Влияние социальных сетей на подростков
XXIX РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – КОНКУРС МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИМЕНИ В. П ЛАРИОНОВА «ИННИКИГЭ ХАРДЫЫ» - PROFESSOR V. P. LARIONOV «A STEP INTO THE FUTURE» SCINCE FAIR».
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП МО «УСТЬ-АЛДАНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»
Тема: «Влияние социальных сетей на подростков»
Автор: Алексеев Арсен Иванович, ученик 9 класса
МБОУ «Дюпсюнская СОШ имени И. Н. Жиркова»
Руководители: Алексеева Ирина Николаевна, социальный педагог,
Тролукова Айталиан Александровна, педагог психолог
с. Дюпсюн, 2024 г.
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть
История развития социальных сетей……………………………….6
Анализ сайтов и социальных сетей, их классификация и назначение……………………………………………………………………..7
Знаменитые социальные сети интернета…………………………..9
Социальные сети в нашей жизни………………………………….11
Подростки и социальная сеть……………………………………...12
Общение в сети……………………………………………………..13
Позитивные и негативные влияния социальных сетей………….15
Что нас ждет в ближайшем будущем……………………………..17
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Опрос………………………………………………………………..18
2.2 Результаты опроса………………………………………………….24
2.3 Рекомендации при работе в социальных сетях…………………..26
Заключение………………………………………………………………….……28
Список литературы………………………………………………………………29
Введение.
Социальная сеть – это онлайн - платформа, предназначенная для общения, поиска друзей, объединения в группы по интересам и свободного времяпровождения. Сегодня социальные сети стали неотъемлемой частью жизни многих пользователей.
Как ни крути кругом и всюду социальные сети, начиная от маленьких до самых пожилых ведут свой блог, публикуют видео, статьи в сайтах и следят за жизнью республики, страны, мира от разных источников. На днях, когда ватсапп мессенджер остановил свою работу, все наверно были «не в своей тарелке». Можно сказать, что это зависимость, что люди не представляют свою жизнь без социальных сетей. Но с другой стороны, вместе со временем скоростными шагами меняется отношение к общению и развитию. Социальные сети позволяют решать много проблем, на расстоянии стало возможным вести дистанционное обучение, совещания, деловые переговоры, разговаривать с друзьями, дальними родственниками. Я например, каждый день общаюсь со своими друзьями и родственниками.
В подростковом возрасте дети начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Говорят, что социальные сети с одной стороны отдаляют людей друг от друга, но мне кажется, что по большому счету социальные сети сближают людей, дают возможность решить множество проблем.
С другой стороны в большинстве случаев с зависимостью от социальных сетей сталкиваются подростки. Именно, социальная сеть – это главный магнит, из-за которого многие подростки липнут к телефону, планшету, монитору сутками. Что ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями?
Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключается положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.
Я считаю, что подросток и социальная сеть – это одна из актуальных тем нашего времени. Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась . Сейчас влияния как Интернета, так и социальных сетей на подрастающее поколение. Некоторые считают, что это приносит только пользу, некоторые – что вред…
Под влиянием социальных сетей, подростки и школьники забывают о саморазвитии. В силу того, что подростки много времени проводят у компьютера, они мало двигаются. Компьютер вытесняет из их жизни прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, школьники забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость, не задумываются при этом о сохранении своего здоровья.
Актуальность работы заключается в том, что в наше время зависимость от социальных сетей приобретает характер эпидемии.
Я думаю, что подросток и социальная сеть в наше время является самой актуальной темой нашего времени. В многих средствах массовой информации пишут информацию о том, что социальные сети вредят здоровью молодежи и отупляют современное поколение. И мне стало интересно узнать: социальная сеть – лучший друг, тайный враг или помощник?
Перед собой ставил такую цель: Выявить, определить, обосновать положительное или отрицательное влияние Интернета на подростка, выявить, какое влияние оказывают социальные сети на подростков нашей школы.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение.
Роль социальных сетей в жизни подростков.
Собрать информацию о наиболее посещаемых учениками нашей школы социальных сетях;
Изучить активность подростков в социальных сетях.
Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение;
Провести опрос среди учащихся и родителей с 5-го по 11-й класс школы.
Обработать полученные данные, показать в виде таблицы, диаграмм.
Гипотеза: Главной причиной использования социальных сетей в среде подростков является общение. Я предполагаю, социальные сети расширяют круг общения подростков. Социальные сети как положительно так и отрицательно влияют на развитие подростков.
Предмет исследования: влияние социальных сетей на подростков.
Объект исследования: Ученики 11 – 18 лет и социальные сети.
Методы исследования: Наблюдение, диагностики, сравнительный анализ
Глава 1 . Теоретическая часть
История развития социальных сетей
Само понятие «социальная сеть» появилось ещё в 1954 году, и его значение было далеко от современного. «Социальная сеть» по определению Джеймса Барнса – это «социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации) и связей между ними (т. е. социальных взаимоотношений)». Попросту, социальная сеть – это некая группа людей, знакомых между собой.
XX век – век информационных технологий – принёс новое значение понятию «социальной сети». Первой социальной сетью, которая имела отношение к компьютерной технике, стала технология электронной почты, появившаяся в 1971 году. Эта технология использовалась военными в сети ARPA Net. Позднее, уже в 1988 году, появился IRC – Internet Relay Chat, который позволил общаться через сеть в реальном времени.
Причиной нового скачка в развитии социальных сетей стало изобретение Всемирной Паутины. Публичный доступ в Интернет появился в 1991 году, а уже в 1995 году была создана Classmates.com – первая социальная сеть в современном значении этого понятия. Эта идея быстро завоевала популярность, и до сих пор сеть Classmates.com – одна из самых популярных и насчитывает более 50 миллионов пользователей по всему миру. Появление Classmates.com положило начало бурному развитию эпохи социальных сетей.
Всемирно известная сеть Facebook появилась в 2004 году. Всего за несколько лет Facebook стал самой востребованной социальной сетью в мире. К концу 2011 года количество активных пользователей Facebook достигло уже 700 миллионов. Постоянные обновления и предложения новых возможностей сделали социальные сети привлекательными для многих пользователей Интернет.
Новым шагом в развитии социальных сетей стало появление проекта Groupon, который представляет собой сервис коллективных скидок на основе принципа социальных сетей (приведи друзей и получи скидку). Этот сервис объединяет реальное общение и бизнес, хотя его недостаток в том, что он может применяться только для совершения покупок.
Социальных сетей сегодня существует очень много. С 2008 года появились новые разновидности, которые предлагают пользователям различные возможности. В связи с этим можно вывести несколько типов классификации социальных сетей.
Самый простой способ классификации – по типу. Можно выделить несколько групп социальных сетей в зависимости от тех возможностей, которые они предоставляют.
Личное общение (Classmates.com)
Деловое общение (LinkedIn)
Новости (Reddit)
Видео (YouTube)
Аудио (Last.fm)
Фото (Flickr)
Развлечения (MySpace)
Закладки (Delicious)
Покупки (Groupon)
Блоггинг (Tumblr)
Геолокация (Foursquare)
Сервисы вопросов-ответов (Answers.com)
Виртуальные миры (Second Life)
Тематические ресурсы (Slashdot)
Существует множество различных ресурсов с разными типами контента. Такие социальные сети предназначены для разных целей, и каждый тип прочно занимает свою собственную нишу. В сети социализированы уже практически все возможные тематики, которые могут представлять интерес для пользователей. Тем не менее, тематические социальные сети появляются одна за другой, стараясь охватить весь широкий спектр человеческих интересов.
Классифицировать социальные сети также можно по доступности.
Открытые (Facebook)
Закрытые (PlayboyU)
Смешанные (VK)
Этот критерий позволяет определить степень «открытости» социальной сети. Целый ряд соц. сетей, и среди них Facebook, полностью публичны. Иными словами, на страницу пользователя можно зайти без регистрации и увидеть любую информацию. Многие критикуют открытые сети, однако в этом есть определённая выгода. Закрытые проекты, изначально не нацеленные на публичность, встречаются намного реже. Обычно закрытый тип объясняется тематикой, которой посвящено общение на данном ресурсе. Как правило, для вступления требуется инвайт – приглашение от действующего участника. Тяжелее всего развивать смешанные сети. Их задача, как и у открытых сетей, заключается в том, чтобы набрать максимальную популярность, но в то же время пользователи, не привыкшие к барьерам, тяжело привыкают к новому типу соц. сетей.
Существует также классификация социальных сетей по географическому региону.
Без региона (InterNations)
Территориальная единица
Страна (Ozone)
Мир (hi5)
Такая классификация наиболее очевидна. Сперва появились крупные социальные сети, подразумевающие общение участников независимо от места их проживания. Позднее стали возникать аналогичные ресурсы в отдельных регионах с учётом их специфики. Помимо региона, соц. сети могут быть привязаны к организациям, например, к крупным корпорациям или политическим партиям.
1.3 Самые знаменитые социальные сети интернета
ВКонтакте.ру — самая популярная русскоязычная социальная сеть в России. Создана Павлом Дуровым в 2006 году. Насчитывает 342 миллиона активных пользователей в месяц. Наверно трудно найти русского человека, который не зарегистрирован Вконтакте. Этот социальный ресурс захватил всех жителей России, Беларуси и Украины.
Facebook — самая большая популярная социальная сеть в мире. Сеть насчитывает 1,3 миллиарда пользователей, была создана Марком Цукербергом в 2004 году.
Одноклассники — третья по популярности социальная сеть в России. Запущена в марте 2006 года Альбертом Попковым. Аудитория пользователей более 205 миллионов человек. С 4 июля 2013 года, проект доступен и на английском языке.
Мой Мир от Mail.Ru — социальная сеть, популярная у женской аудитории в России: «Мой Мир Мэйл.ру». Эта сеть доступна пользователям, имеющим учетную запись на почтовом сервисе Mail ru.
Мой круг — социальная сеть профессиональных контактов и знакомств.
Mail Agent от Mail.Ru — запуск Веб-Агента в режиме браузера. Позволяет общаться и оставаться в контакте с друзьями, одноклассниками, коллегами посредством текстовой и голосовой связи.
Instagram, (инстаграмм) – это одна из новых социальных сетей. Основная идея этой сети – обмен фотографиями и видео между пользователями с применением различных эффектов. Каждый пользователь, зарегистрированный в Instagram, буквально рассказывает свою жизнь по фотографиям: где был, что кушал, что одел сегодня.
Telegram – кроссплатформенный мессенеджер. Основан в 2013 году Павлом и Николаем Дуровыми. Приложение позволяет обмениваться текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, а также стикерами, фотографиями и файлами многих форматов.
1.4 Социальная сеть в нашей жизни.
Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютеры стали мощным средством общения людей. Благодаря появлению Интернета пользователи получили уникальные возможности глобальной связи по всему миру.
В наше время широкое распространение получила глобальная сеть Интернет. Эта технология и все ее услуги: электронная почта, чаты, программы online общения (ICQ, YahooMessenger и др.), конференции, форумы и т.п. – могут негативно воздействовать на психику человека. На сегодняшний день большинство пользователей провели в свой дом и офис Интернет и локальные сети, а подростки спешат скорее зайти в какую-либо соц. сеть.
В настоящее время появляется все больше различных способов виртуального общения. ICQ, Jabber, Skype, чаты, форум. Все это было до недавнего времени очень популярно, но теперь на сцену вышли новые монстры - социальные сети.
Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Совокупная аудитория всевозможных социальных сетей, заметно превысила миллиард человек. Значительное количество пользователей, что бы они ни делали в Сети, уже вообще не покидают своего аккаунта в каком-нибудь «ВК». Подобного рода универсальные социальные сети стали конкурировать с самыми разными интернет-сервисами, многим из которых, как еще недавно казалось, обеспечено безоблачное будущее без всяких намеков на сколь-нибудь серьезных конкурентов.
Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.
Большинство людей проводят локальную сеть домой под предлогом, что будут искать что-либо полезно в Интернете, на самом деле, первое знакомство почти всех людей с Всемирной Паутиной начинается с регистрации в социальных сетях.
1.5 Подростки и социальная сеть.
Современные подростки значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Подростки и социальные сети — проблема ли это?
Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.
Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.
Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих. Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди подростков. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.
1.6 Общение в сети
Согласно исследованию, которое провел профессором психологии Университета штата Калифорния Ларри Розеном, слишком сильное увлечение подростками социальными сетями может привести к негативному последствию для здоровья.
Профессор изучает проблематику воздействия новых технологий на людей уже двадцать пять лет. Последнее проведенные им исследования затрагивают аспекты воздействия увлечения социальными сетями на здоровье школьников. Результаты исследования он доложил на собрание американской психологической ассоциации.
Ларри Розен пришел к тому, что подросток, серьезно увлекающейся технологическими новинками, такими как интернет или социальные сети, чаще своих сверстников имеют проблемы с пищеварением, страдают бессонницей, подвержены депрессии. Также он поясняет, что те, кто, постоянно общается в социальных сетях, в основном склонны к нарциссизму.
В исследовании делается акцент об отрицательном воздействие социальных сетей на успешность пользователя. Также выяснилось, что школьники, которые решили хотя бы раз «зайти» на свою страницу за 15 минут, пока шел эксперимент, показывают низкие показатели по успеваемости по сравнению с другими. Но, сорок два процента из этих школьников смогли набрать текст с закрытыми глазами в окне сообщений социальной сети. Есть много потенциальных проблем с сайтами социальной сети и подростками, которые используют их. Социальная сеть — это онлайн система, которая вовлекает вебсайты, чтобы поделиться информацией с другими и соединиться с ними, создавая профиль, который может включать личную Веб-страницу и блог.
Сайты социальной сети позволяют пользователям добавлять друзей, посылать сообщения и комментировать страницы профиля других людей. Это - также одно из самых популярных интернет-действий среди подростков. Сайты социальных сетей позволяют своим членам создавать личные профайлы, которые содержат личную информацию, статус в обществе, город проживания, фотографии, видео и личные комментарии.
А как же используют подростки сайты социальной сети:
Большинство подростков создает, по крайней мере, основной профиль, с их именем, возрастом, статусом, фотографией и интересами, но многие идут намного далее. Много подростков наносят регулярные визиты, чтобы обновить их профили и посетить профили других.
Сообщение с другими - ключевой аспект использования социальных сетей. Подростки могут повесить общественные объявления или могут использовать бюллетени или личные сообщения, чтобы сообщить с теми на их друзьях список. Большинство подростков использует сайты, чтобы поддержать отношения с их текущими друзьями.
Приблизительно 50 % подростков также используют сайты, чтобы завести новых друзей.
Подростки используют сайты, чтобы сделать социальные планы с их друзьями, и иногда флиртовать.
Проверяют свои аккаунты в социальных сетях более 5 раза в день
Создают фальшивые «левые» аккаунты, не удостоверяющие их личность
Занимаются хакерством, в основном для развлечения
1.7 Позитивные и негативные влияния социальных сетей
Позитивные влияния социальных сетей
Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:
- Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.
- Найти себе друзей, знакомых однокласснико
- Поиск в социальных сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.
- Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.
Негативные влияния социальных сетей
Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
Сидя за компьютером, учащийся (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.
- Воздействие электромагнитного излучения.
- Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...
- Утомление глаз, нагрузка на зрение.
Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
- Перегрузка суставов кистей.
Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
- Стресс при потере информации.
Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
- Зависимость от виртуального мира.
Пожалуй, это самая распространенная проблема.
- Общедоступность информации.
Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.
- Психические расстройства.
При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.
1.8 Что нас ждет в ближайшем будущем?
Каким же вырастет это новое поколение? Примитивными существами или неким новым типом человека? Ответить на этот вопрос крайне сложно, ведь мы не знаем, мы можем только предполагать, что будет потом. Но одно можно сказать точно, что след от влияния Интернета отразиться на нашем «завтра». Так как дети – это будущее. Мы – это результат воспитания наших родителей. Но все больше времени вы проводим в социальных сетях. Мы нашли аналогию реальным друзьям, прогулкам и реальному общению. Подрастающее поколение теперь воспитывается Интернетом. Ведь ребенок больше будет похож на свое время, чем на своих родителей.
Многие родители думают, что если ребенок сидит дома, за компьютером, то это убережет его от опасностей. Но они глубоко ошибаются, проводя время в социальных сетях, ребенок подвергается еще большему риску. То, что соц. сети негативно влияют на подростка – это доказанный факт. Но столько времени, сколько «сидим» мы за каким-нибудь «контактом» - это немыслимо. Мы сами уничтожаем свое будущее.
Ведь все зависит от нас: какими будем мы – таким и будет наше продолжение.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Опрос
Для того, чтобы найти ответ на эти вопросы, я решил изучить влияние социальных сетей на развитие ребенка. Изучение проводилось методом опроса (анкета предназначена для опроса учащихся 5-11 классов, авторы Максимов А.А., Голубева Н.М. «Влияние социальных сетей на современного подростка»).
Респондентами являлись обучающиеся и родители 5-11 классов МБОУ «Дюпсюнская СОШ имени И.Н.Жиркова» Усть-Алданского улуса.
Обучающиеся с 5 по 11 класс:
классы | количество учащихся | из них девочки | из них мальчики | возраст | приняли в опросе. |
5 | 19 | 11 | 8 | 11 | 19 |
6 | 7 | 4 | 3 | 12 | 7 |
7 | 14 | 8 | 6 | 13 | 14 |
8 | 7 | 4 | 3 | 14 | 7 |
9 | 8 | 2 | 6 | 15 | 8 |
10 | 15 | 13 | 2 | 16 | 15 |
11 | 11 | 9 | 2 | 17 | 11 |
всего: | 81 | 51 | 30 | 11-17 | 81 |
Родители с 5 по 11 класс:
классы | количество родителей | из них мамы | из них отцы | приняли в опросе. |
5-11 | 74 | 43 | 31 | 74 |
АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
- зарегистрированы в социальных сетях – 79 учащихся, что составляет 97,5 %;
- не зарегистрированы в социальных сетях - 2 ученика, 2,5 %,
Причины отсутствия аккаунтов в социальных сетях респонденты назвали:
- нежелание пользоваться социальными сетями - 1 ученик, 1,25%;
- отсутствие времени - 0 уч., 0 %;
- отсутствие технических возможностей – 1 ученик, 1,25%.
Чаще всего подростки зарегистрированы в нескольких социальных сетях:
- 48 учащихся – 59,2% ВКонтакте;
- 31 учащихся – 38,2% Instagram;
- 23 учащихся – 28,3% Facebook;
- 12 учащихся – 14,8% Одноклассники;
- 79 учащихся – 97,5% WhatsApp;
- 60 учащихся – 74% Telegram
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ:
Как часто пользуетесь социальными сетями :
- каждый день – 64 ученика, 79%;
- 2-3 раза в неделю – 10 учеников, 12,3%;
- раз в неделю - 7 учеников, 8,64%;
- раз в месяц – 0 учеников, 0%;
- раз в год – 0 учеников, 0%
Цель использования сети Интернет
- общение (социальные сети, форумы и др.) – 71 учеников, 87,6%;
- учеба – 65 учеников, 80,2%;
- игры on-line –61 учеников, 75,3%;
- мультимедиа ( для прослушивания и присмотра музыки и др.) – 31 учеников, 38,2%;
- просмотр новостей, картинок, видео – 36 ученика, 44,4%;
- чтение статьи, выступления известных людей – 12 учеников, 14,8%;
- выкладывание фото – 48 учеников, 59,2%;
- новости у себя на странице в социальных сетях – 23 учеников, 28,3%
Сколько времени проводят подростки в социальных сетях: (в мин.,час)
Время | количество учащихся | % |
менее 10 минут | 0 | 0 |
10-30 минут | 10 | 12,3% |
30 минут-1 час | 17 | 20,9% |
более 2 часа | 54 | 66,6% |
Подростки посещают социальные сети:
| количество учащихся | % |
с мобильных телефонов | 61 | 75,3 |
с компьютера | 9 | 11,1 |
с планшета | 11 | 13,5 |
Интересы подростков в социальные сети
интересы | количество учащихся | % |
общение с друзьями | 69 | 85,1 |
просмотр видео, прослушивание аудиофайлов | 65 | 80,2 |
оценивание какой либо информации ( изобразительный, используя функцию«лайк») | 32 | 39,5 |
- наблюдение за жизнью интересных мне людей (блогеры, популярные личности) | 53 | 65,4 |
получение информации по учебе, о жизни школы | 58 | 71,6 |
поиск группы по интересам, вступление в них | 10 | 12,3 |
публикация понравившейся информации на своей странице | 27 | 33,3 |
участие в онлайн- играх | 61 | 75,3 |
поиск людей, новые знакомства | 24 | 29,6 |
- комментирование различных постов, участие в дискуссиях при обсуждении каких либо тем | 14 | 17,2 |
Влияние социальных сетей на подростков:
- Согласны ли вы, что частое пользование социальными сетями может вызвать у подростка отстраненность и комплексы:
- согласен - 16 учащихся 19,7%;
- не согласен – 65 учащихся, 80,2%
- Согласны ли вы, что социальные сети вызывают зависимость?
- согласен - 47 учащихся, 58%;
- не согласен - 34 учащихся, 41,9 %.
- Готовы ли вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья (ухудшения зрения, нарушение биоритма, сколиоз)
- не готов- 3 учащихся, 3,7%;
- готов- 45 учащихся, 55,5% ;
- частично готов – 33 учащихся, 40,7%.
- ощущение радости и удовлетворение от проведения времени в социальных сетях – 35 учащихся, 43,2%
- чувство подавленности от огромного количества поступающей из социальных сетей информации – 12 учащихся, 14,8%
- посещение социальных сетей не вызывает никаких чувств – 34 учащихся, 41,9 %.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ:
- социальные сети оказывают негативное влияние на успеваемость 44 учащихся, 54,3%;
- социальные сети никак не влияют на успеваемость – 16 учащихся, 19,7%;
- затрудняюсь ответить – 21учащихся, 25,9%..
ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ (по мнению подростков) :
- положительное отношение -34 родителя, 41,9%;
- безразличное отношение -5 родителей, 6,1 %
- отрицательное отношение -35 родителей, 43,2% ;
- затрудняюсь ответить – 0 родителей, 0%.
КОНТРОЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ:
- родители стараются контролировать – 46 родителей, 56,7%;
- родители не стараются контролировать – 12 родителей, 14,8%;
- никак не контролируют – 10 родителей, 12,3%;
- затрудняюсь ответить – 11 родителей, 13,5%.
2.2 Результаты опроса
В ходе моей работы проведен опрос среди учащихся 5-11 классов МБОУ «Дюпсюнская СОШ имени И.Н.Жиркова» Усть-Алданского района. В анкетировании приняли участие 81 учащихся нашей школы в возрасте 11-17 лет. Данный возраст я выбрал неслучайно. Подростковый возраст ( от 11 до 16 лет ) – это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. В это время подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Думаю, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях.
Большинство опрашиваемых (66,6%) проводят в социальных сетях от 2 часа в день. 12,3% проводят свободное время в социальных сетях 10 минут -30 минут. 20,9% уделяют просмотру социальных сетей от 30 минут - 1час. Был задан вопрос «С какой целью вы посещаете социальные сети». Здесь хочу отметить, что 80,2% респондентов используют социальные сети в своей учебе. Наравне с учебой стоят общение друзьями, близкими, одноклассниками и игры в социальных сетях.
Немалая часть респондентов листают ленту, просматривая новости, картинки или видео.
У 34 опрошенных ( 41,9%) посещение социальных сетей не вызывает никаких чувств.
43,2% респондентов ощущают радость и удовлетворение от проведения времени в социальных сетях. (14,8%) чувствуют подавленность от огромного количества поступающей из социальных сетей информации.
Контроль посещения социальных сетей со стороны родителей имеется. Хочу отметить, что социальные сети оказывают большое влияние на подростков. Имеют свои положительные и отрицательные стороны. Чтобы избежать отрицательного воздействия интернета на ребенка, родителям необходимо установить контроль посещения своим ребенком интернета, в том числе социальных сетей.
Проводя этот вопрос, могу делать вывод, что социальные сети помогают подросткам в общении ровесниками, родителями и друзьями. Также в социальных сетях подростки проводят большую часть своего свободного времени, слушая музыку, просматривая картинки и видео. Причем большинство опрошенных не считают себя зависимыми от социальных сетей.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на развитие личности ребенка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы.
«Плюсы» социальных сетей:
Возможность общения на больших расстояниях;
Возможность найти себе друзей, знакомых, одноклассников;
Поиск в социальных сетях своих единомышленников;
Самовыражение путем выкладывания результатов своего творчества – стихов, песен, музыки и видео.
Поиск познавательной информации.
«Минусы» социальных сетей:
Потеря времени;
Снижается уровень грамотности;
Вред от мошенников в социальных сетях, потеря денег;
Зависимость от виртуального мира;
Деградация личности.
Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться социальной сетью.
Хорошо что подростки начинают понимать опасность зависимости от гаджетов и принимать меры. Например в школах Европы вводят диджитал – детокс из-за того, что в последние годы технического прогресса дети элементарно отвыкли пользоваться ручкой и тетрадью. В Швеции детям в место планшетов выдают бумажные тетради и карандаши. В школах Италии телефоны под запретом, поэтому на прерменах дети не сидят скрючившись за гаджетами, а двигаются и общаются с одноклассниками. Директор по коммуникациям корпорации Google Алан Игл настаивает на том, что школе (Особенно начальной) не нужна цифровизация. Дошло до того, что даже в Крмниевой долине (центре мировых айти-технологий) нянь заставляют подписывать контракты, по которым они не имею право использовать рядом с детьми никакие устройства с экранами, включая свои телефоны. В Китае решили бороться с детской зависимостью от гаджетов радикально и предложили ограничить время использования смартфона для детей младше 8 лет до 40 минут в день. В России гаджетами пользуются более 90% детей и только от родителей зависит, как их будут воспринимать – как помощь в получении новых знаний или неотъемлемую часть жизни. И важную роль здесь играет семья. Не надо ждать, что ребенок может сам найти альтернативу гаджетам. Ему понадобится помощь близких.
2.3 Рекомендации
В итоге хочу дать своим сверстника практические рекомендации:
1.Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом;
2.Ограничить время пребывания в сети;
3.Проявлять осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей;
4.Контролировать информацию о себе, которую ты размещаешь;
5.Не добавлять в друзья в социальных сетях всех подряд;
6.Проявлять осторожность при установке приложений для социальных сетей;
7.Рассказать своим друзьям об опасностях, которые могут подстерегать их в социальных сетях;
8.Искать альтернативные способы времяпровождения ( например, шитье, рисование, конструирование, пластинография, вышивание, чтение книг и т. д.);
9.Проводить опросы школьников и презентовать их результаты на тематических классных часах;
10.Находить необходимую информацию на учебно-познавательных сайтах Интернета;
11.Уделять больше времени школьным делам, участвовать на различных конкурсах, помогать семье, проблемам друзей.
12.живите больше реальной жизнью, Общайтесь с друзьями наяву, а не в социальных сетях.
Родителям: Проводите как можно больше времени вместе, общайтесь, устраивайте совместные вылазки на природу, делитесь своими планами и новостями за день. И увидите, как постепенно гаджеты уйдут на второй план. А эмоциональное состояние ребенка станет более уравновешенным. Плюс он перестанет сидеть ссутулившись, с вытянутой шеей и нарушением мозгового кровообращения.
Заключение
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность современной молодежи. Бесспорно, социальные сети - большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей: можно без проблем общаться с друзьями со всех концов планеты, заводить новые знакомства, в сетях много смешных страниц и комиксов, можно найти любую группу по своим интересам. А еще имеется масса фильмов, избавляющих от скуки. То есть сеть дает возможность получить психологическую разгрузку.
Но вместе с этими возможностями приходят и беды… Мало кто из подростков признаёт, что социальные сети вызывают у них зависимость. Когда школьники много сидят в социальных сетях, их мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой. Они просто занимают его чем-то, чтобы он все время был занят, не думая о качестве поступающей информации. Вместо этого они могли бы о чем-нибудь подумать, прийти к решению жизненных проблем, построить планы, придумать какую-нибудь полезную идею, прочитать хорошую книгу и т.д.
Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред. При правильном, дисциплинированном подходе к этому чуду интернет-технологий можно получить какую-то пользу и облегчить себе жизнь. Нужно помнить, что любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах. Поэтому мы должны научиться брать от социальных сетей только лучшее и уметь вовремя нажать кнопку «Выйти».
Список используемой литературы
1. Популярный журнал – [Электронный ресурс] http://popular-journal.ru/socialnye-seti-zlo-interneta/, доступ свободный.
2. Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.
3. Статья «Плюсы и минусы социальных сетей».[Электронный ресурс]: URL http://vse-v-inete.ru/articles/plyusy-i-minusy-sots-setei.html;
4. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.
5. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.
6. Все о социальных сетях. Влияние на человека. Режим доступа:
[Электронныйресурс]: URL http://www.proreklamu.com/articles/advertising-on-the-internet/18602-vse-o-sotsialnyh-setjah-vlijanie-na-cheloveka-1-4.html;
http://www.yoursmileys.ru/smileys.php;
7. Электронный журнал «Школа жизни». Статья «Социальная сеть», [Электронный ресурс]: URL .Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-47314/;
8. Интернет- газета «Правда». Статья «Социальные сети: плюсы и минусы» Режим доступа: http://www.stapravda.ru/20110803/sotsialnye_seti_plyusy_i_minusy_54953.html