12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Билалова Хава Газиявовна169
Учитель биологии МКОУ "Дылымская гимназия имени М.Салимгереева". Классный руководитель. Работаю с 2001 года.
Россия, Дагестан респ., Казбековский район, с.Дылым

МКОУ «Дылымская гимназия имени М.Салимгереева»










Методическая разработка урока

по дисциплине: биология

Тема урока: Природные экосистемы













Дылым 2019 г.

Тема: «Природные экосистемы»

Цель: создать условия для расширения и актуализации знаний учащихся о природных экосистемах; рассмотреть факторы среды, влияющие на существование экосистем, на примере Каспийского моря.

Задачи

Образовательная:

сформировать представления учащихся о природных экосистемах.

познакомить учащихся со структурой, свойствами экосистем.

сформировать знания о процессах, происходящих в экосистемах.

выявить влияние экологических факторов на природные экосистемы.

Воспитательная: 

формирование мировоззренческой идеи единства живой природы;

совершенствовать у учащихся системное представление об организации живой природы;

развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию;

обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся;

развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; 

воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах.

Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.


Тип урока: комбинированный

Используемые педагогические технологии:

Информационно - коммуникационные

Кейс – технология

Технология критического мышления (кластер)

Проектная технология

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.

Продолжительность урока: 45 минут


Пояснительная записка

Аннотация к уроку:

Урок «Природные экосистемы» разработан для учащихся 11 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Природные экосистемы». Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии критического мышления, интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, создание мини – проекта «Красная книга Каспийского моря», приемы: «Кластер», «Ключевое слово». Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.

Предметная область: биология

Класс: 11

УМК: Теремов А.В., Петросова Р.А.

Тема урока: Природные экосистемы.

Место урока в рабочей программе: пятый урок в разделе «Сообщества и экологические системы»

Цели:

Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о природных экосистемах, об их структуре и взаимосвязи в биосфере;

Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к окружающей среде, родному краю; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к природе.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

Имеют представление об экосистемах;

Умеют классифицировать экосистемы, распределять их по группам;

Называют последствия нарушения природного равновесия, приводят примеры;

Характеризуют природные экосистемы, выясняют экологические проблемы и меры охраны природы;


Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником, дополнительной литературой);

практические (составление схем, мини - проекта, поиск информации);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

приемы: «Кластер», «Ключевое слово».

Основные вопросы:

понятие об экосистемах, их связи, компоненты, уровни;

характеристика природных экосистем, их компонентов;

основные экологические проблемы экосистем, меры борьбы.

Средства обучения:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Дополнительный текстовый материал;

Презентация «Природные экосистемы»;

Рабочий лист.


Список литературы

для учителя:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Экология. Учебное пособие. М: Знание 1997г.

Биология, Том 2, Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., 2004.

https://ru.wikipedia.org/Экосистема

https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373

https://bingoschool.ru/manual/313/


для учащихся:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

https://ru.wikipedia.org/Экосистема

https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373


Предметы интеграции: биология, география, история.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.


Ход урока:

Организационный момент:

просмотр видео «Салатавия – мой край родной»

- Здравствуйте! Я – Билалова Хава Газиявовна, и приехала я к вам из этой прекрасной земли - Салатавия.

- Сейчас, я бы хотела обсудить с вами, что вы увидели на видеофрагменте? (лес, горы, река)

- Да, и это все моя малая родина – моя Салатавия.

- Как вы думаете, к каким компонентам природы относятся горы, река, лес, луг? (экосистема)

- И как будет называться тема нашего урока? (Природные экосистемы)

- Запишите тему урока в рабочих листах (Приложение 1).

Актуализация знаний:

- Для того, чтобы перейти к нашей теме, нам необходим определенный багаж знаний. И сейчас, я вам предлагаю повторить пройденный материал, и поможет нам в этом кластер, который мы будем составлять на доске.

Кластер составляется на доске учащимися по мере того, как отвечают на вопросы:

- Что называется экосистемой? (биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними)

- Кто является автором термина? (А.Тенсли, 1935)

- Какие компоненты составляют экосистему? (экотоп: климатоп, эдафотоп + биоценоз: продуценты (от лат. producens – создающий), консументы (от лат. consume - потребляю), редуценты (от лат. reducens - возвращающий))

- Какими свойствами обладает экосистема? (целостность, саморазвитие, саморегуляция, самовоспроизведение, устойчивость)

- Какие связи существуют в экосистеме? (топические (от лат. topos - место); трофические (от лат. trophe - питаюсь); форические (от лат. foras - наружу); фабрические (от лат. fabrica – мастерская)

- Уровни экосистем? (микро – капля воды, лужица, ствол дерева, аквариум; мезо – лес, пруд, озеро, река; макро - океан, континент, ПЗ; глобальная экосистема - биосфера)

- Какие бывают экосистемы, по происхождению? (Природные, антропогенные)

- Спасибо, молодцы!

Изучение нового материала:

- Внимание на экран.

Просмотр видео «озеро Горенжо»

- Что вы увидели?

- Да, это озеро – памятник природы Казбековского района – озеро Горенжо, что в переводе с аварского языка означает пиявка.

- Озеро является экосистемой?

- Какая это экосистема? (природная, водная)

- Внимание на экран.

Просмотр видео «Махачкала»

- Узнали? Да, это город Махачкала. А город – экосистема? Какая? (урбанизированная)

- В городе встречаются природные экосистемы?

- Какая уникальная природная экосистема есть в Махачкале? (Каспийское море-озеро)

- Чем уникален Каспий? (происхождение, флора и фауна)

- Какие факторы среды оказывают влияние на экосистему?

- Всё ли хорошо в Каспийском море?

- Хорошо. К этому вопросу мы вернемся после выполнения следующего задания.

Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)

- Предлагаю вам поработать сообща.

Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания - 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.

Мы должны уважать мнение каждого. Если ты живешь и работаешь в коллективе, ты должен уметь выслушивать, давать возможность выступить, выслушать, постараться понять. Это залог плодотворного сотрудничества.

Групповая работа:

знакомство с материалом;

распределение заданий внутри группы;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

подведение итогов группового задания.

- Для работы у вас на столах кейсы с заданиями. Вы можете использовать разные источники информации: учебники, QR – коды, которые сможете просканировать через телефон или планшет (Приложение 2).


Выступление групп (проблемы моря выписать на отдельные листы и при презентации заклеить на доску)


- Какие экологические проблемы Каспийского моря выявили?

- Какой компонент данной экосистемы страдает больше всего?

- Какие меры принимают государства мира для защиты живых организмов?

- Создаются заповедники, национальные парки. Многие растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу.


А также 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики  Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана была подписана региональная международная конвенция - Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea).  Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 г.

Целью Конвенции, которая часто именуется Тегеранской конвенцией, является «защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов» (статья 2 Конвенции).

- Что значит Красная книга?


Знакомство с Красной книгой, ее страницами.

Первая Красная книга была создана в 1966 году международным Союзом охраны природы и природных ресурсов при ООН, а Красная книга СССР появилась в 1978 году. В Красной книге 2001 года занесено 533 вида растений и 412 видов животных. Они изображены на цветных страницах:

черные страницы – вымершие виды; категория 0

красные страницы – находящиеся на грани исчезновения; категория 1

желтые страницы – уязвимые виды, численность, которых быстро уменьшается; категория 2

белые страницы – редкие виды, численность которых всегда была мала; категория 3

серые страницы – мало изученные виды; категория 4

зеленые страницы – восстановленные виды; категория 5


В 1998 году вышло в свет первое издание Красной книги Республики Дагестан, а в 2009 г. вышло второе издание, в которую внесены 176 видов растений и 206 видов животных.

- Ребята, я предлагаю вам, создать свою Красную книгу - Красную книгу Каспия.


Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)

- Предлагаю вам поработать сообща.

- Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания – 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.


Задание: Составить мини-проект «Красная книга Каспия», используя разные источники информации: Красная книга Дагестана, QR- коды. В конце работы, нужно выбрать лозунг из предложенного списка и презентовать свои страницы (Приложение 3).

В нашей книге не будет черных страниц, и, надеюсь, что в дальнейшем будущем останутся только зеленые страницы и появится множество книг, которые будут описывать уникальные растительные и животные организмы.


Выступление групп (по мере выступления групп, страницы собираются в брошюру)


Прослушивание аудиозаписи «Шум моря», на доске фотография «Каспийское море»

- Ребята, что вы чувствуете?

- Это наше богатство, уникальная экосистема, которую мы с вами обязаны сохранить для будущих поколений.

- Вы отлично поработали, и я думаю, вы продолжите работу по изучению экологии Каспийского моря и найдете новые пути решения сложившихся проблем.


Закрепление.

- На ваших рабочих листах даны задания ЕГЭ по теме нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вам выполнить данные задания, время на выполнение – 3 минуты.

Взаимопроверка.

- Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!


Рефлексия – «ключевое слово»

- Попрошу встать всех в круг. Выскажите, пожалуйста, по одному слову, которое на ваш взгляд характеризует наш урок.

- Мы с вами люди, в наших руках будущее не только наше, но и всего человечества и нашей планеты. Именно от нас зависит, будет ли человек прогрессировать и существовать на Земле или же исчезнет, как и многие виды живых организмов.

- Я вас благодарю за плодотворную работу, было приятно с вами сотрудничать. Удачи в будущем!


Домашнее задание:

- параграф 61;

- творческое задание: подготовить презентацию по темам «Экологические проблемы Каспия», «Уникальная экосистема - Каспийское море» (на выбор)






Список использованной литературы:

для учителя:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Экология. Учебное пособие. М: Знание 1997г.

Биология, Том 2, Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., 2004.

https://ru.wikipedia.org/Экосистема

https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373

https://bingoschool.ru/manual/313/



для учащихся:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

https://ru.wikipedia.org/Экосистема

https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373

https://bingoschool.ru/manual/313/




















Приложение 1

Рабочий лист

к уроку биологии

ученика (цы) 11 класса

______________________________________________


Тема: __________________________________________


Составление кластера по вопросам:


Что называется экосистемой?

Кто является автором термина?

Какова структура экосистемы?

Какими свойствами обладает экосистема?

Какие связи существуют в экосистеме?

Уровни экосистем?

Виды экосистем по происхождению?



Выполните задания ЕГЭ.

1) Установите соответствие между примерами и факторами среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ФАКТОР

А) солевой состав воды

Б) наличие конкурентов

В) толщина ледового покрова на озере

Г) обилие хищников

Д) скученность населения популяции

Е) влажность почвы

1) биотический

2) абиотический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е








2) Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ

А) выделяют в атмосферу кислород

Б) минерализуют органические вещества

В) в цепи питания бывают разных порядков

Г) создают органические вещества из неорганических

Д) представлены только животными

Е) вызывают гниение мёртвых организмов

консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е








3) Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 

1) температура воздуха

2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами

3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода

















Приложение 2

1 группа

В Каспийском море наблюдается снижение численности кильки. С чем это связано? Каковы последствия исчезновения кильки?

Составьте 2-3 цепи питания, используя предложенные организмы.

2 группа

Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. В 1995 году уровень достиг отметки -26,7 м. С 1996 года опять наметилась тенденция к понижению. Но в 2001 году уровень воды стал вновь повышаться и достиг отметки -26,3 метра. В 2011 году уровень Каспия достиг – 27 метров. К чему может привести дальнейший подъем уровня воды Каспия? Каковы причины колебаний уровня воды Каспийского моря?

Гидробиологии обнаружили, что в воде при концентрации солей 30 г/л – 64 вида животных, при концентрации 100 г/л – 38 видов, при 160 г/л – 12 видов, при 200 г/л – 1 вид. При какой солености жизнь в водоеме отсутствует? Грозит ли уничтожение животных Каспийского моря, из-за повешения солености воды?

t1594640677aa.gif

3 группа

В 1820 году была пробурена первая нефтяная скважина в Каспийском море и началась транспортировка нефти водным путем. Какой вред наносится экосистеме Каспия?

Определите другие проблемы Каспия, связанные с деятельностью человека.

t1594640677aa.gif





Приложение 3

1 группа – красные – составляют красные страницы книги, используя QR – код:

t1594640677ab.gif

2 группа – желтые – составляют желтые страницы книги, используя QR - код: t1594640677ab.gif

3 группа – белые – составляют белые страницы книги, используя Красную книгу Республики Дагестан.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.