12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Максимова С.Н.47
учитель математики и информатики
Россия, Башкирская респ., с.Белое Озеро
3

Доклад «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»

Тема выступления: «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»

Интернет уже давно и достаточно прочно вошел в нашу жизнь. Теперь трудно представить человеческое общение, работу, образование, науку, политику и развлечения без интернет-технологий. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг.

Но, в то же время, при бесконтрольном выходе во всемирную сеть, Интернет таит в себе много опасностей. С целью снижения рисков использования сети Интернет школы Гафурийского района ежегодно присоединяются ко Всероссийской акции единый урок безопасности в Сети интернет. Учащиеся принимают участие в мероприятиях проекта "Сетевичок", который формирует у школьников компетенции цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети. В новом учебном году согласно приказа Министерства образования Республики Башкортостан № 860 от 29 июня 2018 г. планируется во всех школах ввести кружковое занятие «Медиа безопасность детей и подросток в сети Интернет» 1 час в неделю в рамках предмета ОБЖ.

Ученики нашей школы, как и учащиеся района участвуют в Всероссийских конкурсах Интернет технологий, таких как, КРИТ, инфознайка, Бобёр и др., способствующие культуре работы в сети Интернет.

Какие же угрозы могут возникать при неправильном использовании сети Интернет и что значит неправильное использование?

Современное интернет-пространство и связанные с ним угрозы психологическому благополучию детей, можно объединить в несколько групп.

1 группа. Общая доступность развлекательных услуг.

Многочисленные исследования говорят в пользу компьютерных игр и подтверждают их развивающий эффект и положительную роль в процессе обучения. Это развитие творческого и логического мышления, воображения. Они учат человека быстро реагировать и находить правильные решения в нестандартных условиях и ситуациях. Но существуют и компьютерные игры, которые развивают у человека такие качества как жестокость, агрессию и рассеянность, вызывают затруднения в общении и потерю связи с реальным миром, т.е. зависимость, которая проявляется в виде:

чувства огромной радости и эйфории при непосредственном контакте с компьютером;

потеря чувства времени при игре;

появление необоснованной раздражительности и гнева;

развитие депрессии;

возникновение проблем в общении.

Длительное пребывание за компьютером пагубно влияет на здоровье. Поэтому работа за компьютером должна быть строго ограничена во времени (слайд)

дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста могут проводить за компьютером не более 30 минут в день, при этом один сеанс не должен превышать десяти минут;

дети с 10 до 14 лет могут работать примерно час,

старшие школьники до трех часов, делая обязательный перерыв через каждые двадцать минут.

Каждый педагог, воспитатель, родитель должны знать об этом.

2 группа. Большие коммуникационные возможности.

Большинство людей в современном мире общаются через социальные сети, важным преимуществом которых являются:

свобода в выборе своего собеседника,

отсутствуют такие барьеры, как расстояние, ограниченность в финансовых ресурсах,

снижается степень проявления психологических факторов (застенчивость, страх, трусость, закомплексованность).

Такая форма коммуникации подарила возможность общаться без затруднений многим людям с ограниченными возможностями здоровья. Но частое и длительное нахождение пользователя в сети приводит к снижению его умственных способностей: словарный запас оскудевает, наполняется всевозможными словами-паразитами, сленгом. Анонимность и возможность остаться безнаказанным в сети увеличивают вероятность того, что любой человек может стать жертвой чьих-то домогательств и преследований или даже сам стать агрессором.

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что ребенок оказался в такой ситуации, нет. В каждом случае надо разбираться отдельно. Педагогам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям важно формировать у детей культуру поведения в сети, рассказывать о том, что можно и что нельзя делать в интернет-пространстве, и самое главное, к кому можно обратиться за помощью.

Учителям необходимо внимательно следить за поведением обучающихся и выявлять первые признаки зависимости, мании и навязчивых действий. Это:

1) постоянное ожидание звонка или сообщения;

2) желание постоянно просматривать фотографии на страницах своих друзей и знакомых;

3) постоянное переключение внимания на телефон во время разговора с другим человеком;

4) ощущение эйфории, связанное с постоянным выкладыванием фотографий в социальные сети и получением комментариев и лайков и т.п.

Наша задача найти такому ребенку новое увлечение, отвлечь его от бессмысленных лайков.

3 группа. Следующей характерной чертой современного киберпространства является отсутствие качественной и своевременной цензуры размещаемой в Сети информации.

В связи с этим возрастает вероятность доступа детей и подростков к сетевым ресурсам, содержащим потенциально опасную для психики ребенка информацию: сексуального, псевдорелигиозного, экстремистского и насильственного характера, а также информацию, склоняющую к суициду.

Для решения данной проблемы госдума Российской Федерации рассматривает Законопроект, который предполагает регистрацию в социальных сетях по паспорту, благодаря чему угроз в сети станет меньше.

Запретить детям находиться в интернете мы не сможем, поэтому наши задачи состоят в следующем:

способствовать развитию интересов и возможностей детей, организовывать их досуг таким образом, чтобы живое общение и какая-либо деятельность были для них важнее интернета. Для этого необходимо введение дополнительных часов на кружковую работу;

- научить детей ориентироваться в интернет-пространстве, избирательно и критически относится к любой информации, рассказать об опасностях, с которыми они могут столкнуться, причем это надо делать грамотно, деликатно. А возможно и индивидуально, как говорится с глазу на глаз.

- объяснить, что ко взрослым всегда можно обратиться за помощью. Причем отношения педагога с обучающимися должны быть доверительными, только тогда к нам придут за помощью.

Технологии не стоят на месте, и сейчас появляется все больше и больше новинок программного обеспечения, помогающих оградить ребенка от виртуальных опасностей.

Учителям, воспитателям ДОУ необходимо знать все новинки, ограничивающие действие вредоносных программ, такие как, например, «Родительский контроль», которая обеспечивает ограничение часов доступа, количества времени, проводимого ребенком за компьютером или специальные программы-«фильтры», которые устанавливают запрет на доступ детей к отдельным играм, программам.

Информацию о специальном программном обеспечении можно без труда найти в Интернете и ознакомиться со многими продуктами на бесплатной основе.

С этими программами мы должны ознакомить родителей и объяснить, как ими пользоваться.

При том, что интернет дает большие возможности для развития способностей ребенка, мы должны помнить, что его использование должно быть в меру и под пристальным наблюдением родителей, педагогов. Только в единстве школы и семьи, мы сможем помочь нашим детям чувствовать себя в безопасности сети Интернет.

Как сказал глава Республики Башкортостан Рустем Хамитов на республиканском совещании по образованию «Сейчас образование начинает строиться на современных платформах, интерактивных учебных модулях, мобильного обучения, облачных технологий, виртуальной реальности. К 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые придут на смену печатным учебникам».

Для осуществления поставленных задач наличие высокоскоростного интернета в школах, является необходимостью в настоящее время. К сожалению, в большинстве школ скорость интернета пока низкая и по этой причине школы не могут качественно использовать все доступные ресурсы для обучения, воспитания и защиты детей. Надеемся, что в ближайшее время высокоскоростной Интернет будет проведен и в наши школы.

Еще раз всех хотелось б всех коллег поздравить с Новым учебным годом и пожелать всем безопасного интернета.

Я закончу свое выступление словами Конфуция «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как ее показали ему».

Опубликовано


Комментарии (1)

Овчинникова Ольга Николаевна, 17.09.18 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная статья! Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.