12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маргарита Юрьевна53
Россия, Краснодарский край, Ейск


Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 3

Тема: В.М. Гаршин и его сказка «Лягушка-путешественница»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с биографией В.М. Гаршина и новым литературным жанром - сказкой, на примере произведения «Лягушка-путешественница».

Задачи:

Образовательная: пополнять активный словарный запас учащихся сказками и пословицами, фразеологическими оборотами; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;


Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, высказывать собственное мнение, анализировать произведение;


Воспитательная: воспитывать интерес к литературе; сказкам разных жанров, воспитание любви к творчеству русских писателей.



Формируемые УУД

Познавательные:

- формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте;

- совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие наблюдательности и мышления.


Коммуникативные:

формировать умение взаимодействовать с членами группы, в паре;

- умение договариваться, находить общее решение;

- прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.


Личностные: 

- формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, умение работать на компьютере;

- осознавать сущность выполненной работы на уроке;

- осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи.


Предметные:

- различать литературные жанры и разные виды сказок: народные и авторские;

- уметь анализировать пословицы и поговорки;

- применять их к тексту произведения уметь находить межпредметные связи.


Основные понятия: авторская и народная сказка, жанр, пословица, основная мысль произведения, герой, характеристика героя, картинный план, синквейн, тема, автор, темп.


Ресурсы: Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть).

- дополнительные: толковый словарь Ушакова и Ожегова, презентация к уроку; портрет В.М. Гаршина; слайд и карточки с речевой разминкой; план синквейна, книги с произведениями В.М.Гаршина; иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница»; карточки для работы в парах; пословицы о хвастовстве; тест по сказке «Лягушка путешественница»; карточки с вопросами и смайлики настроения.




Ход урока:


Этап

Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность и в деловой ритм.

Организует эмоциональный настрой на урок. Уточняет рамки оценивания.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

Здравствуйте, ребята!

- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение)

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок, покажите своё настроение (на партах смайлики, дети выбирают )

- Ребята, сегодня вы будете работать в парах, группах и постоянно оценивать работу своей группы.

Самопланирование учебной деятельности.

Познавательные:

Формулирование познавательной цели
Личностные:

Жизненное самоопределение

II. Работа по теме. Актуализация знаний.

- проверка уровня усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования темы урока.


- С каким разделом литературного чтения начали знакомство на прошлом уроке?

- Почему раздел называется «Литературные сказки?»

Как называется произведение этого раздела с которым познакомились на прошлом уроке? Кто его автор?





Проверка д/з


- О каком качестве идёт речь в сказке?

Давайте вспомним сказку и попробуем её рассказать по плану.

Каждый выбирает пункт плана и рассказывает только свою часть сказки.

- Давайте оценим ваше умение пересказывать сказки.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»


- Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. А о ком или о чём сказка попробуйте догадаться.


IV. Речевая разминка (читают на экране)

1. Прочти правильно и быстро скороговорку.

За день лягушка очень устала,

Лягушка постельку себе застлала.

Постель у лягушки из камышинок,

А одеяло – из листьев кувшинок.

Болотная кочка – лягушке под ушко.

Из мягкого мха – моховая подушка.


- А сейчас отгадайте загадку:

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух –

И в воду плюх! (Лягушка)


- Каким вы представляете это животное? Недавно на уроке окружающего мира мы проходили группы животных к какой группе относится лягушка?

Давайте вспомним где она живёт и поработаем с интерактивной приставкой (один учащийся выходит к доске и = наглядно нам покажет среду обитания лягушки и способ её размножения)

Какие слова вы подобрали бы, чтобы рассказать о лягушке?

- Какие бывают лягушки?

- Итак. Мы выяснили, о ком пойдёт речь в произведении, с которым мы сегодня познакомимся. Теперь попробуем выяснить автора.

- Посмотрите на экран.

В.М.Гаршин

Сказка про храброго зайца»

Д.Н.Мамин-Сибиряк

Мороз Иванович

Ф.М.Одоевский

Лягушка-путешественница

- Что можете сказать о прочитанном левом столбике?

- Прочитаем правый столбик.

- Сформулируйте задание к этим двум столбикам

- Кто желает выполнить данное задание?

- Со всем ли согласны или будут корректировки?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством В.М.Гаршина.

- Посмотрите на портрет писателя

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.

- Что вы можете сказать о человеке, изображенном на нём?

- А знаете ли вы, что это портрет необыкновенного русского писателя, Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888 г.г.)? Он написал «Лягушку-путешественницу», когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. Болезнь не позволила больше писать. И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. (Ирония – это тонкая, скрытая насмешка). Сказка «Лягушка-путешественница» - авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова?


Называют раздел

«Литературные сказки»


Называют различия между народной и авторской сказкой.

Сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»







-о хвастовстве. Нельзя хвастаться.


Работают в группе, распределяют кто за кем рассказывает и пересказывают сказку по цепочке.

Оценивают работу товарищей и свою.


Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока. Авторская сказка.


Все про себя, а затем вслух несколько учащихся читают скороговорку.













Отгадка-лягушка



Один учащийся Работа с интерактивной приставкой и папкой Галерея.

«Среда обитания» выходит к доске и наглядно показывает среду обитания лягушки.





Сообщения учащихся о лягушках.













(Это фамилии писателей)

Ставят задачу

(Соотнести автора и его произведение).


Самопроверка







Этот человек очень печален
















Вспоминают слова (жила-была)

Познавательные:

Составлять предложение из слов

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные: Профессиональное самоопределение

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

Проговаривание последовательности своих действий.


Познавательные:

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные:

Уметь работать в группе, определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.












III. Постановка учебной задачи

-формулирование темы и целей урока.

- Прочитайте тему урока «В.М.Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница»»

- Вы можете сказать почему сказка называется «Лягушка -путешественница?»

- Как может лягушка путешествовать?

- Правильны ли ваши предположения мы узнаем, познакомившись со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»»».

- Какую цель мы поставим? Продолжите мою мысль: «С помощью сказки узнать, почему сказка так называется…»

- Давайте вернёмся к названию нашего произведения. Кто такие путешественники? Кто может путешествовать?


- А теперь давайте сформулируем вопросы, на которые вы должны будете дать ответы в конце урока.


Формулируют тему и цель урока и отвечают на вопросы



- по земле, по воде





- узнать почему сказка так называется … и чему учит нас эта сказка


Дети читают на карточках значение слова «путешественник»


Формулируют вопросы сами учащиеся

Кто? какая? когда? почему? куда? зачем? как? Чем? чему?

Регулятивные:

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные: определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Познавательные: (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков


IV. Открытие нового знания.

Чтение текста

- первичное восприятие сказки, обогащение читательского опыта через знакомство с новым произведением.




VI Первичное закрепление

- работа с текстом, проверить, как поняли текст и как умеют отвечать на вопросы, используя текст произведения.




























V. Анализ текста сказки

- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить;

- организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного









































































































































- А теперь давайте прослушаем сказку В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»,

(Прослушивание аудиозаписи 1 части сказки на компьютере в исполнении актера и в сопровождении слайдов презентации по сказке, а затем чтение учащихся)


- Понравилось ли вам произведение? Чем?

К какому жанру его можно отнести?

Докажите, что это сказка?

- Что вы можете сказать об этой сказке? К каким сказкам её можно отнести?



Словарная работа.

Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их. (запись на доске)

СКИРДЫ (хлеб в скирдах) - стога сена.

ЦЕП (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.

ПАЯЦ (бумажный паяц) - ?

Понять значение слова "паяц" нам поможет Толковый словарь Ожегова.


На доске на карточках фразеологические обороты:

присутствие духа -


полетела вверх тормашками -


закричала во всё горло


Физминутка


На болоте две лягушки, две зелёные подружки,
Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, глазками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот друзья в чём наш секрет,
Всем ребятам: «Физкульт-привет!»






- Кто является главной героиней сказки?

- Почему автор назвал свою сказку «Лягушка-путешественница»? Что вы о ней узнали? Как жилось лягушке в болоте?

- Почему она решила отправиться в дальние края?

- Как лягушка относилась к окружающему миру?


- Как автор относится к своей героине? Прочитайте начало сказки до слов: «…продолжала нежиться»


- Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?


- В чем проявляется ироничное отношение автора к героине?

- Сбылась ли мечта лягушки?

- Что помешало сбыться её мечте?

Можно ли считать лягушку из сказки изобретательной, смелой, хвастливой, любознательной, осторожной, тщеславной?


Чтобы ответить на этот вопрос, давайте уточним значение этих слов?


Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором слева написаны слова, а справа значение этих слов.

Задание: соединить слово с его значением

Осторожный

Любознательный

Изобретательный

Смелый

Тщеславный

Хвастливый








- Молодцы! А теперь поработаем в группах.


Исследование. Работа в парах.

Каждой паре своё задание Перечитайте сказку и найдите в ней подтверждение тому, что лягушка была. Работа по учебнику

1 пара «осторожная»

2 пара «любознательная»

3 пара «изобретательная»

4 пара «смелая»


Картинный план

- Что такое план? Зачем он нужен?

План-это короткое изложение текста. Он помогает пересказывать текст от начала и до конца. Я вам предлагаю составить картинный план, по которому мы тоже можем пересказать сказку

- Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача распределить их по порядку событий описанных в тексте.


Физкультминутка для глаз

Посмотри налево, а затем направо,

Вниз смотри и вверх,

Всё начни сначала:

Влево, вправо, вверх и вниз,

Только сильно не вертись!


Сильно мы зажмурим глазки,

Раз, два, три, четыре, пять!

А потом мы их расслабим,

Раз, два, три, четыре, пять!


Посмотрели далеко,

Посмотрели близко,

И ещё раз далеко,

И ещё раз близко


Тест по пониманию прочитанного текста


- Мы уже составили картинный план, а теперь хочется проверить вас при помощи теста, что вы запомнили о лягушке и насколько были внимательны при чтении и прослушивании сказки.

На ваших столах лежат тесты. Перед вами 12 вопросов с возможными вариантами ответов. Выберите правильный ответ, выделив его при помощи оранжевого цвета. Как только вы выполните это задание, сдайте работу мне.


- А теперь попробуем составить рассказ о нашей героине, используя ответы на вопросы, которые мы задали себе в начале урока. Я надеюсь, получили на них ответы.


Составить синквейн о лягушке

План синквейна

1 строчка: тема

(одно существительное);

2 строчка: описание темы в двух словах, (2 прилагательных);

3 строчка: описание действия в рамках темы тремя словами

(3 глагола)

4 строчка: фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме (целое предложение);

5 строчка: синоним из одного слова к теме


Давайте ответим на наши вопросы, которые мы поставили для себя в начале урока.


Работа с пословицами.

А теперь посмотрите на экран

Пословицы:

«Заяц от листа, лягушка от зайца»

«Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении)

«Хвастовство само себя накажет


- Какая из пословиц не подходит к нашей сказки? Почему?



- А почему вторая и третья подходят?








- Что помешало сбыться её мечте? В чем же смысл сказки Гаршина?


Выразите главную мысль прочитанной сказки с помощью пословицы.


Ученики слушают сказку в исполнении актера, а затем своих одноклассников

Дети слушают и по учебнику следят за чтением актёра и учащихся, отмечают непонятные слова сказке, дети зачитывают зачин сказки, концовку






- это авторская сказка, её можно отнести к сказкам о животных

Отвечают на вопросы

Значение слова "паяц"из из толкового словаря Ожегова. зачитывает ученик

Защита по рядам.









Работа в группах

Ответы детей:

-самообладание, не растеряться;


-полетела вверх ногами;


-закричала очень громко.






Выполняют физминутку










Отвечают на вопросы


- лягушка


- Лягушка придумала способ путешествия на утках.


- услышала рассказ уток и это стало её мечтой




Выполняют задание: выборочное чтение



- он её любит, она ему нравится, он ею восхищается




Отвечают на вопросы













Соединяют слова и их значения





- крайне осмотрительный в своих действиях, поступках

- стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды

- быстрый на выдумку, способный изобретать

- не поддающийся чувству страха, не боящийся -опасностей

- стремится к почестям, к славе

- склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств

Работа в парах.

Проверка. Дети зачитывают слово и его значение.

Дети находят в тексте подтверждение качеств лягушки выборочное чтение













Выполняют задание






Дети выполняют физминутку для глаз















Учащиеся выполняют тест и сдают учителю




Проверка ответов.


















Учащиеся составляют

Синквейн о лягушке.

2 учащихся зачитыавют свои синквейны.












Дети отвечают на вопросы.



Ответ учащихся: Первая – лягушка не была трусихой, была храброй. Не испугалась полета

Ответ: Лягушка хотела славы, из-за этого пострадала, не умела сдерживать своих эмоций (2), была наказана за свое хвастовство (3). Лягушки посчитали ее болтушкой и отвернулись от нее. Она высоко взлетела, да низко упала, хвастовство было наказано)

Хвастовство

Ответы детей







Главная мысль сказки: нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки.


Хвастовство само себя накажет.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные:

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные:

Уметь работать в группе, определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов.


Познавательные:

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.




Коммуникативные:

Уметь работать в группе, определять основную информацию, извлекать информацию из прослушанных текстов

















Личностные: профессиональное самоопределение



















Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей














Коммуникативные: учиться работать в паре


Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.



Регулятивные:

Проговаривание последовательности своих действий





Познавательные: (логические) анализ с целью выделения существенных признаков




















Регулятивные:

Проговаривание последовательности своих действий








Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя




Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.



Личностные: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке


Познавательные:

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:







VI Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, подвести итог проделанной работе на уроке.

- Сможете ли вы теперь, после чтения сказки, ответить на вопрос:

- Чему нас научила сказка?

- Какой совет вы бы дали всем?

- Понравился вам сегодня урок?

- Что больше всего запомнилось?

Изменилось ли ваше настроение к концу урока.


Оцените свою работу на уроке.



Отвечают на вопросы.


- Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.



Самооценка свей деятельности на уроке

Познавательные: формировать умение употреблять пословицы обычной речи.


Личностные: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы



Домашнее задание (по выбору).

- перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть;

- краткий пересказ сказки;

- придумайте другую концовку сказки.

- составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней;

- нарисовать иллюстрацию к сказке.


Спасибо за урок!


Личностные: умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.



Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 18.04.21 в 09:06 0Ответить Пожаловаться
Приглашаю в гости на мою страничку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.