Урок-практикум по экологии «Влияние рекреации на состояние лесных фитоценозов» (8–10 класс)
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической работы
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Цель работы: изучить влияние рекреационной нагрузки на состояние лесных фитоценозов.
Материалы и оборудование: рулетка, топор.
Рекреация - воздействие человека на окружающую среду в процессе отдыха. Изменения растительности, происходящие под действием рекреации, получили название рекреационной дигрессии. Рекреационная нагрузка - это показатель, позволяющий оценить интенсивность воздействия и степень дигрессии растительных сообществ.
При проведении исследований сначала осуществлялось рекогносцировочное обследование территории. При этом выделялись насаждения, находящиеся в разных стадиях рекреационной дигрессии согласно общепринятой методике (Казанская, Ланина, Марфенин, 1977).
Первая стадия. Характеризуется ненарушенной, пружинящей под ногами подстилкой, полным набором характерных для данного типа леса травянистых видов с многочисленным разновозрастным подростом.
Вторая стадия. Вытоптанные участки занимают не более 5 % территории. Начинается разрушение подстилки и проникновение опушечных видов под полог леса.
Третья стадия. Выбитые участки занимают до 10-15 % всей площади. Начинается изреживание верхнего полога, подроста и подлеска. В напочвенный покров внедряются луговые и сорные виды.
Четвертая стадия. Лесной биогеоценоз приобретает своеобразную структуру, заключающуюся в чередовании куртин подроста и подлеска, отграниченных полянами и тропинками. На полянах полностью разрушена подстилка, разрастаются луговые травы, происходит задернение почвы. Подрост остается только под защитой куртин; жизненность его очень низка. Выбитые участки занимают 15-20 % площади.
Пятая стадия. Выбитая площадь увеличивается до 60-100 % территории. Значительная часть площади лишена растительности, сохраняются лишь фрагменты сорняков и однолетников. Подрост почти полностью отсутствует. Все сохранившиеся деревья больны или с механическими повреждениями, у значительной их части корни обнажены и выступают на поверхность почвы.
Исследования проводят в сообществах одного класса возраста. Выбирают два участка, один из которых испытывает слабое рекреационное влияние (1-2-я стадии рекреационной дигрессии), второй - сильное (3-5-я стадии). В пределах обоих участков закладывают пробные площади (1111) размером 20 х 20 м и выполняют геоботани- ческие описания. Дополнительно определяют показатели, позволяющие оценить степень рекреационной дигрессии участков: площадь тропиночной сети (в % от общей площади участка) и толщину лесной подстилки (не менее чем в 10-кратной повторности). При описании древостоя у 10 деревьев ели на боковых ветвях, расположенных на одной высоте, выявляют длительность жизни хвои и измеряют длину хвоинок. Выбирают 2-3 типичных лесных растения травяно- кустарничкового яруса (например, чернику, бруснику, майник двулистный) и измеряют у них высоту, длину и ширину листа не менее чем в 10-кратной повторности для каждого вида.
В камеральных условиях выполняют краткие описания мест расположения двух ПП. Производят анализ состояния лесных фитоценозов в условиях их рекреационного использования: рассчитыва- • ются показатели рекреационной нагрузки и определяется стадия рекреационной дигрессии, данные заносятся в таблицу.
Показатели |
рекреационной дигрессии |
||
Степень рекреационной нагрузки |
Стадия рекреационной дигрессии |
Площадь тропиночной сети,% |
Мощность лесной подстилки, см |
Слабая |
|||
Сильная |
Состояние древесного яруса при различных рекреационных нагрузках
Стадия дшрес- сии |
Густота, шт./га |
Высота, м |
Диаметр, см |
Сомкну тость крон |
Доля фаутных деревьев, % |
Длина хвои, см |
Длительность жизни хвои,лет |
Состояние подроста при различных рекреационных нагрузках
Стадия дигрессии |
Густота, шт./га |
Высота, м |
Жизненное состояние |
Состояние кустарникового яруса при различных рекреационных нагрузках
Стадия дигрессии |
Густота, шт./га |
Высота, м |
Жизненное состояние |
Состояние травяно-кустарничкового яруса при различных рекреационных нагрузках
Стадия дигрессии |
Проективное покрытие, % |
Видовое богатство |
Доля видов разных экологических групп, % |
||
лесных |
луговых |
сорных |
|||
Изменение некоторых морфометрических показателей лесных видов при различных рекреационных нагрузках
Стадия дигрессии |
Черника |
Брусника |
|||||
Высота, см |
Длина листа, см |
Ширина листа, см |
Высота, см |
Длина листа, см |
Ширина листа, см |
||
Состояние мохово-лишайникового яруса при различных рекреационных нагрузках
Стадия дигрессии |
Проективное покрытие, % |
Видовое богатство, шт. |
Высота, см |
Рекреационная география
Рекреационные ресурсы
Мировые лесные ресурсы
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html