12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юшина Елена Юрьевна18

Социальный проект:

«Правовое воспитание учащихся

начальной школы»

Внеклассное мероприятие
«ПУШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»

Автор и исполнитель

Учитель начальных классов
Лесновской средней

общеобразовательной

школы Шиловского района
Рязанской области

Юшина Елена Юрьевна

 

Часто нам приходится слышать о том, что российские граждане, а в особенности дети, совершенно бесправны. Верно ли это утверждение? Ведь бесправный человек – это человек без прав. Действительно ли наши граждане – взрослые и дети – не обладают никакими правами? Незнание прав: политических, социальных, культурных, отвоеванных людьми и людям предоставленных – одна из причин, которая порождает ощущение бесправия. Необходимо рассказать несовершеннолетним гражданам (учащимся начальной школы) о том, как познакомиться со своими правами и грамотно их отстаивать.

Можно сказать, что с правами взрослого человека всё более или менее ясно. А вот по поводу прав ребёнка возникает много вопросов. Конституция РФ не содержит отдельных статей о детях (термин «детство» упоминается только несколько раз), их положении в Российском государстве.

Российская Федерация- член ООН. В 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка». Наше государство подписалось под этим документом, дало слово миру позаботиться о своих детях, соблюдать права ребёнка. Конвенция о права ребёнка отражает два основных принципа.

Ребёнок является таким же полноценным членом нашего общества, как и любой взрослый человек; ребёнок является самостоятельным субъектом права, поэтому он обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Соблюдается приоритет интересов ребёнка перед интересами семьи, общества, религии. Свобода, необходимая ребёнку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечение норм питания, одежды и жилища, но и предоставление всего этого первоочерёдном, приоритетном порядке всегда: в благополучные и трудные годы, в годы процветания и депрессии, в годы войны и мира.

Государство обязано признавать и защищать интересы детей, именно их интересы являются приоритетными по отношению к интересам общества, государства.

Каждый человек, в том числе и подросток, может реализовать свои права только при наличии надёжной социальной и юридической защищённости их. Недостаточно простого декларирования прав и свобод подростков в законодательных актах страны, нужно ещё и действительные гарантии их защиты.

Основное содержание данного периода в правовом воспитании младших школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся начальной школы:

Основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен на узнавание своего «Я»;

Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы.

Названные психолого-педагогические характеристики позволяют определить содержание ранней пропедевтики, основу которой составляет воспитание следующих нравственных качеств личности:

Умение распознавать свои чувства, и, что особенно важно, не позволять чувствам приводить к нежелательным поступкам (обиделся – ударил);

Умение сопереживать;

Умение договариваться;

Умение оценивать свои поступки (самооценка) и поступки сверстников;

Умение уважать чужое мнение и интересы другого человека;

Стремление быть справедливым;

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека и праве (правилах) как регуляторе взаимоотношений между людьми.

Основной формой ранней пропедевтики являются беседы-путешествия, ролевые игры. Выбор данной формы обусловлен возрастными особенностями учащихся, именно в такого рода деятельности происходит формирование основных психических характеристик младшего школьника.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать условия в ЛСОШ , где учащиеся начальной школы

могли познакомиться с правами ребёнка.

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с международным документом «Конвенцией о правах ребёнка», основным законом нашей страны «Конституцией Российской Федерации».

Формировать гражданскую активность учащихся.

Учить детей не путать свои права со своими желаниями.

Учит ребёнка правовым формам общения на основе анализа поведения сказочных героев.

Подвести детей к выводу: пользуясь своими правами, старайся при этом не навредить другим людям.

Содержание:

мероприятия

сроки

ответственные

ресурсы

1.Изучение состояния правового воспитания в начальной школе

ноябрь

   

2. Подбор сказок, где сказочные герои попадают в ситуацию схожую со статьёй «Конвенции о правах ребёнка»

декабрь

 

Книги школьной библиотеки

3. Составление презентации в PowerPaint для демонстрации учащимся начальных классов.

январь

 

Компьютер,

иллюстрации к сказкам из книг

4. «Путешествие в страну сказок»

Февраль- март

 

презентация

Ожидаемый результат:

Знание учащимися начальной школы прав детей на основе таких документов, как «Конвенции о правах ребёнка» и основного закона нашей страны «Конституции Российской Федерации».

Умение детьми пользоваться своими правами, стараться при этом не навредить другим людям.

ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
Путешествие в страну сказок.

Цель:

Познакомить детей с международным документом «Конвенцией о правах ребёнка» и основным законом Российской федерации «Конституцией».

Формировать гражданскую активность учащихся.

Учить детей не путать свои права со своими желаниями.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка детских книг, музыкальное сопровождение.

 

Действующие лица: ведущий – классный руководитель,

сказочный персонаж – Алёнушка.

 

Организация детей.

Тема занятия:

- Здравствуйте, дети! Сегодня я вас познакомлю с очень важными документами, в которых записаны ваши права. Помогать мне будет Алёнушка.

(звучит музыка)

3.Вступительная беседа:

- Давным-давно, в 1945 году, собрались главные люди из разных стран на совет. Кончалась Вторая Мировая война. Людей погибло столько, что, если бы их собрать всех вместе, получилась бы целая страна. И вот решили государства объединиться, чтобы все споры и проблемы решать мирно, договариваться, как это делается у культурных людей. Так и появилась Организация Объединенных Наций - ООН.

Когда шла война, каждое государство отстаивало свои права. Но ведь самое главное - это права каждого отдельного человека. Самое важное – это его жизнь, здоровье, свобода и благополучие. И все государства, входящие в ООН, в 1948 году подписали Всеобщую Декларацию прав человека, в которой пообещали друг другу и своим народам сделать всё, чтобы никто не мог нарушить эти права. В Декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи. И только через 40 лет спохватились: есть ещё люди, о которых надо позаботиться, о которых надо побеспокоиться! Это Дети. Ведь вся жизнь и судьба ребёнка зависит от взрослых, а они бывают разные… И государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах, помочь родителям в воспитании детей. Поэтому в 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция – это международное соглашение.

Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать права каждого ребёнка.

И наше государство тоже подписалось под этим документом, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

В нашей стране есть главный документ – это Конституция Российской Федерации». Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

4. Знакомство с правами ребёнка.

Ведущий: Главное право маленького человека – право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, выносливыми, здоровыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – сбросить со скалы! А ведь слабенький ребёнок, если будет тренироваться, может вырасти сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать.

Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.

Алёнушка: «В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.»

- Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

- А на самом деле, кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?

- Что ты сказал бы злодеям, если бы их встретил?

- Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил?

Ведущий: Ребёнок не обязан быть «как все». Если чем-то не похож на других, никто не имеет право переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все. Если ребёнок особенный – пусть таким и остаётся!

Жил когда-то в Дании странный мальчик, длинный нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о своём, в мечтах путешествовал по разным странам, не замечая, что над ним все смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе тем же странным ребёнком. Теперь его имя знает весь свет. Его зовут Г.Х.Андерсен.

Алёнушка: Сказку «Гадкий утёнок» Андерсен писал, вспоминая соё детство. Вот и этого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все.

- Зато когда он вырос, он стал…. Кем?

Ведущий: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка. Оказывается, что есть ещё люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи.

Встречаются и такие взрослые люди, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание, просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.

Алёнушка: «Свесть царевну в глушь лесную,

И, связав её, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам!»

- Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

- В чем провинилась царевна?

- Как, вы считаете, кто и за какие поступки имеет право так жестоко наказывать?

Ведущий: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, чтобы они ни совершили. Может быть, они нарушили закон, порядок или обидели кого-то, всё равно нельзя упрекать, унижать, наказывать за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за поступков родителей.

Алёнушка: «Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.

- Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она Королю и Королеве, - Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда Принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт».

- Кто автор и как называется эта сказка? (Шарль Перро «Спящая красавица»)

- Бессовестная колдунья, она хочет наказать младенца за провинности родителей!

Что же будет дальше?

Ведущая: Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к своим родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Алёнушка: «Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец. Она обещал подарить ему весь свет и пару коньков в придачу».

- Кто написал сказку «Снежная Королева»? (Г.-Х. Андерсен)

- Кто знает, может быть, Снежная Королева хотела малышу добра?

- Как вы думаете, имела ли она право в этом случае увозить Кая из родного дома?

Ведущая: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Никто не имеет право заставить вас открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своём доме вы главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом.

Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

Алёнушка: « - Сейчас же отопри дверь, - прорычал волк, а не то я её выломаю! Дом поросёнка – это его крепость,- сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться».

- Из какой сказки этот отрывок? (Михалков «Три поросёнка»)

- Кто в этом случае нарушает Конвенцию?

Ведущий: Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умными, воспитанными. Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано: государство должно следить , чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Алёнушка: Все вы знаете сказку А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

«Папа Карло купил «Азбуку» с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу…»

- А куда пошёл Буратино?

Эх, знал бы он Конвенцию!

Ведущий: Никто не имеет право читать чужие письма. Переписка двух людей – это тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще-то всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма, а кто занимается таким позорным делом, с теми говорить никто не захочет, от того все отвернуться.

Вот и Конвенция специально подчёркивает: нельзя нарушать тайну переписки!

Алёнушка: …Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую –

И привёз гонец хмельной

В тот же приказ такой:

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

-Кто нарушил тайну переписки в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?

- Кто подменил царское письмо?

Ведущий: Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Детские игры – это не пустяки, раз о них говорится в таком важном документе! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям кормить семью. А в нашей стране есть родители, которые перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребёнок ходил и на занятия музыкой, и на занятия иностранным языком, и на спортивную секцию… И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребёнка.

Алёнушка: Послушайте отрывок из сказки Шарля Перро «Золушка».

«- Матушка, сёстры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?»

- Расскажите, кто помог бедной падчерице?

- Чем кончилось дело?

Ведущий: Каждый ребёнок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, на свою тайну. Каждый ребёнок сам может выбирать себе друзей, и никто не должен его выпытывать: о чём вы там шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так , а не иначе! Конечно, это не значит, что родителям должно быть всё равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравиться в твоём поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по – своему.

Алёнушка: Из какой сказки этот отрывок?

«- Зачем ты, Иван-царевич, сжёг мою лягушечью кожу? Ищи меня теперь в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного!» («Царевна-лягушка»)

- А что было дальше?

Ведущий: Государство должно заботиться о ребёнке, который остался без родителей. Здесь говориться о сиротах. Но бывает, родители есть, но такие, что им страшно доверить ребёнка: пьяницы или сумасшедшие. В таком случае растить и воспитывать детей должно государство. Оно позаботится, чтобы одинокий ребёнок был одет, накормлен, чтобы ему было, где жить, чтобы за маленьким ухаживали. И всё-таки семья, хотя бы и неродная, для ребёнка лучше, поэтому государство отдаёт таких детей в семью - к добрым людям, и они заменяют сироте родителей. Государство обязательно должно проверять, хорошо ли живётся ребёнку-сироте: не обижают ли его, не заставляют ли его делать тяжёлую работу, вредную для здоровья.

Алёнушка: - Из какой сказки отрывок? Кто автор?

« Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.

- Иди,- говорит, - и без подснежников не возвращайся!» («Двенадцать месяцев» С.Маршак.)

- Что вы думаете об этой мачехе?

Ведущий: Больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь. Больному ребёнку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здоровых детей. И все государства – члены ООН - дали слово постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти нужное лекарство и врача. Когда болезнь неизлечима, государство обещает выделять деньги на специальные школы, где слепых учат читать, глухих- говорить. Детям, у которых не действуют ноги, государство должно приобрести специальную коляску, чтобы и такой ребёнок мог выйти из дома, погулять и даже заняться спортом.

Алёнушка: «Плаваешь, глупая? Ныряешь? Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем! Выходи лучше сама! – сказала лиса».

- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? ( «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк)

- Почему уточка не улетела вместе со всеми в тёплые края?

- Неужели лиса её и правда съест?

5.Рефлексия. Итог занятия.

Ведущий: - О каких важных документах мы говорили?

- Как государство должно заботиться о своих маленьких гражданах?

- Какие права имеет ребёнок?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.