Выступление «Внедрение и реализация цифровой образовательной среды в систему образования как необходимое условие создания пространства возможностей и гарантии качества образования»
Тема:«Внедрение и реализация цифровой образовательной среды в систему образования как необходимое условие создания пространства возможностей и гарантии качества образования»
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Эпиграфом к моему выступлению станут слова академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».
Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
С 1 сентября 2019 года реализуется Национальный проект «Образование», паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года . Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач, определенных в качестве приоритетных для системы образования в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (указ № 204 от 7 мая 2018 г.): во-первых, обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Проект реализуется по 31 декабря 2024 г.
В национальный проект «Образование» включены 10 федеральных проектов.
Одним из таких проектов является «Цифровая образовательная среда»¸ которая обеспечит повышение квалификации педагогов по вопросам цифровизации, обновление ИКТ-инфраструктуры, внедрение в школы электронного документооборота на базе высокоскоростного Интернет-соединения, создание сети центров цифрового образования детей «IT-куб».
На этом слайде видите нормативно-правовую базу внедрения цифровой образовательной среды.
Хочу отметить, что реализация всех федеральных проектов во многом зависит от уровня цифровизации в системе образования. Приведу слова ректора Томского государственного университета, профессора, Эдуарда Владимировича Галажинского: «Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не догоняя, сразу быть впереди».
С 1 сентября 2020 года в 14 регионах России начался эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. Цифровая образовательная среда — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.
Что же такое цифровая образовательная среда?
ВИДЕО
Итак, цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
В одном из своих выступлений министр просвещения РФ Сергей Кравцов отмечал: «Цифровая образовательная среда – это, прежде всего, проверенный электронный контент для повышения качества традиционного образования».
Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
К 2024 году будет обеспечено:
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране;
внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей;
обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с;
создание сети центров цифрового образования «IT-куб», охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Центр «IT-Куб» – это инновационная площадка дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Детский центр IT-творчества. Создание данной площадки связано с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного мира, возрастающим спросом со стороны IT-компаний на подготовленных специалистов для дальнейшего развития сферы, а также общего уровня IT-грамотности современных детей и молодежи. Цель проекта «IT-Куб» — ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны.
К 2024 году федеральная сеть должна объединить не менее 340 центров цифрового образования «IT-Куб» и предоставить возможность пройти бесплатное обучение по самым актуальным в сфере информационных технологий направлениям более 136 тыс. детей по всей России.
Проект «Цифровая образовательная среда» позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность школьникам свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Реализация ЦОС обеспечит ученикам:
получение доступа к электронному образовательному контенту;
обучение в комфортной цифровой среде;
повышение интереса к обучению;
улучшение результатов освоения образовательной программы;
развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций.
Реализация ЦОС обеспечит родителям:
расширение образовательных возможностей для ребенка;
повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Реализация ЦОС обеспечит учителям:
повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
получение дополнительных возможностей для саморазвития;
формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
формирование новых условий для мотивации учеников;
Реализация ЦОС обеспечит школе:
повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
ЦОС обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой. Будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми 10 инструментами, использованию широкого спектра современных методик и технологий обучения.
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" включает три крупных блока. Во-первых, в электронный вид будет переведен весь документооборот: расписания, журналы, дневники, отчеты будут доступны в один клик.
Второй блок - "Российская электронная школа", которая включает сценарии уроков, виртуальные библиотеки и лаборатории. Это набор лучших практик, качественного образовательного контента в помощь учителю.
И третий блок – самый "умный" – платформа для горизонтального обучения и взаимодействия. Она позволит обмениваться опытом не только ученикам, но и педагогам, директорам школ, родителям».
Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:
1).комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
Цифровые образовательные ресурсы - это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. К ЦОР относятся: ресурсы, размещенные в Интернет ; ресурсы, размещенные на оптических носителях (электронные учебные издания); комбинированный продукты сеть-диск.
2).систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой образовательной среде.
3).цифровые технологии.
Цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и управления ими.
Направлениями применения цифровых технологий в образовательном процессе являются не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые, а также и разработка web-сайтов учебного назначения, разработка методических и дидактических материалов, осуществление управления реальными объектами , организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.
При использовании цифровых технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь самый простейший пример применения ИТ. В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями. Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – одно из требований профстандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».
Педагогические работники должны владеть ИКТ и осуществлять свою деятельность по использованию ИКТ на высоком профессиональном уровне.
Таким образом, педагог, своей профессиональной деятельности просто ОБЯЗАН быть ИКТ-компетентным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:
1. Общепользовательский компонент;
2. Общепедагогический компонент;
3. Предметно-педагогический компонент.
Остановлюсь кратко на каждом из этих компонентов.
Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интерактивной доски; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде . Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Таким образом, в приведенном стандарте требования к ИКТ-компетенциям преподавателя можно условно разделить на два уровня – технологический и методический. К первому следует отнести позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями. Второй уровень требований – методический – предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе с учащимися.
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
- наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования);
- наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе;
- начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в информационной среды образовательного учреждения.
- самообразование учителя в области ИКТ-компетентности.
Урок , как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
Использование современных цифровых технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:
способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;
усиливает практическую направленность уроков;
активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
формирует у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования.
Основные педагогические цели цифровых технологий на занятиях состоят в:
развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей;
развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;
совершенствовании навыков исследовательской деятельности.
В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
ПРОЕКТ «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»
Ранее я говорила о трех блоках «Цифровой образовательной среды», подробнее хотела бы остановиться на втором блоке «Российская электронная школа РЭШ»
ВИДЕО
«Российская электронная школа» создана в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность
«Российская электронная школа» ( https://resh.edu.ru/ )– это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами. Каждый интерактивный урок состоит из нескольких модулей: мотивационный, объясняющий, тренировочный и контрольный. А еще есть дополнительный модуль, который содержит ссылки на литературу и дополнительные источники информации по каждой теме.
РЭШ позволяет работать как с целым классом, так и индивидуально с отдельными учениками или группами школьников, создавая для них блоки заданий для закрепления темы или для углубленного разбора и подготовки к предметным олимпиадам.
Платформа РЭШ предоставляет возможность не только учиться, но и развиваться: совершать виртуальные экскурсии в музеи, смотреть лучшие театральные постановки и фильмы, посещать концерты классической музыки.
В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.
На сегодняшний день существует большое количество различных цифровых образовательных платформ и сервисов, способствующих более глубокому усваиванию информации.
На некоторых я кратко остановлюсь.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
2. Особого внимания заслуживает победитель Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века» образовательная среда «Мобильное электронное образование» (https://mob-edu.ru).
ВИДЕО
«МЭО» – система управления качеством образования, инструмент реализации ФГОС общего образования, учитывающая индивидуальные образовательные запросы и возможности каждого ребенка, включая детей с трудностями в обучении и ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая равенство и качество образовательной услуги. Система разработана командой профессионалов, объединяющей разработчиков ФГОС общего образования и создателей первой в России аккредитованной дистанционной школы «Телешкола». Система успешно прошла педагогическую и научную экспертизу в Российской академии наук, а также гигиеническую. Система обладает интуитивно понятным интерфейсом, проста и удобна для работы и взаимодействия руководителей, педагогов, обучающихся и их родителей, обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории ребенка и включает:
модульные основные образовательные программы уровней общего образования, разработанные с учетом примерных основных образовательных программ;
онлайн-курсы по учебным предметам 1–11 классов, включая контент для обучения высокомотивированных и одаренных детей;
контент для дошкольного образования (для детей 6-7 лет);
контент для детей с ОВЗ по 5 адаптированным программам (1 класс);
методические рекомендации и тематическое планирование для учителей по всем учебным предметам;
средства интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений;
формирующую систему оценивания;
возможность подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
систему профессионального развития педагогов.
3. Цифровая платформа (бесплатная) для начальной школы и учащихся 5-6 классов ( математика и русский язык) Яндекс. Учебник
Уже более 100 000 учителей и около 2 миллионов учеников из 20 000 школ в 48 регионах России уже оценили возможности платформы Яндекс.Учебник. На платформе более 10 000 заданий различного уровня сложности, есть упражнения для ВПР, олимпиадные и межпредметные задачи. Все задания разработаны опытными методистами с учётом ФГОС НОО.
4. Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа. Разработка интерактивной платформы для школы была начата в 2011 году выпускниками МФТИ. Сейчас офисы Учи.ру есть в Москве, Ульяновске и Нижнем Новгороде, а ещё в 26 регионах России работают региональные представители, в том числе в нашей республике. Учи.ру — это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС, и значительно усиливающая классическое школьное образование. Учи.ру способствует решению задач Федеральной целевой программы развития образования по повышению эффективности образования и цифровой грамотности учеников и учителей. Программы курсов частично бесплатные, но ограничено количество заданий, которые можно выполнять в день, также бесплатные олимпиады по различным предметам, есть платные курсы, в том числе и по программированию. Наиболее активно учащиеся нашей школы занимаются на этой платформе. Принимают участие в олимпиадах по математике, русскому языку, окружающему миру; марафонах. Для учителей проводятся вебинары и курсы на очень актуальные темы, например, «Развитие математических способностей учащихся в младшем школьном возрасте», «ОГЭ по математике». Ежемесячно подводится итог «Самый активный учитель». На данный момент три первых места по активности учащихся занимают Нифатова С.Д., Амутнова Г.Е., Каданцева В.П., из среднего звена –самый активный учитель Сергеева Е.А.
5. Foxford.ru - это полноценная онлайн школа, приближенная к реалиям оффлайн школы, со своей урочно-оценочной системой работы, только в дистанционном режиме. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей открытые занятия о воспитании и развитии детей. (платная платформа).
6. В соответствии с решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 8 июля 2010 года № Пр-2483 в сети Интернет создан портал популяризации культурного наследия и традиций народов России «Культура.РФ» (https://www.mkrf.ru) https://www.culture.ru/. Это гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России и реализуемый с использованием современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Портал рассказывает о значимых событиях и выдающихся людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках народов России. Материалы портала, включающие статьи, фотографии, цитаты и справочные заметки, архивы российских художественных, документальных и анимационных фильмов, редких спектаклей разных лет, общеобразовательных лекций и классической литературы могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Портал позволяет педагогу вместе с учениками совершить увлекательное виртуальное путешествие по музеям страны, увидеть достопримечательности и туристические маршруты многих городов России, узнать о главных культурных событиях во всех регионах, не покидая стен школы. Все архивы и материалы портала бесплатны и общедоступны.
Федеральный историко-документальный просветительский портал создан в 2018 году для популяризации российской истории в Российской Федерации и за рубежом, сохранения исторического наследия и традиций народов России, а также поддержки программ исторического просвещения. На портале представлена электронная библиотека исторических документов, а также документальные базы данных веб-ресурсов, включающие мультимедийные коллекции, виртуальные выставки и виртуальные реконструкции исторических объектов.
7. Цифровая образовательная платформа Lеста (https://lecta.rosuchebnik.ru) – это самая большая библиотека современных учебников в электронной форме: более 600 экземпляров или 52% электронных форм учебников из федерального перечня, а также онлайн-сервисы и курсы для учителей.
Бесплатный доступ к электронным формам учебников. На цифровой платформе LECTA открыт доступ ко всем электронным учебникам издательств «ДРОФА» и «Вентана -Граф». Доступ к богатой коллекции учебных и методических материалов, инновационным сервисам для преподавания и интерактивным тренажерам для закрепления знаний.
ВИДЕО
8. Stepik – российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков. Позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В процессе обучающиеся могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме. Основные охватываемые курсами дисциплины — программирование, математика, биоинформатика и биология, экономика. По состоянию на июль 2018 года на платформе зарегистрирован 1 миллион пользователей, из которых 77% из России. Целевые аудитории – школьники (в основном курсы по подготовке к ЕГЭ), студенты, начинающие специалисты.
9. Айрен (irenproject.ru) – бесплатная программа, предоставляющая возможность самостоятельно создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, с использованием сети Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.
Неоспоримым достоинством этой программы является возможность настройки отображения и интерпретации результатов. При наличии настроенной локальной учитель имеет возможность увидеть на своем компьютере подробные сведения о достижениях каждого из обучающихся. По окончании работы итоги могут быть сохранены в файловом архиве, где их в можно в дальнейшем просматривать и анализировать с помощью встроенных в программу средств. Предусмотрено сохранение тестов в виде автономных исполняемых файлов.
10.Глобальная школьная лаборатория «ГлобалЛаб» основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет, поддерживающая преподавание любого естественно-научного курса. ГлобалЛаб - среда, обеспечивающая проектную и исследовательскую деятельность детей из разных школ, включающая комплект методических и дидактических материалов и вебсайт (www.globallab.ru), на котором дети могут размещать результаты исследований в виде текстов, снимков, фильмов и презентаций, представлять их (в виде карты, графиков и диаграмм), обсуждать их на форуме.
ГлобалЛаб можно охарактеризовать как межпредметный проект, построенный на информационно-коммуникационных технологиях, или как сетевую платформу поддержки самостоятельной исследовательской деятельности школьников. На сайте Глобальной школьной лаборатории есть специально разработанные для школы образовательные ресурсы, именно здесь ученики школы могут получить навыки проектной и исследовательской работы.
Образовательная среда ГлобалЛаб предоставляет учителю всё необходимое для реализации исследовательской и проектной деятельности в классе. В ГлобалЛаб созданы все условия для повышения эффективности преподавательской деятельности. Вы получаете полностью готовые материалы для внесения в свой урок элементов инновационных педагогических технологий, работаете с мультимедиа- насыщенной образовательной средой, включены в поле современной педагогики.
По каждому классу на платформе ГлобалЛаб представлены учебные планы, подборки проектов, открытые уроки вместе с ГлобалЛаб, программы по различным предметам, мультимедийные исследовательские модули.
ГлобалЛаб является средой, в которой ученики смогут овладеть предметной областью не только в ходе изучения теории, но и в ходе решения практических задач и самостоятельных исследований явлений реальной жизни. Важной особенностью деятельности в ГлобалЛаб является соответствие принципу научности выполняемой деятельности. Используя интернет в сочетании с инструментарием, доступным на сайте ГлобалЛаб, ученик сможет выполнить настоящее научное исследование.
11. Для достижения целей проекта «Цифровая образовательная среда» выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов – обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет. Для этого была создана платформа «Современная цифровая образовательная среда в Российской федерации» (http://neorusedu.ru), которая обеспечивает реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна». С помощью проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня, при этом будет организована возможность зачета их прохождения учебными заведениями и получение сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы.
12.Национальная электронная платформа педагогического образования НЕППО https://neppo.ru
Цель платформы — собрать в одном месте учебную и методическую литературу и дать педагогам из разных уголков страны доступ к качественным материалам от ведущих специалистов в педагогике. Регулярно заходя на платформу, учителя смогут привыкнуть использовать в учебном процессе электронные ресурсы. Сейчас на платформе доступно 14 курсов о разных сферах педагогики. Можно пройти общие курсы по философии, технологиям самоорганизации или сценическому мастерству педагога, и более узкие, например, курс «Повышение компетенций педагогов, работающих в условиях многоязычия».
Часть материалов научит педагогов разрабатывать свои онлайн-курсы. Например, курс о персонализации учебного процесса и разработке электронных модулей программ педагогического образования.
Цифровых образовательных платформ много это: ЯКласс – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей , ЯКласс – резидент программ «Сколково» и Microsoft. ; платформа Урок цифры; Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»;
Школа – со времен самого возникновения такого понятия – давала людям знания, как некий набор статичных фактов, которые нужно заучить и использовать в дальнейшем. И эту важную роль школа успешно выполняет многие века, периодически обновляя набор фактов, делая программу обучения соответствующей новым научным открытиям.
Но что делать школе в мире, где знания устаревают каждый день? Где то, чему учили детей вчера, как непреложному факту, сегодня – устаревшая информация, несоответствующая действительности?
Без использования современных цифровых технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требования современного общества. Роль цифровых образовательных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой момент развития современной школы. ЦОР – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Школы поднимаются на новую ступень информатизации, обязательным становиться применение цифровых образовательных ресурсов.
В современном мире технологий каждый человек должен обладать умением ориентироваться в информационном пространстве. Из терабайт информации выбирать нужную и использовать ее для реализации собственных целей. Это одна из принципиально новых возможностей цифрового образовательного пространства, и именно этому должна учить цифровая школа.
Цифровая школа – это открытая информационно-образовательная среда, где развивают такие навыки, как: умение самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, искать способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу.
Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.
Уважаемые коллеги, свое выступление хочется завершить короткой притчей.
Стояли рядом два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Я желаю вам достичь высот в создании цифровых образовательных ресурсов , никогда не опускать руки, мыслить нестандартно, быть творческими и проявлять креативность.
25