Влияние продуктивной деятельности на развитие личности детей дошкольного возраста
Влияние продуктивной деятельности на развитие личности детей дошкольного возраста
Шорина О.Д.,
студентка 307 группы
ГБПОУ «ЧелПК»
руководитель: Кокина А.В.,
преподаватель специальных дисциплин
Дошкольный возраст, как отмечают многие психологи и педагоги (В.С. Мухина, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), является сензитивным периодом для формирования многих видов деятельности. Продуктивные виды способствуют всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста, развитию познавательных процессов, раскрывают творческий потенциал. Занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский считал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления), а изменением соотношения между отдельными функциями. «Продуктивная деятельность, - пишет психолог В.В. Давыдов, - есть удел всех, ... она обязательно должна быть нормальным и постоянным спутником развития детей».
Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развить определенные способности.
Что же такое продуктивная деятельность?
Продуктивная деятельность – это вид досуга ребенка, целью которого является получение определенного набора качеств, правильного направления на пути к подготовке к школе.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает несколько видов деятельности: рисование, конструирование, моделирование, аппликация - традиционно представленных в жизни детей и занимающих в ней существенное место. Все эти виды детской деятельности играют важную роль в развитии дошкольника.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет наибольшее значение для развития психики ребенка в этот период, так как потребность в создании продукта тесно связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.
Социально-личностному развитию детей способствует возможность проявления ими творческой активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самим или показать и подарить другим.
Для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, который позволяет им по своему усмотрению отражать окружающую действительность и создавать определенные образы. Это положительно сказывается на развитии воображения, образного мышления, творческой активности детей.
В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:
- зрительные представления детей об окружающих предметах уточняются и углубляются. Детский рисунок иногда говорит о неправильном представлении ребенка о предмете, но не всегда можно судить о правильности детских представлений по рисунку;
- в процессе продуктивной деятельности у детей активно формируется зрительная память. Как известно, развитая память является необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит, распознавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта;
- развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только четких представлений об отдельных предметах, но и установления связей между внешним видом предмета и его назначением в ряде предметов или явлений;
- основополагающим моментом в конструировании является аналитическо-синтетическая деятельность по исследованию предметов. Она позволяет установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения;
- на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается детская речь: заучиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарный запас. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих работах, высказывают мнения о работах других детей.
Таким образом, воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умения доводить ее до конца, аккуратности, умения работать в команде, трудолюбия, любознательности, создает условия для всестороннего развития личности ребенка.
Список литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Москва, 2019.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург, 2016.
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. - М.: Учитель, 2018. - 204 c.
Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / Москва. - 2016. - №5. - С. 580–583.