Статья «Игровые приёмы по снятию эмоционального напряжения школьников»
Многие дети имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих
их нахождение в социуме. У них проявляются такие личностные черты, как
повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность.
Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью
ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных
конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях, которые
способствуют повышению нервно-психического напряжения, невозможностью контролировать и регулировать свои эмоции и чувства.
Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской
психики: возникают проблемы общения со сверстниками, трудности в
нахождении близких по духу друзей, трудности в развитии эмоционально-
волевой сферы, невысокий социальный статус в детском коллективе.
Ребенок постоянно меняется и меняет свое отношение ко всему, что
происходит вокруг него. Он старается научиться общаться с окружающими,
учится не показывать всех своих эмоций, уметь их сдерживать. Для того
чтобы помочь ребенку снизить агрессию, тревожность, или уметь
контролировать свои эмоции поможет использование игровых приемов при проведении внеклассных мероприятий.
Предлагаемые игровые приемы направлены на снятие эмоционального напряжения детей младшего школьного возраста, их можно использовать в любом внеклассном мероприятии, особенно когда накал эмоций очень высок и срочно нужна разгрузка.
Игра «Воздушный шарик». Включает в себя дыхательное упражнение, элемент медитации, формирование навыков контроля и регулирования своих эмоций и чувств.
Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается...Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом - «надувается» вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
Дети делятся впечатлениями, возникшими в процессе игры, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.
Игра «Погодные явления». Снижение эмоционального напряжения, предоставление возможности контролировать и регулировать свои чувства.
Материалы: бумага и восковые мелки.
Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие. Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил.
Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам какое-то погодное явление, соответствующее вашему настроению. Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в данном случае. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой».
Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.
Этот игровой прием сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга.
Игра «Да и нет». Направлена на снятие у детей состояния эмоционального напряжения, на пробуждение их жизненных сил.
Материалы: небольшой колокольчик.
Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра «Да и нет» может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.
Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет жуткий шум и гам. Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне? Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса.
Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да", а кто - слово "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.
Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
Игра «Споем». Направлена на снятие эмоционального напряжения.
Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям: укорить, пристыдить другого, удивиться другому, попросить прощения.
В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!
Игра «Я сильный – я слабый». Направлена на снятие тревожности, способствуют снижению нервно-психического напряжения.
Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие задание.
Саша, вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
Игра «Лучики солнца». Используется для релаксации, снятия эмоционального напряжения.
Детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Педагог становится во главе созданного коридора и превращается в солнышко. Дети превращаются в лучики. Участники вытягивают руки вперед, их руки символизируют лучи солнышка. Один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к педагогу, а дети-лучики касаются, гладят его своими лучами-руками. Педагог все время тихо говорит участникам, настраивая их на необходимый лад: «Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает и ребенок сам становится солнышком.
Ожидаемые результаты: ребенок овладевает навыками релаксации, снижается уровень нервно-психического напряжения; формируются умения выражать собственные эмоциональные состояния и распознавать эмоции и чувства окружающих людей; ребенок осуществляет контроль и регулирование своих эмоций и чувств, сформирован внутренний самоконтроль.