12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Светлана Владимировна32
0

Доклад «Краткосрочные курсы как вид внеурочной деятельности обучающихся»

«Лучшее обучение - это включение в деятельность»

Краткосрочные курсы как вид внеурочной деятельности обучающихся

         На основании закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012г. и  Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2010 года в целях развития личности введена новая форма образовательной деятельности обучающихся  - внеурочная. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность в каждом классе, определяется учебным планом школы.

         Формы внеурочной деятельности различные - экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

        Краткосрочные курсы предназначены для решения локальных, точно сформулированных образовательных задач. В условиях перехода на стандарты второго поколения такие курсы становятся мощным механизмом достижения новых образовательных результатов.

      Предлагаю изучить информацию о КСК.

        Краткосрочные курсы по выбору (КСК) – это обязательные курсы по выбору обучающихся на ступени основного общего образования из вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обеспечивающие пространство личного образовательного выбора обучающегося.

       Краткосрочные курсы являются элементом основной образовательной программы основной школы, входят в компонент образовательного учреждения учебного плана.

       Краткосрочные курсы по выбору в основной школе характеризуются следующими отличительными признаками:

·         содержание курса не должно совпадать с содержанием учебных программ по предметам учебного плана.

·          время реализации курса – 8 часов.

·          организация занятий в деятельностном режиме: большую часть времени на курсе обучающиеся осуществляют самостоятельную практическую деятельность;

·         курсы имеют продуктивный характер: ориентация обучающихся на создание по результатам освоения КСК образовательного продукта, – в результате чего обеспечивается развитие универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельности, изучаются объекты культуры.

·          результатом образовательной деятельности обучающихся на КСК является созданный обучающимся образовательный продукт. Характеристики и требования к образовательному продукту задаются в программе КСК. Обучающийся вправе сам выбрать любой из созданных им продуктов и представить его в качестве объекта оценивания.

К образовательным продуктам, созданным учащимися на КСК, можно отнести материальные объекты (тексты, видеоматериалы, произведения детского творчества и т.п.) и процессы (спектакли, выступления и т.п.); и практическую направленность.

      Специфика краткосрочных курсов, направленных на формирование УУД

1.     Для развития универсальных умений, освоения надпредметных понятий предметное содержание не является обязательным, и поэтому вполне можно использовать содержательный материал, выходящий за рамки любого учебного предмета, изучаемого в школе. Но, поскольку учителя лучше всего владеют содержанием своего предмета, то логично будет именно его использовать в качестве содержательной основы курса. В данном случае предметное содержание будет не целью, а средством достижения целей формирования УУД, получения метапредметных резуль­татов.

2.     Вторая особенность заключается в изменении традиционных видов деятельности учащихся на занятиях. Анализ появляющихся педагогических разработок, направленных на формирование УУД, позволяет выделить под­ходы к организации образовательного процесса, которые адекватны цели достижения личностных и метапредметных результатов.

3.     Принцип деятельностного подхода. Учащимся на занятиях предлагается деятельность, цели, смысл и результат которой им понятен, в которой они активны и ответственны, которая им интересна. Еще лучше, если результатом этой деятельности будет какой-либо конечный продукт (особенно обществен­но значимый).      

В нашей школе работает система краткосрочных курсов, направленная на формирование метапредметных  умений обучающихся.

  В 2016-2017 учебном году такие курсы проводились модульно – по два полных дня занятий.  Все курсы условно можно поделить на три группы:

 «Может стать хобби» -  КрК  прикладной направленности;

«Не школа, но полезно!»- КрК метапредметной направленности: учебное сотрудничество, аргументация, смысловое чтение и моделирование.

 и  КрК общекультурной направленности.

    Ребята, выбравшие курсы первого блока научились варить мыло («Мыло на здоровье»), делать открытки в технике «скрапбукинг» или «квилинг».

   Те, кто выбирал «Игры народов мира», «Страшилки по-английски», «Борьбу умов», «Орнаменты народов мира» или «Театр иностранных миниатюр» стал «общекультурнее».

 

       Моя  программа краткосрочных курсов по выбору «Модный акцент» разработана для учащихся 6-х классов  и имеет декоративно-прикладную направленность.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение двух календарных дней  (всего 8 занятий). Продолжительность 40 минут.

      Данный курс позволяет ребёнку попробовать технологию  изготовления предметов в технике декупаж, а также создать свой проект по декорированию декупажем  любого изделия.

      Содержание  курса  позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся и не повторяет имеющиеся школьные уроки технологии.

      Важная задача в работе с шестиклассниками – установление атмосферы успешности. Поэтому в занятия включены задания, в которых наглядно демонстрируется, что красиво декорированное изделие, которое можно использовать для украшения интерьера дома, может получиться у любого ребенка.

      На занятиях учащиеся знакомятся с основами декоративно - прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать и оценивать свою работу.

      В итоге дети создают яркие декоративные поделки, имеющие не только художественно-декоративную ценность, но и несущие практическую пользу.

     Через игровые формы и наглядные образы дети получают возможность спроектировать и декорировать любое изделие из фанеры, пластика, стекла, керамики, картона и др. с использованием техники декупаж.

     Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Содержание занятий.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть

использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу,

установить эмоциональный контакт с каждым учащимся, познакомить с новой темой занятия.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее

входят теоретические задания, упражнения, игры, направленные на изучение и формирование новых УУД (универсальных учебных действий) и познавательной сферы ребенка.

Упражнения на развитие восприятия, мелкой моторики, внимания, творческого воображения.

Рисование эскиза будущего изделия.

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника

чувства успешности в освоении новых знаний и умений и закрепление положительных эмоций от работы  на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры или коллективной деятельности, например, создание общего рисунка или изделия.

         Действительно, в  5 и 6 классах тематика курсов была различной, но особое внимание уделялось приоритетным  направлениям школы. Тот, кто выбрал курсы метапредметной направленности,  научился находить ответ с помощью модели («Занимательное моделирование»), собирать замок из картона («Архитектурное оригами») или крепость из бумажного конструктора («3Dмоделирование»), читать осмысленно текст («Детективное читательское агентство» и «Что в имени моём» ), смог разобраться в  симметрии («Алиса в Зазеркалье»), заполнить электронную таблицу («Тигр в … табличку»), понять, что геометрия может быть занимательной, увидеть знаки и символы, которые раньше даже не замечал («Символы и знаки вокруг нас»).

Необходимо подчеркнуть, что несколько курсов метапредметной направленности задумалось педагогами после выявления и анализа трудности учащихся при прохождении метапредметного и математического мониторинга. Когда стало понятно, что тема «Симметрия» не включена в программное содержание в этих классах, что с электронными таблицами дети работают с трудом, и чтение диаграмм  и схем вызывает сложности, были разработаны соответствующие краткосрочные курсы.

Второе важное понимание: краткосрочные курсы нужны не только детям, но и педагогам. Во-первых, они меняют представление об организации образовательного процесса у учителей, которые на практике отрабатывают деятельностый подход (т.к. ключевой принцип организации КрК – это деятельностный характер). Два дня курсов показали, что учиться можно не только за партой, но и на улице у дорожного знака, на берегу пруда («Макрозообентос»), учиться можно «играючи» («Игры народов мира») и даже «припеваючи» («Вдохновлённые музыкой»). Во-вторых, педагоги начинают осваивать что-то новое и интересное им, но совместно с детьми, «снимают маску всезнающего учителя», они пробуют новые роли, новые стили общения с учениками. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.