Доклад «Внедрение ФГОС третьего поколения: сравнительный анализ курсов внеурочной деятельности»

2
0
Материал опубликован 27 August 2022

Внедрение ФГОС третьего поколения:

сравнительный анализ курсов внеурочной деятельности


Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой.

В целях реализации плана внеурочной деятельности (План внеурочной деятельности  - это документ, определяющий состав, структуру направлений, формы организации) школой может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации.



План внеурочной деятельности

ФГОС НОО (2009)

ФГОС НОО (2021)

Объём внеурочной деятельности до 1350 часов за 4 года обучения

Объём внеурочной деятельности до 1320 часов за 4 года обучения

ФГОС ООО (2010)

ФГОС ООО (2021)

Объём внеурочной деятельности до 1750 часов за 5 лет обучения

Объём внеурочной деятельности до 1750 часов за 5 лет обучения (не изменился)


Направления курсов внеурочной деятельности

По старым ФГОСам внеурочная деятельность организовывалась по пяти направлениям:

-спортивно-оздоровительное

-духовно-нравственное

-общеинтеллектуальное

-общекультурное

-социальное

Данные направления являлись содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имело свои целевые установки


В новых ФГОСах направления ВД не описаны отдельно, но сказано, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной образовательной программы, в том числе рабочей программы воспитания. С целью освоения программы начального и основного общего образования личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и должны отражать:


НОО

ООО

1. Гражданско-патриотического воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине - России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2. Духовно-нравственного воспитание:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

3. Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред.

7. Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


1. Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи,

2. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России.

3. Духовно-нравственного воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

4. Эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

6. Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

7. Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта.


Рабочие программы курсов внеурочной деятельности:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности нужно формировать с учётом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий (кружок, экскурсия, круглый стол, конференция и т.д).


Требования к рабочим программам курсов внеурочной деятельности

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального и основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального и основного общего образования

(Другими словами, требования к рабочим программам по предметам и курсам внеурочной деятельности едины, но есть немного отличий)

Проведем анализ старых и новых ФГОС к написанию рабочей программы по внеурочной деятельности.




Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС

Виды программ

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Тематическое планирование учебных программ курсов внеурочной деятельности

С учётом рабочей программы воспитания с указанием кол-ва часов, отводимых на освоение каждой темы с учётом рабочей программы воспитания

С указанием кол-ва академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования ЭОР и ЦОР по этой теме

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

В программе должны быть указаны формы проведения занятий

Рабочие программы внеурочной деятельности должны включать:

1)содержание учебного предмета

2)планируемые результаты освоения внеурочной деятельности (особое место занимают личностные результаты)

3)тематическое планирование. Добавляются столбики «Количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы» и «Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов» по этой теме, которые являются учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции)


Можно сделать вывод, что педагогическому коллективу необходимо:

разработать новое положение об организации курсов внеурочной деятельности, включая разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.