Урок биологии на тему «Природные экосистемы» (11 класс)
МКОУ «Дылымская гимназия имени М.Салимгереева»
Методическая разработка урока
по дисциплине: биология
Тема урока: Природные экосистемы
Дылым 2019 г.
Тема: «Природные экосистемы»
Цель: создать условия для расширения и актуализации знаний учащихся о природных экосистемах; рассмотреть факторы среды, влияющие на существование экосистем, на примере Каспийского моря.
Задачи
Образовательная:
сформировать представления учащихся о природных экосистемах.
познакомить учащихся со структурой, свойствами экосистем.
сформировать знания о процессах, происходящих в экосистемах.
выявить влияние экологических факторов на природные экосистемы.
Воспитательная:
формирование мировоззренческой идеи единства живой природы;
совершенствовать у учащихся системное представление об организации живой природы;
развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию;
обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся;
развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности;
воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах.
Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.
Тип урока: комбинированный
Используемые педагогические технологии:
Информационно - коммуникационные
Кейс – технология
Технология критического мышления (кластер)
Проектная технология
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.
Продолжительность урока: 45 минут
Пояснительная записка
Аннотация к уроку:
Урок «Природные экосистемы» разработан для учащихся 11 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Природные экосистемы». Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии критического мышления, интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, создание мини – проекта «Красная книга Каспийского моря», приемы: «Кластер», «Ключевое слово». Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.
Предметная область: биология
Класс: 11
УМК: Теремов А.В., Петросова Р.А.
Тема урока: Природные экосистемы.
Место урока в рабочей программе: пятый урок в разделе «Сообщества и экологические системы»
Цели:
Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о природных экосистемах, об их структуре и взаимосвязи в биосфере;
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к окружающей среде, родному краю; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к природе.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
Имеют представление об экосистемах;
Умеют классифицировать экосистемы, распределять их по группам;
Называют последствия нарушения природного равновесия, приводят примеры;
Характеризуют природные экосистемы, выясняют экологические проблемы и меры охраны природы;
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы:
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
Дополнительные:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником, дополнительной литературой);
практические (составление схем, мини - проекта, поиск информации);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);
приемы: «Кластер», «Ключевое слово».
Основные вопросы:
понятие об экосистемах, их связи, компоненты, уровни;
характеристика природных экосистем, их компонентов;
основные экологические проблемы экосистем, меры борьбы.
Средства обучения:
Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.
Дополнительный текстовый материал;
Презентация «Природные экосистемы»;
Рабочий лист.
Список литературы
для учителя:
Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.
Экология. Учебное пособие. М: Знание 1997г.
Биология, Том 2, Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., 2004.
https://ru.wikipedia.org/Экосистема
https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373
https://bingoschool.ru/manual/313/
для учащихся:
Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.
https://ru.wikipedia.org/Экосистема
https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373
Предметы интеграции: биология, география, история.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.
Ход урока:
Организационный момент:
просмотр видео «Салатавия – мой край родной»
- Здравствуйте! Я – Билалова Хава Газиявовна, и приехала я к вам из этой прекрасной земли - Салатавия.
- Сейчас, я бы хотела обсудить с вами, что вы увидели на видеофрагменте? (лес, горы, река)
- Да, и это все моя малая родина – моя Салатавия.
- Как вы думаете, к каким компонентам природы относятся горы, река, лес, луг? (экосистема)
- И как будет называться тема нашего урока? (Природные экосистемы)
- Запишите тему урока в рабочих листах (Приложение 1).
Актуализация знаний:
- Для того, чтобы перейти к нашей теме, нам необходим определенный багаж знаний. И сейчас, я вам предлагаю повторить пройденный материал, и поможет нам в этом кластер, который мы будем составлять на доске.
Кластер составляется на доске учащимися по мере того, как отвечают на вопросы:
- Что называется экосистемой? (биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними)
- Кто является автором термина? (А.Тенсли, 1935)
- Какие компоненты составляют экосистему? (экотоп: климатоп, эдафотоп + биоценоз: продуценты (от лат. producens – создающий), консументы (от лат. consume - потребляю), редуценты (от лат. reducens - возвращающий))
- Какими свойствами обладает экосистема? (целостность, саморазвитие, саморегуляция, самовоспроизведение, устойчивость)
- Какие связи существуют в экосистеме? (топические (от лат. topos - место); трофические (от лат. trophe - питаюсь); форические (от лат. foras - наружу); фабрические (от лат. fabrica – мастерская)
- Уровни экосистем? (микро – капля воды, лужица, ствол дерева, аквариум; мезо – лес, пруд, озеро, река; макро - океан, континент, ПЗ; глобальная экосистема - биосфера)
- Какие бывают экосистемы, по происхождению? (Природные, антропогенные)
- Спасибо, молодцы!
Изучение нового материала:
- Внимание на экран.
Просмотр видео «озеро Горенжо»
- Что вы увидели?
- Да, это озеро – памятник природы Казбековского района – озеро Горенжо, что в переводе с аварского языка означает пиявка.
- Озеро является экосистемой?
- Какая это экосистема? (природная, водная)
- Внимание на экран.
Просмотр видео «Махачкала»
- Узнали? Да, это город Махачкала. А город – экосистема? Какая? (урбанизированная)
- В городе встречаются природные экосистемы?
- Какая уникальная природная экосистема есть в Махачкале? (Каспийское море-озеро)
- Чем уникален Каспий? (происхождение, флора и фауна)
- Какие факторы среды оказывают влияние на экосистему?
- Всё ли хорошо в Каспийском море?
- Хорошо. К этому вопросу мы вернемся после выполнения следующего задания.
Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)
- Предлагаю вам поработать сообща.
Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания - 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.
Мы должны уважать мнение каждого. Если ты живешь и работаешь в коллективе, ты должен уметь выслушивать, давать возможность выступить, выслушать, постараться понять. Это залог плодотворного сотрудничества.
Групповая работа:
знакомство с материалом;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
подведение итогов группового задания.
- Для работы у вас на столах кейсы с заданиями. Вы можете использовать разные источники информации: учебники, QR – коды, которые сможете просканировать через телефон или планшет (Приложение 2).
Выступление групп (проблемы моря выписать на отдельные листы и при презентации заклеить на доску)
- Какие экологические проблемы Каспийского моря выявили?
- Какой компонент данной экосистемы страдает больше всего?
- Какие меры принимают государства мира для защиты живых организмов?
- Создаются заповедники, национальные парки. Многие растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу.
А также 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана была подписана региональная международная конвенция - Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea). Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 г.
Целью Конвенции, которая часто именуется Тегеранской конвенцией, является «защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов» (статья 2 Конвенции).
- Что значит Красная книга?
Знакомство с Красной книгой, ее страницами.
Первая Красная книга была создана в 1966 году международным Союзом охраны природы и природных ресурсов при ООН, а Красная книга СССР появилась в 1978 году. В Красной книге 2001 года занесено 533 вида растений и 412 видов животных. Они изображены на цветных страницах:
черные страницы – вымершие виды; категория 0
красные страницы – находящиеся на грани исчезновения; категория 1
желтые страницы – уязвимые виды, численность, которых быстро уменьшается; категория 2
белые страницы – редкие виды, численность которых всегда была мала; категория 3
серые страницы – мало изученные виды; категория 4
зеленые страницы – восстановленные виды; категория 5
В 1998 году вышло в свет первое издание Красной книги Республики Дагестан, а в 2009 г. вышло второе издание, в которую внесены 176 видов растений и 206 видов животных.
- Ребята, я предлагаю вам, создать свою Красную книгу - Красную книгу Каспия.
Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)
- Предлагаю вам поработать сообща.
- Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания – 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.
Задание: Составить мини-проект «Красная книга Каспия», используя разные источники информации: Красная книга Дагестана, QR- коды. В конце работы, нужно выбрать лозунг из предложенного списка и презентовать свои страницы (Приложение 3).
В нашей книге не будет черных страниц, и, надеюсь, что в дальнейшем будущем останутся только зеленые страницы и появится множество книг, которые будут описывать уникальные растительные и животные организмы.
Выступление групп (по мере выступления групп, страницы собираются в брошюру)
Прослушивание аудиозаписи «Шум моря», на доске фотография «Каспийское море»
- Ребята, что вы чувствуете?
- Это наше богатство, уникальная экосистема, которую мы с вами обязаны сохранить для будущих поколений.
- Вы отлично поработали, и я думаю, вы продолжите работу по изучению экологии Каспийского моря и найдете новые пути решения сложившихся проблем.
Закрепление.
- На ваших рабочих листах даны задания ЕГЭ по теме нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вам выполнить данные задания, время на выполнение – 3 минуты.
Взаимопроверка.
- Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
Рефлексия – «ключевое слово»
- Попрошу встать всех в круг. Выскажите, пожалуйста, по одному слову, которое на ваш взгляд характеризует наш урок.
- Мы с вами люди, в наших руках будущее не только наше, но и всего человечества и нашей планеты. Именно от нас зависит, будет ли человек прогрессировать и существовать на Земле или же исчезнет, как и многие виды живых организмов.
- Я вас благодарю за плодотворную работу, было приятно с вами сотрудничать. Удачи в будущем!
Домашнее задание:
- параграф 61;
- творческое задание: подготовить презентацию по темам «Экологические проблемы Каспия», «Уникальная экосистема - Каспийское море» (на выбор)
Список использованной литературы:
для учителя:
Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.
Экология. Учебное пособие. М: Знание 1997г.
Биология, Том 2, Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., 2004.
https://ru.wikipedia.org/Экосистема
https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373
https://bingoschool.ru/manual/313/
для учащихся:
Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.
https://ru.wikipedia.org/Экосистема
https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=373
https://bingoschool.ru/manual/313/
Приложение 1
Рабочий лист
к уроку биологии
ученика (цы) 11 класса
______________________________________________
Тема: __________________________________________
Составление кластера по вопросам:
Что называется экосистемой?
Кто является автором термина?
Какова структура экосистемы?
Какими свойствами обладает экосистема?
Какие связи существуют в экосистеме?
Уровни экосистем?
Виды экосистем по происхождению?
Выполните задания ЕГЭ.
1) Установите соответствие между примерами и факторами среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
ФАКТОР |
А) солевой состав воды Б) наличие конкурентов В) толщина ледового покрова на озере Г) обилие хищников Д) скученность населения популяции Е) влажность почвы |
1) биотический 2) абиотический |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
2) Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ |
А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) в цепи питания бывают разных порядков Г) создают органические вещества из неорганических Д) представлены только животными Е) вызывают гниение мёртвых организмов |
консументы 2) продуценты 3) редуценты |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
3) Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
Приложение 2
1 группа
В Каспийском море наблюдается снижение численности кильки. С чем это связано? Каковы последствия исчезновения кильки?
Составьте 2-3 цепи питания, используя предложенные организмы.
2 группа
Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. В 1995 году уровень достиг отметки -26,7 м. С 1996 года опять наметилась тенденция к понижению. Но в 2001 году уровень воды стал вновь повышаться и достиг отметки -26,3 метра. В 2011 году уровень Каспия достиг – 27 метров. К чему может привести дальнейший подъем уровня воды Каспия? Каковы причины колебаний уровня воды Каспийского моря?
Гидробиологии обнаружили, что в воде при концентрации солей 30 г/л – 64 вида животных, при концентрации 100 г/л – 38 видов, при 160 г/л – 12 видов, при 200 г/л – 1 вид. При какой солености жизнь в водоеме отсутствует? Грозит ли уничтожение животных Каспийского моря, из-за повешения солености воды?
3 группа
В 1820 году была пробурена первая нефтяная скважина в Каспийском море и началась транспортировка нефти водным путем. Какой вред наносится экосистеме Каспия?
Определите другие проблемы Каспия, связанные с деятельностью человека.
Приложение 3
1 группа – красные – составляют красные страницы книги, используя QR – код:
2 группа – желтые – составляют желтые страницы книги, используя QR - код:
3 группа – белые – составляют белые страницы книги, используя Красную книгу Республики Дагестан.