случае отводится работе пожарных служб, службе МЧС, работникам лесных хозяйств, работникам авиации, спасателям, а также добровольная помощь волонтеров и населения.


2.2 Возрождение леса после пожара


После пожара восстановление деревьев происходит очень сложно. Сосна и ель, являясь тонкокорыми породами, погибают даже при слабом низовом пожаре. Причина гибели деревьев при низовых пожарах - повреждение камбия в комлевой части стволов и ожоги кроны. Вследствие повреждения камбия у деревьев происходит омертвление тканей. При повреждении камбия по всей длине ствола деревья погибают.

В случае если лесным насаждениям нанесен сильный урон, лесопатологами назначаются санитарно-оздоровительные мероприятия. Среди них может быть сплошная санитарная рубка леса - когда участок полностью освобождается от древесной и кустарниковой растительности, выборочная санитарная рубка и уборка захламленности участка, которая может проводиться одновременно с вышеуказанными мероприятиями или как самостоятельный вид работы, когда с территории, пройденной огнем, убираются упавшие и обгоревшие деревья, порубочные остатки. После этих мероприятий лесной участок готовят к проведению искусственного лесовосстановления. Этот процесс включает в себя подготовку почвы, посев семян лесных растений, сосны и ели либо посадку новых деревьев, при которой используют сеянцы и саженцы хвойных пород. Работа по возрождению лесов требует огромного терпения и высокого профессионализма. От посева семечка до появления полноценного дерева может пройти 60 - 80 лет. И на протяжении всего этого времени лесным культурам нужен тщательный уход. В случае если участки, затронутые пламенем, пострадали менее значительно, после лесопатологического обследования может быть назначено проведение мер содействия естественному возобновлению лесных насаждений [8, c.22].

В первой половине двадцатого столетия на территории России было 46 типов леса, из них до наших дней сохранилось только 25. Причем некоторые из них – лишь в виде небольших островов, и им грозит уничтожение.

Пожары, в большинстве случаев, наступают не сплошным многокилометровым фронтом, а неровной линией и горят отдельными очагами. Сгоревшие участки соседствуют с уцелевшими, которые служат источником новых Семен и убежищем для животных. Кроме того, не каждое дерево и не вся подстилка сгорают. Не каждое дерево и не вся подстилка сгорают. На восстановительный процесс влияют многие факторы. Среди них главный – интенсивность огня, которая определяется погодой и количеством горючего материала [5, с. 45].

Когда на передовой линии пожара еще догорали его последние очаги, учуяв возможность поживиться, слетаются на поваленные деревья целые полчища короедов и других насекомых. А следом за ними появляются насекомоядные птицы: поползни, дятлы. Грызуны начинают выползать из своих, хорошо изолированных нор.

Спустя полтора месяца после пожара на почерневшей поверхности почвы показываются первые живые стебельки, отрастающие от сохранившихся в почве корневищ, чаще всего это брусника, черника, лишайники. Позднее отрастают папоротник и хвощ, начинает появляться поросль сгоревших при пожаре кустарников, а также ольхи и березы. Там же где существовало хотя бы несколько осин, после пожара образуется почти чистый осинник [11, с.66].

При весеннем пожаре к осени на пожарище могут появиться и всходы древесных пород. Обычно же они появляются на второй год, частично за счет семян сохранившихся после пожара и главным образом благодаря плодоношению деревьев, уцелевших при пожаре. Число лиственных пород местами бывает настолько велико, что они полностью покрывают почву. Очень редко появляются после пожара ели и сосны. Еще хуже обстоит дело с возобновлением кедра, семена которого заносятся на гарь только лишь кедровками.

Более или менее полное зарастание гари травами наступает через 2 – 3 года. Однако коренная растительность, то есть та, которая присуща тому или иному типу леса в ненарушенных условиях, после пожара восстанавливается очень редко [2, c.84].

Таким образом, лесные пожары являются неконтролируемым возгоранием, они быстро распространяются, а бушующее огромное пламя усиливается ветрами и может уничтожить обширную лесистую территорию в течение нескольких минут. Они наносят большой вред лесу и ущерб всему народному хозяйству нашей страны. От огня погибают молодые поколения подроста древесных пород. Послепожарное лесовозобновление и выравнивание показателей численности подроста до контрольного уровня происходит очень долго. И лишь спустя несколько лет (2-3 года) происходит зарастание гари травами, при том, что коренная растительность, после пожара восстанавливается очень редко.


2.3. Экологический опрос


В ходе нашей работы был проведен опрос, целью которого являлось выявление осведомленности учащихся по вопросам экологической направленности, а именно: экология, значение леса в жизни человека, возникновение пожаров, их причинно-следственных связей.

Данный опрос проходил среди учащихся 10-11 классов, в количестве 19 человек, Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №8 им. Я.В. Бочарова».

Диаграмма 1.

Обобщение результатов по вопросу «Экология»


t1608458288aa.png

Среди 19 испытуемых, всего лишь 10 учеников дали верные ответы на поставленный вопрос, ими было определено следующее, что «экология» - это наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений с окружающей средой, что составляет 53%.

Ответ был приближен к интерпретации понятия «экология». Из 19 испытуемых 7 человек считают, что экология - это наука о окружающей среде, что составляет 37%.

Отсутствие ответа на представленный вопрос был нами засчитан в качестве результата. Всего 2 человека не смогли дать ответ – это составляет 10%


Диаграмма 2.

Обобщение результатов на представленный вопрос о пользе леса


t1608458288ab.png

Всего лишь 7 человек из 19 считают, что лес полезен для человека тем, что в лесу имеются большие запасы древесины. Для животных лес является их средой и жилищем. Это составляет 37%.

8 человек уверены, что лес помогает нам очищать воздух, а для животных он является местом добывания пищи. Составляет 42%.

У 4 учащихся ответ был приближен к тому, что лес является источником получения сырья и лекарственных растений, это составляет 21%.

Проанализировав результаты 3 вопроса, мы пришли к выводу о том, что все учащиеся 10-11 классов верно определили причину возникновения лесной катастрофы. К ним относятся: окурки, мусор, костры, намеренные поджоги, а так же искры из автомобилей во время аварии.

Диаграмма 3.

Результаты представленных ответов на вопрос 4: На каком месте стоит такая экологическая проблема - пожары?


t1608458288ac.png

13 человек считают, что пожары - это глобальная проблема, которая стоит на первом месте, так как пожары наносят огромный ущерб всему живому. Это составляет 68%.

И всего 6 человек считают, что пожары стоят на втором месте. Они уверены, что на первом месте экологических проблем стоит загрязнение окружающей среды химическими и бытовыми отходами, что составляет 32%.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что у учащихся 10-11 классов есть недостаточное количество осведомленности в данной экологической области. Лишь некоторые из вопросов были не столь сложны для ребят. Поэтому мы считаем, что такой учебный предмет как экология необходим в изучении.











Заключение


Лес - это уникальный живой организм. И пожар - это ужасное и очень тяжелое испытание для него. Пожар затрагивает все уровни леса целиком: повреждается корневая система, сгорают нижний и верховой уровни. Из-за ветра и легкости воспламенения крон огонь распространяется на огромные расстояния за короткие промежутки времени.

Скорость уничтожения лесного покрова на Земле выше, чем скорость его восстановления. Даже с привлечением человека для посадки новых лесов природа не успевает восстановить утраченный покров. Это приводит к обезлесению и последующему опустыниванию территорий, что негативно сказывается на климате, экосистеме, распределении ресурсов.

Глобально лесные пожары влияют на климат путем выгорания больших площадей, что приводит к опустыниванию. При этом нарушаются процессы фотосинтеза в лесу, при которых вырабатываются молекулы кислорода, образующие в атмосфере озоновый слой. Сокращение каналов поступления кислорода может привести к сокращению толщины и разрыву озонового слоя, что влечет глобальные изменения климата: таяние ледников, повышение температуры.

Для защиты леса от возгораний проводится ряд мероприятий по возведению физических преград к распространению огня. К таким мероприятиям относятся:

- рубки сухих деревьев;

- очистка леса от сухих остатков и следов рубки;

- возведение заградительных канав.

Кроме этого, регулярно проводится мониторинг состояния территории путем обходов, объездов, наблюдений с вышек и из космоса. С помощью физических барьеров лес делится на участки, что способствует ограничению распространения огня.

Нами был проведен экологический опрос, который выявил примерный (недостаточно высокий) уровень осведомленности учащихся 10-11 классов с предметной областью - экология. Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что представленный теоретический материал, а так же разработанные буклеты и методические вопросы могут быть использованы в школе, при изучении предмета экологии.







Список литературы



1. Молчанов А.А. Влияние леса на окружающую среду – М;2015

2. М. А. Сафронов, А. Д. Вакуров. «Огонь в лесу» Издательство «Наука», Новосибирск, 2018.

3. «Гражданская оборона». Под редакцией А.Т. Алтунина Воениздат, Москва, 2015.

4.В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. «Гражданская оборона». Издательство «Высшая Школа», Москва, 2016.

5. М. И Богданов., Г.Ф Архипов., Е.И. Мястенков . «Справочник по пожарной технике и тактике». Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2017. - 120 с.

6. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейший элемент национальной безопасности России. «Лесной бюллетень», №8-9 2016 г

7. Ушаков М. И., Николаева И. О., Фролова А. В., Морозов А. М. «Лесной пожар и его влияние на лес», Молодой ученый. - 2016.

8. Щербов Б.Л., Лазарева Е.В., Журкова И.С. «Лесные пожары и их последствия», Новосибирск: ГЕО, 2015.

9. «Основы безопасности жизнедеятельности», Лужкин И.П., Санкт-Петербург, 2015

10. Воронцов АЛ.,Щетикский ЕЛ., Никодимоб И.Д. Охрана природы. М: Агропромиздат. 2017 С. 101-298.

11. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. М.: Труд. 2015. 12 с..

12.Газета. ru «Ситуация с лесными пожарами».

13. И.С. Мелехов Лесные пожары и борьба с ними / И.С. Мелехов – М.: Книга по Требованию, 2018. – 80с.


















Приложение 1



Диаграмма 1.

Обобщение результатов по вопросу «Экология»



t1608458288ad.png

























Приложение 2



Диаграмма 2.

Обобщение результатов на представленный вопрос о пользе леса


t1608458288ae.png




























Приложение 3




Диаграмма 3.

Результаты представленных ответов на вопрос 4: На каком месте стоит такая экологическая проблема - пожары?



t1608458288af.png




















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.