12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпенкова Елена16

СЛАЙД 1. Кураторский час на тему «СЛОВО НА ЛАДОНИ».



СЛАЙД 2.: Господь счастливым, несчастных показывает!

Чтобы от горя, не зарекались!!!

Он как милует, так и наказывает!

Тех, в ком совесть, и стыд остались!


Их руки, как крылья, как мостик к свободе, как ключик к общенью, где нет недомолвок.

Их мир - море звуков, особых, быть может, негромких, тягучих. Но мир этот - полон!

Кому-то покажется, что не доступно понять им друг друга - не схожи планеты.

Не слышат, не видят? Но души их чище, чем многих из нас… И звучат в унисон колокольчиком где-то.

Слепоглухота, одновременное отсутствие зрения и слуха… Что может быть страшнее, чем оказаться в полном одиночестве, в «стране тьмы и молчания»? Ничего не видеть, ничего не слышать — как тогда общаться с другими людьми, воспринимать окружающий мир?


СЛАЙД 3. Цель: 1. Формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха

Задачи:

- Сформировать представление об "особом ребенке".

- Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

- Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

- Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

«Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? - К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды с рождения или в результате перенесенной болезни или травмы.

Но главной задачей нашего мероприятия пусть будет разрушение барьера в общении со слепоглухими людьми, т.к. эти люди не считают себя особенными и хотят жить обычной, нормальной жизнью. Они такие же, как и мы с вами, у них есть желание интегрироваться в общество. А мы своей добротой, милосердием по возможности должны помочь им.

В 2014 году в нашем учебном заведении была благополучно реализована программа для людей с ограниченными возможностями «Доступная среда», что дает возможность со временем таким детям обучаться среди нас.

- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.


СЛАЙД 4. В Большом энциклопедическом словаре написано «Инвалид» (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность.

Вы сами видели и даже некоторые из вас с ними знакомы. Просто многие обыватели не всегда замечают их. В нашем городе Брянске таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят «особые дети».

Вопросы для обсуждения:

Вы наверняка знаете, что бывают опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности. Можете назвать эти профессии? (Ответы студентов)

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы студентов)

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения:

1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Мы завяжем вам глаза, вы представите себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия: - Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? (Варианты ответов)

3. Приглашаются 3 человека. С закрытыми глазами угадайте на ощупь, что лежит в корзинке? (Груша, лук, мочалка, телефон…………..)

Рефлексия: - Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза? (Варианты ответов)

Незрячие лишены зрительного канала восприятия. И незрячим от рождения невозможно представить себе цвет. Зато характер поверхности вещей и предметов, степень их твёрдости, эластичности, упругости они на ощупь, порой, много лучше зрячих ощущают.


СЛАЙД 5. Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.

Важнейшими из пяти органов чувств с давних времен считались глаза и уши, которые позволяют человеку контактировать с другими людьми и воспринимать информацию из окружающего мира. Поэтому потеря слуха и зрения — большая проблема, влияющая не лучшим образом на качество жизни.

Я хочу, чтобы вы приняли во внимание, что для незрячих существует рельефный шрифт Брайля - из сочетаний выпуклых точек: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки. Пишут незрячие зеркально к читаемому тексту с помощью специального планшета-трафарета и продавливателя точек на специальной плотной бумаге.

Таким образом, специальная азбука Брайля необходима для того, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться.

Луи Брайль - Гений, подаривший слепым людям мир!

Мы знаем множество историй про то, как люди, не смотря на различные недуги, сумели преодолеть себя и достигнуть высоких результатов в различных областях.


СЛАЙД 6. У них не было зрения или слуха, но им был дан удивительный дар, порой, выходящий за пределы человеческого восприятия…

Например, Людвиг ван Бетховен писал музыку, будучи ГЛУХИМ.

Галилео Галилей известен абсолютно всем, итальянский физик, механик, философ, математик и астроном был не тотально слепым, но и слабовидящим.

Свои последние шедевры художник Клод Моне создал будучи слепым.

Андреа Бочелли один из самых известных в мире оперных певцов также лишен зрения.

Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый, которого называют отцом русской космонавтики потерял слух в 16 лет.


СЛАЙД 7. Эдуард Асадов, потерявший зрение в Великой Отечественной Войне, написал много превосходных стихотворений.

Юноша ушел на фронт добровольцем, служил наводчиком миномета, помощником командира батареи "Катюш" на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года Асадов получил тяжелейшее ранение в боях за Севастополь под Бельбеком. Осколок снаряда угодил солдату в лицо - 26 дней 21-летний парень находился между жизнью и смертью, спасти его глаза врачам не удалось. Сам поэт вспоминал этот приговор хирургов "Впереди будет все. Все, кроме света" и признавался, что решение о том, как жить дальше, было самым трудным в его судьбе. Он нашел в себе силы бороться - и обрел смысл существования в творчестве.

Эдуард Асадов - Пока мы живы (читает студентка 1 курса)

Пока мы живы, можно всё исправить,

Всё осознать, раскаяться, простить.

Врагам не мстить, любимым не лукавить,

Друзей, что оттолкнули, возвратить.


Пока мы живы, можно оглянуться,

Увидеть путь, с которого сошли.

От страшных снов очнувшись, оттолкнуться

От пропасти, к которой подошли.


Пока мы живы... Многие ль сумели

Остановить любимых, что ушли?

Мы их простить при жизни не успели,

И попросить прощенья не смогли...


Когда они уходят в тишину,

Туда, откуда точно нет возврата,

Порой хватает нескольких минут

Понять – о, Боже, как мы виноваты!


И фото – чёрно-белое кино.

Усталые глаза – знакомым взглядом.

Они уже простили нас давно

За то, что слишком редко были рядом,


За не звонки, не встречи, не тепло.

Не лица перед нами, просто тени...

А сколько было сказано "не то",

И не о том, и фразами не теми.

Тугая боль, – вины последний штрих, –

Скребёт, изводит холодом по коже.

За всё, что мы не сделали для них,

Они прощают. Мы себя – не можем...

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?


СЛАЙД 8. А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Ведь это единственный способ восприятия информации.

Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык – чтение по губам. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное).

- Я тебя люблю!

- Я умею читать по губам!

- Слёзы градом лились по её румяному лицу.


СЛАЙД 9. Я: - А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой.

Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.

- Вы знаете печатные буквы?

-  Помните, как они выглядят?

-  Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама».

-  Получилось?

-  Почему получилось?

- Потому что вы помните образ каждой буквы.

Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.

Рефлексия:

Участникам предлагается разбиться на пары. По очереди на ладошке написать одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед.

- Напишите слова: «молодец» и «умница».

Давайте обсудим: что было трудно? Почему?

Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения.

Далее участники меняются ролями.

Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать…

Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

ВИДЕО «СЛОВО НА ЛАДОНИ»

И теперь вы знаете, что такие люди участвуют живут среди нас. И не смотря на то, что им тяжело – ОНИ ЖИВУТ!

Песня «Мы эхо» А.Герман (исполняет студентка 1 курса). Включить на экране «караоке» этой композиции.



Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах по зрению и слуху. Многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям не имеющим зрения или слуха или и того и другого. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».


СЛАЙД 10. Дети-инвалиды - Ангелы земли

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз, они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то что есть мы, - это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, недобрых, немощных людей

Не грустите матери не надо

Ваши дети - ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца.

Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. Помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание)

Итог классного часа.

- Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?

Доброта - вещь удивительная, она, как ничто сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Я предлагаю сейчас подарить частичку доброты детям в Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих.

Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант (на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

- Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятии, не прошло для вас даром.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области "Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов

141301 Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Пограничная, д. 20

8 (495) 728-49-83 - приемная/директор

8 (496) 540-60-58 – приемная

8 (495) 287-45-34 - приемная



Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 18.08.20 в 10:49 0Ответить Пожаловаться
Елена, отдельная благодарность за стихотворение Эдуарда Асадова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.