Разработка внеклассного мероприятия для 5 класса «Игровые приемы по снятию эмоционального напряжения»
Разработка внеклассного мероприятия для 5 класса
Тема: «Игровые приемы по снятию эмоционального напряжения».
Цели: ознакомить учащихся с некоторыми приемами по снятию напряжения общения, развивать умение учащихся работать в коллективе; формировать умение отстаивать свою точку зрения; работать над сплочением коллектива.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, таблица-помощник, таблица для диагностики, «ладошки», песочные часы, карточки с телефонами и со словами.
Ход классного часа:
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада вас всех приветствовать сегодня. Желаю хорошего настроения на целый день. Ответьте на вопросы:
Расскажите пожалуйста почему ваше поколение называют пишущим?
У вас клиповое мышление? Почему мы меньше общаемся и больше устаем?
Поколение одиночества?
- Итак, о чём мы будем говорить на классном часе? Дети отвечают.
- Правильно о нашем психологическом состоянии и о том как повысить настроение.
- А начнём с небольшой игры, которая называется «Верите ли вы?». У вас на столах лежат ладошки. Если вы верите тому, о чём я буду говорить, то показываете синию ладошку, если нет – чёрную.
А)- Верите ли вы, что ухудшить состояние пациента при хронической усталости может беспорядок в доме?
Он вызывает чувство неловкости, заставляет тратить больше времени на поиски нужной вещи и в итоге вызывает стресс и хроническую усталость.
- Да, это правда..
Б)- Верите ли вы, что Цвета в интерьере также могут влиять как на эмоциональное состояние, так и на развитие этого синдрома. Считается, что голубой цвет действует успокаивающе, и он может даже замедлять сердечный ритм. Поэтому он хорош в спальне, а во всех остальных комнатах может быть причиной постоянной усталости.- Да, это действительно так.
В)- Верите ли вы, что изначально сотовый телефон-раскладушка предназначался только для мужчин?
- На самом деле это именно так. В 2001 году компания Samsung впервые выпускает такие телефоны.
Г)- Верите ли вы, что есть племена печальных людей?
- нет
Д)- Верите ли вы, что в России меньше устают, чем в Америке?
- Нет
-
Мы начинаем работать в группах. Обсудите все вместе в группе, как можно избежать эмоциональное выгорание, запишите их на лист и по возможности покажите. Кто-то один в группе записывает варианты ответов. Выберите в каждой группе одного выступающего. На это вам отводится три минуты.
- Давайте заслушаем ваши ответы. Начнём с группы №1. Ответы учащихся заслушиваются у доски.
- Есть ли у других групп дополнения? Называйте то, о чём ещё не говорили. Группа №2, группа №3?
Листочки вывешиваются на доске.
- Посмотрите, сколько приемов вы перечислили и показали.
Учитель: Как вы думаете, а может ли сотовый телефон негативно влиять на нашу жизнь? Ответы учащихся. Вывесить листочек со словами: «недостатки есть?»
ВИДЕО
Как решить проблему? Лист позади ребенка
Преимущества
А теперь послушайте информацию о самых доступных приемах:
Топ 3 способа снятия напряжения:
Комплекс 1. Дыхательные упражнения
Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. Не зря в фильмах, прибывшие на место действия полицейские или врачи, советуют потерпевшим в первую очередь глубоко и ровно дышать. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению этого жизненно важного газа в мозг и во все клетки в нужных объемах.
Упражнения:
Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.
Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите. Делайте это сознательно при каждом выдохе. Дело в том, что в стрессовых ситуациях, когда человек напряжен, для дыхания не используются мышцы диафрагмы. Их предназначение в том, чтоб опускать лёгкие вниз, тем самым расширяя дыхательные пути. Когда мы взволнованы, чаще используются мышцы верхней части груди и плеч, которые не способствуют работе дыхательных органов в полном объеме.
Нади Шодхана. Упражнение из йоги, которое помогает активизироваться и сосредоточиться; действует, по утверждению специалистов, как чашка кофе. Большим пальцем правой руки нужно закрыть правую ноздрю и глубоко вдохнуть через левую (женщинам – большим пальцем левой рукой закрыть левую ноздрю и вдохнуть через правую). На пике вдоха нужно закрыть левую (правую для женщин) ноздрю безымянным пальцем и выдохнуть через рот.
Сядьте прямо или лягте на спину. Одну руку положите на живот, вторую на грудь. Вдыхайте воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхайте через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается. В таком случае дыхание будет происходить с помощью диафрагмы.
Комплекс 2. Мышечная релаксация
Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.
Упражнения:
Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.
Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.
Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.
Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.
Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.
Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.
Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.
Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.
Комплекс 3. Медитация
Наиболее общее определение понятия «медитация» в психологических словарях звучит так: «прием психической тренировки, при котором происходит интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение в предмет, идею, которое достигается путем сосредоточения на одном объекте». Собранные в этом блоке рекомендации касаются того, как провести сеанс визуально
Далее проводится работа в группах. Обучающиеся представляют предмет или образ, при котором происходят положительные эмоции например «пляж», «море» описывают свои чувства и эмоции.
Давайте придумаем правила, при которых можно продуктивно поработать.
- Правила все без исключения нужные, полезные, а может и знакомые вам. Принимаем эти правила? Если согласны, проголосуйте при помощи ладошек: красная – да, чёрная – нет. Единогласно. Всем спасибо!
- Кто из вас, ребята, придерживается этих правил? Дети поднимают руки.
- А кто теперь, после сегодняшнего разговора, будет стараться соблюдать эти правила? Дети поднимают руки.
Выводы:
- Эмоциональный настрой очень важен, как мы себя чувствуем так и мы зачастую выдаем результат. Очень важное значение приобретает эмоциональное спокойствие и способы снятия негативных последствий.- И в заключение, я хочу вам раздать вот такие небольшие буклеты (показать). В них изложена вся информация, о которой мы сегодня говорили. Можете показать их друзьям, родственникам, чтобы привлечь их внимание к проблеме выгорания.
- Всем большое спасибо! Вы очень хорошие и дружные ребята! Благодарю вас за помощь в проведении сегодняшнего классного часа! А чтобы узнать ваше мнение о сегодняшней нашей встрече и разговоре, который мы с вами вели, я попрошу вас ответить на вопрос (зачитать).Заполните, пожалуйста, табличку, приклеив туда ладошки. У каждого из вас может быть своё мнение. Ответьте так, как посчитаете нужным. Если захотите, то можно приклеить ладошку в нескольких местах.
Куликова Ирина Геннадьевна