12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Юрьевна Мавринская847
Работаю в МБОУ "Колыванская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья". Обучаю детей с ЗПР.
Россия, Новосибирская обл., р.п.Колывань

Игровые приёмы по снятию эмоционального

напряжения школьников на внеклассном мероприятии













Мавринская Юлия Юрьевна

Учитель английского и немецкого языка









Февраль 2022 г.





«Чтобы попасть ещё куда-то, нужно

бежать в два раза быстрее.»

Льюис Кэролл. «Приключения Алисы

В Стране чудес».



В этих словах замечательного английского писателя много правды, если речь идёт об обучении и воспитании детей с ОВЗ. Для того чтобы получить результат работы, нужно закреплять, многократно повторять, менять виды деятельности при построении любого вида занятия.

Эмоциональное напряжение неизбежно возникает как следствие утомления в процессе урока или внеклассного меропрятия. На уроках снятие эмоционального напряжения предусмотрено динамической паузой после 20 минут занятия. Это могут быть физические упражнения-наклоны, повороты, хлопки, а также ходьба на месте, прикосновения к лицу, локтям, коленям. Движения производятся под музыку, песенки. После выполнения письменных упражнений целесообразно выполнение пальчиковой гимнастики. Детям нравится складывать из пальцев обеих рук и ладоней фигурки животных -краба, улитку, зайца, собаку, льва и т.д.

Внеклассное мероприятие, которое проводится в стенах школы, на природе, поездки, посещение библиотеки оказывают на детей ОВЗ положительное воздействие. Значение мероприятия в классе особенно велико для ребёнка ОВЗ потому, что оно учит вербальному и невербальному выражению своих мыслей, учит общаться, влияет на восприятие ребёнком себя и окружающих.

Развитие межполушарных связей головного мозга имеет ведущее значение для развития ребёнка с ОВЗ. Приверженность ритуалам и быстрая истощаемость диктует необходимость переключать виды деятельности на мероприятии; чередовать интеллектуальные задания с физическими упражнениями, с заданиями на быстроту, ловкость,выбор стратегии.

Толковый словарь Д.Ушакова определяет эмоцию как «Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-нибудь инстинктивными выразительными движениями)»

Практикующий детский психолог, игровой, песочный и арт-терапевт Елена Бурьевая определяет эмоцию как мгновенную реакцию организма, которую необходимо прожить. Эмоциональное напряжение является причиной неблагополучия, а стресс является его следствием.

К универсальным способам, способным снимать эмоционально-психическое напряжение на внеклассном мероприятии, относятся

Физические упражнения, бег, прыжки, преодолевание препятствий;

Танцы, пение, речитативы, музыкальное сопровождение;

Тактильные и сенсорные игры

Арт-практики.

Любое внеклассное мероприятие в той или иной степени включает в себя все вышеперечисленные виды деятельности, в зависимости от вида мероприятия, его целей и задач.

На примере отдельных конкурсов, проведённых на внеклассных мероприятиях «День именинника» и «Новогодний переполох» познакомимся с приёмами снятия эмоционально-психического напряжения.

Конкурс «Я родился»

Проводится в рамках «Дня именинника». Используется арт-практика «Чувства в рамке» (автор Е.Бурьевая). В конкурсе участвует 4 человека, по два от команды. Один человек играет роль младенца, которого пеленают, второй человек «пеленает», наматывая бумагу из рулона на «младенца».Оценивается скорость и качество выполнения задания. Лучше всего подходят рулоны с прочной туалетной бумагой, без рисунка, перфорации.

Конкурс «Передай пуговицу»

Относится к категории тактильных и сенсорных игр. Игру предложила Тихонова Наталья Николаевна, автор на образовательном сайте «Мультиурок». Игра помогает ребёнку почувствовать контроль над своим телом за счёт попеременного напряжения и расслабления разных групп мышщ. Игроки из одной команды выстраиваются в шеренгу и поочерёдно передают друг другу пуговицу при помощи пальцев. Главная задача-не уронить пуговицу. Можно проводить на любом внеклассном мероприятии.

Конкурс «Узнай и надень свою обувь»

Автор конкурса Кириллова Ирина Анатольевна предлагает конкурс на своём мероприятии «Вечер именинника» («Открытый урок»)

У всех именинников первой команды завязаны глаза, снятая обувь складывается в одну кучу. По команде ведущего участники должны найти свою обувь с завязанными глазами, надеть и встать в строй. Затем вторая команда проделывает процедуру. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. Эта тактильная и сенсорная игра даёт возможность ребёнку не только слаженно двигаться, но и почувствовать себя частью команды.

Тактильно-сенсорную игру «Близнецы» можно проводить на любом внеклассном мероприятии. Автор Жмаева Оксана Анатольевна («Продлёнка») предлагает использовать ботинки и шнурки от ботинок. Участвуют два человека от команды. Нужно одной рукой обхватить партнёра за талию, а свободной рукой сначала развязать и достать шнурки из ботинок, а затем по команде зашнуровать его и завязать бантик. Также можно надевать одежду на партнёра или соперника по команде, использовать мелки для рисования на лице. На своих мероприятиях я и мои шестиклассники используем такой вариант игры.

«Задуй свечу»

Этот вид игр относится к дыхательным упражнениям, и использовать упражнение можно по-разному. В ходе дня именинника не обязательно задувать настоящие свечи, достаточно провести имитативные дыхательные упражнения с использованием реквизита, передвинуть предметы с помощью дыхания (перо, воздушный шар, фольга).

Для праздника «Новогодний переполох» характерен набор реквизита новогодней тематики. Используются вариации конкурса «Бросаем снежки»

Куски смятой бумаги, ваты или поролона участники двух команд бросают в урны, находящиеся в нескольких метрах от игроков. Оценивается количество попаданий в цель за единицу времени. Эмоциональное напряжение «уходит» з счёт получения детьми удовлетворения результатом деятельности. Кроме того, игра развивает ловкость и глазомер.

«Достань подарок от Деда Мороза»

Задача детей-добраться до подарка посредством преодоления препятствий.Мы используем технику игры «Улитка». Участники команд ползут за подарком, который лежит на финише. Полосой препятствий служат стулья, невысокие столики, составленные рядом, чтобы получился «туннель». В ходе выполнения задания происходит попеременное напряжение и расслабление разных групп мышщ.

Арт-практики

Арт-тепапия для детей стимулирует эмоциональное и психическое развитие ребёнка, гармонизирует нервную систему. Через преодоление трудностей, связанных с выполнением задания, ребёнок открывает свои страхи, говорит о проблемах языком рисунка.

Арт-практика «Расширение»

Рисование на большой вертикальной поверхности мы осуществляем почти на всех внеклассных мероприятиях. Чаще всего это ватман, укреплённый на стене. Рисуе то, что связано с темой мероприятия, н-р на празднике «Новогодний переполох» команды рисуют ёлку с закрытыми глазами.

Техника «Я в образе животного» также успешно используется во внеклассном мероприятии, если нужно провести диагностику эмоционального состояния ребёнка. Техника рисунка может быть различной.Если проводится конкурс на качество изображения (либо качества изобоажения с закрытыми глазами), лучше использовать технику изображения «Капли».

Арт-практика «Воздушная акватипия»

Надувание шаров для Дня именинника , а также проведение конкурса с использованием надутых шаров помогает поместиь внутри шарика негативные эмоции, если проговаривать их вслух, тем самым снять эмоционально-психическое напряжение. Иногда важен и нужен сам процесс надувания шара. Можно оставить отпечатки ладоней на шаре. Мы делали отпечатки краской при помощи деревянных палочек из упаковок с мороженым. Шары в ходе мероприятия тоже надуваем часто.

Арт-практика «Моё состояние»

Может применяться не только на внеклассном мероприятии, но и как рефлексия в конце урока, или диагностика настроения вначале. Детям предлагается оторвать кусок фольги из рулона. Чем он окажется объёмнее, тем больше проблем и неудовлетворённости определяется у ребёнка на текущий момент времени. Можно также предложить ребёнку «Сделать состояние»-слепить кусок из фольги. Таким образом ребёнок трансформирует свои переживания в творческую энергию и эмоционально-психическое напряжение снимается.

На нашем мероприятии «Новогодний переполох» фольга использовалась как материал для изготовления Снежинки. Снежинка изготавливается командой в одном экземпляре, ей дают имя и сочиняют короткую историю. После завершения подготовки представители команд рассказывают историю своей Снежинки.

Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика

Учитывая то, что я не работаю с самыми маленькими детьми (самым младшим ученикам исполнилось 9 лет), пальчиковую гимнастику для самых маленьких не использую. Однако при заучивании песенок и рифмовок на английском языке элементы пальчиковых игр бывают вполне уместны. Это изображения животных при помощи кистей и пальцев рук, имитация их движений, описанных в каждой строчке стихотворения и т.п. Применительно к внеклассному мероприятию для детей (и не только детей с ОВЗ) часто получалось использовать крупу (горох, фасоль, чечевицу) для проведения конкурсов. Для праздников 23 февраля и 8 марта проводится конкурс на скорость и качество сортировки гороха, фасоли и чечевицы. Для усложнения задания можно добавить рис и гречневую крупу.

Шнурки и счётные палочки

Желательно выбирать яркие по цвету и приятные на ощупь. Можно дать задание каждому участнику команды или одно задание всей команде. Из шнурков и палочек выкладываются буквы, слова и картинки. Это может быть поздравительная надпись, посвящённая теме праздника, или ребус, который должна решить команда соперников.

Перетягивание каната

Если мероприятие проводится в спортивном зале, на стадионе или во дворе, бывает уместен конкурс «Перетягивание каната». Здесь чётко задействовано попеременное напряжение и расслабление мышщ рук и ног, а также двигательная активность на свежем воздухе и свободная игра являестся лучшим способом для детей проявить себя.

Каждый учитель пытается сделать мероприятие интересным, полезным, ярким и запоминающимся. Главное здесь пожалуйто, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и нужным, значимым в процессе той деятельности, которую он осуществляет.



Литература

Ушаков Д.И. Большой толковый словарь Современного русского языка

М, «Альта-Принт»; 2009 г.

Елена Бурьевая «Как жить с ребёнком легко?» «Эксмо», 2021 г

Вебинар на портале infourok infourok.ru >news>onlain-seminar









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.