12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Сергей Николаевич121
Учитель русского языка и литературы. Мой стаж работы - более 40 лет. Имею высшую категорию. Последние 20 лет работаю в специальной (коррекционной) школе - интернате.
Россия, Луганская Народная Респ., город Суходольск

Внеклассное чтение . 5 класс

Тема : Карнавал осенних красок

Цель: ознакомить обучающихся с произведениями русских поэтов про осень, явления природы, которые происходят осенью; учить замечать интересное и необычное в осенней природе; развивать умения подбирать соответствующую интонацию для чтения поэтических строк; определять настроение, характер стихотворений, образное видение поэтических картин; воспитывать любовь к природе.

Вид урока: урок любования природой.

Место проведения: школьный сад.

Ход урока

1.Вступительная часть.

Учитель. Дети, сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения – урок любования природой «Карнавал осенних красок». И проведем мы его в нашем школьном саду.

Включаем колонку. Звучит песня Алсу «Осень».

Появляется девочка в костюме «осени»:

Я пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Кто я ?

«Осень»: Хожу я в нашем парке,

Дарю я всем подарки:

Фартук розовый – осине,

Бусы красные – рябине,

Зонтик желтый – тополям.

Сегодня открываю я

Осенних красок карнавал!

2. Основная часть.

Учитель. Осень… последние теплые деньки – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур.

И кружится над поляной,

Как жар-птица, лист багряный.

И багряны,как рубины,

Рдеют ягоды рябины…

А на взгорье, в рыжих листьях,

Словно в пышных шубах лисьих,

Величавые дубы

С грустью смотрят на грибы. (И. Мазаник).

- Ребята, сегодня мы будем любоваться красками осени, наблюдать, как осень-красавица, будто талантливый художник, раскрасила кусты, деревья, цветы. Вместе с тем мы почувствуем аромат слова русских поэтов, которые воспели красоту осени в своих произведениях.

Ученик читает стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Учитель.

– Какие цвета осени использует И. Бунин в своем стихотворении? Назовите краски осени. - Почему осень часто называют золотой? Какая из осенних красок напоминает золото? - В каких произведениях, ранее изученных, описывается золотая осень? (Г. Скребицкий «Сентябрь», В. Астафьев «Осенние грусти», К. Бальмонт «Осень», И. Соколов- Микитов «Золотая осень»).

-А сейчас послушайте, как описывает осень Е. Благонина.

Ученик читает стихотворение Е. Благониной «Осень золотая».

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Учитель. А теперь , ребята, поищите «золото» осени в нашем школьном саду и найдите желто-зеленые, рыжие, медные, лимонные, желто-оранжевые, бронзовые, коричневые листочки.

- Кто из поэтов описал краски осени?

Ученики читают стихи.

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит! (М. Лесовая).

Все деревья и кусты

Расписала кистью:

В бронзу, золото и медь

Превратила листья.

Дождь холодный моросит,

Листья опадают,

Осень золотым ковром

Землю укрывает. (С. Богдан).

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

- Это осень, друг. (Н. Дмитриева)

Рдяны краски,

Воздух чист;

Вьется в пляске

Красный лист, -

Это осень,

Далей просинь,

Гулы сосен,

Веток свист. (М. Волошин).

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва. (А. Твардов).

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Оранжевые, красные

На солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

Кружатся и парят.

Учитель. У великого русского поэта А.С.Пушкина любимым временем года была осень. Его произведение «Осень» - одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных осени, во всей русской литературе. Поэт написал его в 1833г., во время пребывания в Болдино.

А.С.Пушкин выступает в роли талантливого художника. Он с большим мастерством рисует картину осеннего пейзажа. Строки его стихотворения проникнуты огромной нежностью и любовью к окружающей природе, которая находится в фазе увядания: опадающая листва, первые заморозки, застывший пруд, уснувшие дубравы…

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

А.С.Пушкин признается, что любит осень странной любовью, подобной чувству к «чахоточной деве». Именно за свой печальный вид, за увядающую красоту осенний пейзаж бесконечно мил поэту. Фраза «Унылая пора! Очей очарованье!» стала крылатой в характеристики осени.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- А как не вспомнить русского поэта-лирика Сергея Есенина, его стихотворение «Закружилась листва золотая». Написано оно с нежностью, прозрачными масками, слова льются, как прохладный дождь. Вновь осень, листья падают в пруд, лирический герой влюблен в окружающий его задумчивый, простой и таинственный мир. Он хотел быть не наблюдателем, рассказчиком, а самому участвовать в видимой гармонии. Он немножко завидует этим деревьям, воде, сумраку синему. Чувствует себя частью природы.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Учитель. А сейчас, ребята, найдите в окружающей природе как можно больше оттенков красного цвета – покажите багряные, пурпурные, лиловые, вишневые, фиолетово-красные, бордовые листочки.

- Посмотрите, как горят красные краски в осеннем золоте. Что напоминает вам эта картина?

Посмотри, как день прекрасен,

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клен. (И. Мазнин).

Словно пожар в дубравах

Оранжевым красным огнем

Деревья пылают пламенем

Под буйным осенним дождем. (С. Жупанин).

- Посмотрите внимательно на краски осеннего сада и найдите островки ярких красок на фоне золотых листьев. Что, кроме осенних листьев, удивляет своей яркостью?

- Найдите среди осеннего пейзажа цветы, которые горят, словно огоньки (бархатцы, канны, сальвинии, настурции ноготки и т. п.).

- Полюбуйтесь бархатцами – эти цветочки очень любят у нас на Луганщине: их можно увидеть почти возле каждого дома. Что напоминают вам кустики этих оранжевых, с темным окаймлением цветов? (Возможные сравнения: капельки расплавленного солнца; желтые глазки с черными бровками; яркие фонарики и т. п.)

- Присмотритесь к другим цветам – настоящий осенний бал! Какие из цветов напоминают вам звезды, шары, зонтики? (Возможные сравнения: астра – звездочка, георгина – зонтик, хризантема – шар и др.)

- Давайте попробуем обозначить характер осенних цветов. Какое настроение придают они осеннему пейзажу?

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь так немощно и хило,

В последний улыбнется раз!.. (Ф. Тютчев).

- Внимательно посмотрите на осенние деревья и кусты: какие ягоды ярко пламенеют среди осеннего пейзажа? (Возможные ответы: рябина, шиповник, калина и др.).

Отгадайте загадку: Весной зеленела,

Летом загорела,

Красные бусы

Осенью надела. (Калина).

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красных вянущих … (рябин).

- А теперь проведем конкурс на лучший осенний букет – соберем растительный материал (веточки, корни, листья, цветы, ягоды и т. п.) и составим букеты под девизом «Искру бросила осень».

Заключительная часть.

- Следовательно, осень – самое красочное время года. Как вы думаете, почему осень можно назвать «карнавалом красок»? Попробуем подобрать слова-характеристики, которые точно передают разнообразие осенних красок. Продолжите ряд: цветастая, разноцветная, красочная …

(Возможны варианты: пестрая, яркая, роскошная, нарядная, пышная, праздничная и др.).

- Полюбуйтесь красотой и своеобразием осенней природы, попробуйте «подписать» увиденное строчками известных вам стихов.

Возможные подписи:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.(А. Ерикеев).

Все деревья и кусты

Расписала кистью:

В бронзу, золото и медь

Превратила листья.(С. Богдан).

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.(Н. Ивенсен).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.