Урок экологии «Гомеостаз экосистемы»

1
0
Материал опубликован 12 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала


 

Гомеостаз экосистемы

Экосистемы характеризуются потоками энергии и круговоро­том веществ, а также развитыми информационными сетями, свя­зывающими все части системы и управляющими ею как единым целым. Поэтому можно сказать, что экосистемы имеют киберне­тическую природу.


 

Степень достигаемой стабильности экосистемы зависит как от степени воздействия окружающей среды, так и от эффектив­ности внутренних управляющих механизмов

Способность системы быстро восстанавливать свое состояние после прекращения внешних воздействий определяется влиянием отрицательной обратной связи. Если положительная обратная связь усиливает отклонение системы от состояния равновесия, то отрицательная обратная связь - его уменьшает.

Данная зависимость проявляется в принципе Ле Шателье - Брауна: при внешнем воздействии, выводящем систему из со­стояния устойчивого равновесия, равновесие смещается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ос­лабляется.

(Вспомните принцип смещения химического равновесия Ле Шателье из курса химии.)

Способность экосистемы к самоподдержанию и саморегули­рованию называется гомеостазом. В основе гомеостаза лежит принцип отрицательной обратной связи. Благодаря именно этой связи регулируются процессы запасания и высвобождения пита­тельных веществ, продуцирования и разложения органических соединений.

Поддержание гомеостаза экосистемы возможно лишь в опре­деленных пределах. Вне сферы действия отрицательной обратной связи вступает в силу положительная обратная связь.

Рассмотрим пример.

В практике сельского хозяйства повышение урожайности часто связывают с количеством уносимых удобрений. Однако иногда удобрений вносится столько, что система гомеостаза вы­ходит за верхний предел действия отрицательной обратной связи, вследствие чего в агроценозе начинаются необратимые измене­ния, приводящие к деградации возделываемых площадей. Приме­ры увлечения удобрениями, приводящего к эрозии и засолению полей, можно найти в практике сельского хозяйства разных госу­дарств

Вопросы и задания

1.Как вы понимаете кибернетическую природу экосисте­мы? В чем смысл положительной и отрицательной об­ратных связей?

2.В чем заключается принцип Ле Шателье-Брауна?

3.Что называется гомеостазом экосистемы?

Биологические основы гомеостаза.

 

 

 

Динамика популяций. Гомеостаз популяций

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.