Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении детей дошкольного возраста через продуктивную творческую деятельность в технике "Пластилинография"»
Статья для педагогов
«Личностно-ориентированный подход в обучении детей дошкольного возраста через продуктивную творческую деятельность в технике «Пластилинография».
Актуальность темы обусловлена тем, что детский сад стал первой ступенью общего образования, главной целью является всестороннее развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства. Большое значение для развития ребенка имеет организация системы дополнительного образования в детском саду, которая должна обеспечить переход от интересов детей к развитию их творческих способностей и развитию творческой активности в каждом ребенке. В условиях реализации ФГОС ДО ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности – значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Данное направление деятельности я выбрала не случайно. Работая с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) было выявлено, что у большинства детей имеется недостаточное развитие мелкой моторики рук. Исследования педагогов: А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева выявили, что развитие дошкольников происходит в присущих их деятельности: в игре, изобразительной деятельности, конструировании.
Подготавливая изобразительные материалы для самостоятельной активности, я методом наблюдения определила, что ребята проявляли особый интерес к технике рисования пластилином. Выбор детей стал для меня определяющим для рассмотрения темы по самообразованию. Изучив пособия таких авторов как : Т. Н. Яковлевой, Г.Н.Давыдовой, О.Ю. Тихомировой, Г.А. Лебедевой, у меня возникла идея организовать кружок дополнительного образования в детском саду под названием "Волшебный пластилин", в котором, в результате систематических занятий будет развиваться ручная умелость руки ребенка, творческая личность дошкольника. Согласовав перспективный план работы кружка с заведующей детского сада, я с нового учебного года 2018-2019г.приступила к работе.
Кружок под моим руководством проводится 1 раз в неделю, посещает его 25 детей, работа осуществляется по подгруппам, продолжительностью в соответствии с СанПином - 20 минут. Организованно образовательная деятельность состоит из вводной части (мотивационный этап), основной (исполнительной части) и заключительной части (рефлексивный этап). Во время вводной части для мотивации детей к деятельности используются такие приемы как: художественное слово, создание проблемной ситуации. В основной части детям объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети действуют самостоятельно. Во время работы детей слежу за правильным положением тела, оказываю индивидуальную помощь. В заключительной части подводится итог работы. Все работы сохраняю в отдельные папки. Периодически они используются для проведения выставок. Это способствует тому, что дети начинают стремиться к хорошему результату, формирует эмоциональное отношение детей и родителей к продуктивной деятельности.
Используя нетрадиционную технику пластилинография, я отметила, что эта техника положительно мотивирует детей к творческой активности. Детям интересно манипулировать пластилином, они не боятся, что не справятся с процессом рисования, не боятся сделать ошибку, так как можно всегда исправить и начать заново. В пластилиновой живописи пластилин используется как материал в виде «краски», а пальчики руки, являются необычным живым инструментом для рисования в виде «кисточки». Дети, рисуя пальчиками своей руки, чувствуя живую «кисточку» продолжением себя, переходя от этапа «делать как взрослый», к этапу «делать как взрослый, но по-другому», начинают осознавать свои возможности и воспринимают уже себя как художники - творцы, испытывая при этом радостное настроение от результата деятельности.
Проведение систематических занятий с детьми младшего дошкольного возраста на начальном этапе моей работы показал, что у детей повысились показатели творческой активности, инициативности, подвижности и ловкости рук. Итак, техника пластилинография является эффективным средством развития мелкой моторики рук, творческой личности ребенка, их активности, инициативности и она должна занять достойное место в практике работы детских садов.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись»М.: Издательство «Скрипторий - 2008.
2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2008.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2008.
4. Лыкова Л. И. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
6. Програма «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
7. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.
Любовь Витальевна
Мастина Ольга Валерьевна