Выступление «Обновление образовательного процесса в КГКОУ Школа 1 с учётом внедрения ФГОС»
Педсовет
«Обновление образовательного процесса в КГКОУ Школа 1
с учётом внедрения ФГОС»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с интеллектуальными нарушениями.
слайд
"Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий".
слайд
Для обучения детей с ОВЗ в нашей ОО созданы специальные условия, это использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
специальных учебников
учебных пособий и дидактических материалов
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий ( с 1 января 2017 года увеличен штат узких специалистов: педагогов –психологов, учителей-логопедов, дефектологов)
организация предметно-развивающего пространства
обеспечение доступа в здание организации
и другие условия
В своей работе педагоги учитывают
возрастные
индивидуальные особенности
особые образовательные потребности обучающихся
слайд
Возможна смена образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися на основе
комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
и согласия родителей (законных представителей)
Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.
Содержание стандарта ФГОС для обучающихся с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта , которые представляют собой системные характеристики:
требований к уровню конечного результата школьного образования,
структуре образовательной программы,
условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
слайд
В нашем ОУ реализуются третий и четвёртый варианты.
3 вариант для детей с легкой умственной отсталостью, они получают нецензовое образование и свидетельство об обучении, при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития «жизненной компетенции».
4 вариант для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которых не позволяет им освоить АООП (вариант 3), либо они испытывают существенные трудности в ее освоении.
Для данной категории обучающихся разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Обучающиеся получают нецензовое образование и свидетельство об обучении.
слайд
На основании приказа Министерства образования Российской Федерации № 902 от 21.05.2014 года «Распространение на всей территории Российской Федерации современный моделей успешной социализации детей в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в нашем ОУ на условиях апробации в 1 классе в 2014-2015 учебном году введены ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 2015-2016 учебном году и 2016-2017 учебном году были организованы классы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
слайд
В 2017 - 2018 учебном году начальная школа будет работать в режиме 5-дневной рабочей недели. Вся начальная школа с 1 по 4 классы, а также 5 В класс будут обучаться по АООП вариант 1 и вариант 2 для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями). К началу учебного года сформировано 8 классов по ФГОС (1, 2, 3А, 3Б, 4А,4Б, 4В,5В). Шесть классов по варианту 1, два класса (4В и 5В) по варианту 2.
С введением ФГОС стало возможным обучение детей в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». С открытием классов ТМНР появилась возможность обучения таких детей в ОУ, включение их в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.
Данный вариант направлен на овладение общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
слайд
Направления работы:
1.Комплексное сопровождение и образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2.Сопровождение семей и сотрудничество с родителями по вопросам оказания специализированной (педагогической, психологической и др.) помощи детям и членам их семей.
В 2016-2017 учебном году для детей – инвалидов, детей обучающихся на дому, родителей были проведены следующие мероприятия:
1.Практическая конференция для родителей, имеющих детей-инвалидов (18.11.16)
2.Урок доброты (20.12.17)
3.Мероприятие «Мы вместе» для обучающихся классов с ТМНР, обучающихся на дому и их родителей (26.05.17)
Педагогами были даны рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов, на мастер-классах родители вместе с детьми изготавливали поделки, готовили бутерброды. Обучающимися классов ТМНР было показано театральное представление За чаепитием родители и ребятами могли в непринуждённой обстановке пообщаться.
Мы планируем данные мероприятия сделать ежегодными.
3.Развитие уважительного отношения общества к лицам с инвалидностью, распространение информации, с целью формирования общественного мнения относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права с другими людьми, но нуждающихся в особой, индивидуальной помощи.
4.Научно-методическая работа: разработка программ обучения детей, проведение семинаров по проблемам обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями, практики студентов педагогических вузов.
Работа специалистов в ОУ нацелена на максимально возможное включение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в жизнь общества, их самореализацию в процессе социальной интеграции с детьми, все специалисты работают как единая команда в тесном сотрудничестве друг с другом.
Умственно отсталые школьники, исходя из тяжести их дефекта, познавательных возможностей, получают тот уровень образовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Все полученные знания будут действенными, если обучающиеся овладеют опытом их применения на практике. Содержание образования в ОУ направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества.
слайд
Мы сделали
Обновление содержания и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Разработаны АООП для варианта 1 и варианта 2
Разработаны программы по урочной и внеурочной деятельности, коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1, вариант 2.
Разработаны методические рекомендации « Проектирование АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Информационная деятельность:
- Создание блога на сайте ОО
- Освещение деятельности на сайте образовательной организации, в сети Интернет на образовательных сайтах
Издание печатной продукции :
-Сборник «Все дети особые: практика реализации ФГОС с ОВЗ» (из опыта работы КГКОУ Школа 1) Хабаровск 2016
- Получена рецензия кандидата психологических наук Косьминой М.А. на рабочую тетрадь «Речь и альтернативная коммуникация» (разработанную учителем-логопедом ОУ для обучающихся с ТМНР). Комплект включает в себя 33 рабочих тетради (с 1-4 годы обучения).
Материальное оснащение ОУ:
- Организовано образовательное пространство с учётом особенностей для обучающихся начальной школы и обучающихся с ТМНР
- Изготовлены (учителями начальной школы, учителями трудового обучения, обучающимися старших классов) учебные пособия, развивающие игры для обучающихся начальной школы и ТМНР.
Обновлена материально-техническая база школы. В ОУ оборудованы рабочие места учителя, учеников, узких специалистов, есть интерактивные доски. Имеется электронный ресурс в виде дисков, которые используются на уроках. Материал на этих дисках позволяет сделать урок интересным. Это позволяет учителям организовать работу на уроках более продуктивно.
«Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Не важен статус учреждения, которое посещает ребенок с ОВЗ, специальное оно или общеобразовательное. Принципиально другое, оно обязано обеспечить раскрытие способностей особого ученика.
Цель, которую мы ставим перед собой это
- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем
слайд
Для обеспечения введения ФГОС для обучающихся с УО в КГКОУ Школа 1проводился ряд мероприятий по следующим направлениям:
-Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения
-Создание организационного обеспечения
-Создание кадрового обеспечения
-Создание финансово-экономического обеспечения
-Создание информационного обеспечения
слайд
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база ОО локальными актами,
проведена информационная работа с родителями обучающихся, родители познакомились с образовательной программой, материально – техническим обеспечением класса, режимом работы учреждения.
проведено родительское собрание «О целях и задачах введения ФГОС»
проведен опрос родителей и обучающихся с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время,
скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС и разработку программ,
включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы
Второй этап:
изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС
разработана Программа внеурочной деятельности
разработаны АООП для варианта 1 и варианта 2
рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
программы по внеурочной деятельности по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительному
общекультурному
духовно-нравственному
социальному
Тем самым был обеспечен плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях.
Третий этап – реализация АООП.
В условиях введения ФГОС особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей ОУ. С этой целью в общей системе методической работы был включён блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС.
Основной целью методической работы было:
создание условий для реализации ФГОС в ОУ, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Методическое сопровождение ФГОС предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Примером может служить тот факт, что все учителя прошли курсы повышения квалификации по ФГОС, постоянно участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в печатных изданиях, на образовательных сайтах.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей ОУ:
положительная мотивация заметно растет
учителя расширили представление о содержании ФГОС
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий
накоплена информационно-методическая база по внедрению ФГОС
Выводы :
опыт внедрения ФГОС показал, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного образовательного стандарта актуальны и востребованы современной образовательной системой;
материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно
наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
слайд
Плюсы введения ФГОС
Существенное изменение содержания образования
Использование специфических методов и средств обучения
Дифференцированное и индивидуализированное обучение
Организация обучения в разновозрастных классах
Организация взаимодействия специалистов
слайд
Введение ФГОС позволило
ввести ставки тьюторов в штатное расписание ОО
продолжить повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ
обеспечить вариативность моделей обучения детей с ОВЗ
обеспечить условия для социальной инклюзии в рамках внеурочной работы ОУ для детей, которым рекомендовано обучение на дому
повышать информирование родителей детей с ОВЗ о введении ФГОС ОВЗ, условиях, созданных в образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ, инвалидностью через размещения соответствующей информации на сайте образовательной организации
слайд
Вскрылись и определенные проблемы при внедрении ФГОС .
В части материально-технического обеспечения:
Не во всех кабинетах есть интерактивные доски,
специальное оборудование
В части информационно-методического обеспечения:
отсутствует УМК для обучающихся с ТМНР
Проблемы решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.