12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Вера Леонидовна3574
Россия, Орловская обл., Орел

Сценарий игры «Что? Где? Когда?»



Вступительное слово ведущего.

Сегодня … (дата) мы открываем наш интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?». В нём состоят люди, объединённые одним чувством – любви к родному языку. Они свято верят в неисчерпаемость его богатств, щедрость в раскрытии тайн.

Итак, все собравшиеся здесь за 45 минут сделают немало открытий в области русского языкознания.

Сегодня играют команда учащихся … (класс/группа). Представляют команду: … (имена участников).

2. В начале игры команда учащихся должна превратиться в команду Знатоков, пройдя этап посвящения в Знатоки:

Клятва Знатока.

Я, юный исследователь русского языка, вступая в ряды знатоков, клянусь:

Хранить чистоту родного языка, не осквернять его грубыми словами;

Быть верным традициям добра, чести, справедливости;

Не отступать от правил ведения споров;

Внимательно слушать ведущего, не нарушать правил игры;

Быть вежливым, тактичным, сдержанным.

Окропления.

3. Слово ведущего.

Послушайте правила игры.

Игра идёт до шести очков.

Каждое очко, заработанное Знатоком, - это 5 баллов по русскому языку в журнале.

Во время обсуждения командой вопросов в аудитории должна быть полная тишина. За подсказки, несоответствующее поведение зрители удаляются, команда лишается очка.

Начало раунда – удар гонга.

Одна минута для обсуждения отмеривается песочными часами. После слов ведущего «Время» обсуждение прекращается. В случае нарушения этого правила команда штрафуется: ей засчитывается поражение в раунде. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.

В игре три паузы: 1 – в распоряжении команды, 2 – по желанию ведущего.

13-й сектор – вопросы зрителей в зале, поступившие во время игры. Победивший в этом раунде зритель также получает текущие 5 баллов по русскому языку.

Итак, первый раунд.






























Вопросы.

Уважаемые знатоки! Вам, конечно же, известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий:

Плотников,

Скорняков,

Сыромятников,

Пономарёв,

Гончаров.

Чей предок рубил избы? Чей предок лепил горшки? Чей предок служил в церкви? Чей выделывал кожу и мех?

Ответ: избы рубил предок Плотникова, горшки лепил предок Гончарова.


«Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Лоботряс! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха.

В скольких разных грехах она обвинила пасынка?

Ответ: мачеха обвинила пасынка в трёх грехах: ничегонеделании (синонимы лентяй, дармоед, тунеядец, лоботряс, бездельник, лодырь), неопрятности (неряха), болтливости (пустомеля).


Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю (…). Вы убиты.

Как вы считаете, что мог выбрать писатель, отвечая на вызов безграмотного писаки?

Ответ: Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.


Уважаемые знатоки! Найдите за 1 минуту способ прочитать написанное:

к й г а и

ы и о н б

з ч м е ю

я у ш т л

Любите наш могучий язык.


Закончите стихотворение:

Мощный каменщик зимой

Нянчил дочку в час ночной.

Спи, дочурочка, в тиши

…………………………….

Ответ: Мягкий знак здесь не пиши.


Самая лаконичная в истории переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был отпечатан роман «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только: «?»

Предположите, что мог получить в ответ Виктор Гюго, если издатель хотел сообщить ему о большом интересе у читателей.

Ответ : «!»


Уважаемые знатоки! Вы, конечно же, хорошо знаете алфавит. А сможете ли вы прочесть его от конца к началу?

Ответ: яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба


Блиц: как правильно называть жительницу Индии? Жителя Набережных Челнов? Жителя Гусь – Хрустального?

Ответ: индианка, челновец, гусевец.


Любитель русского языка узнает, какие три слова лишние в следующем списке: добро, люди, слово, альфа, покой, омега, гамма, червь, земля.

Ответ: альфа, омега, гамма не являются названиями букв русской азбуки – кириллицы.


Уважаемые господа, вспомним строки:

Скажи-ка, дядя, ведь (не)даром

Москва спаленная пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят еще какие!

(Не)даром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Какое же написание слова (не)даром выбрать в том и другом случае? Легче всего проверить по книге. Но дело в том, что разные издания дают разные написания: то в обоих случаях слитное написание, то, напротив, раздельное; встречаются и тексты, в которых оба примера оформлены по разному: один слитно, другой раздельно. Кто же прав? Какое из написаний точнее передает смысл стихотворения? Желаем успеха.

Ответ: в первой строке поэт подчеркивает: Москва была отдана французам не за даром, не просто им досталась. За неё полегли русские воины, подвигу которых и посвящено стихотворение. Да и французам эта победа досталась не дешево: много их солдат в том сражении. «Не даром» пишется раздельно.

Смысл другой строки – не без причины, не напрасно, не зря помнит Россия о великой Бородинский битве. «Недаром» пишется слитно.


М.Горький в воспоминаниях о Л.Н.Толстом рассказывает, как Л.Н.Толстой пришёл из парка и заявил: «Сейчас садовник говорит: «Насилу столковался». Не правда ли – странно?...»

Объясните, в чем загадочность фразы садовника и предположите, как великий писатель закончил своё высказывание?

Ответ: в русском языке произношение не всегда подсказывает выбор слитного или раздельного написания. Л.Н.Толстой закончил своё высказывание так: «Куются якоря, а не столы…»


Уважаемые знатоки! Надеюсь, что вы гостеприимные люди? Не менее, чем японцы? Представьте, что вы оказались в гостях у японца. Конечно, вы не сможете отказаться от угощения. Но если в ответ на гостеприимство японца вы сделаете этот жест, он произойдет крайне тягостное впечатление на хозяина, так как такой жест у японцев может означать только способ казни или же увольнение с работы.

Внимание, вопрос: покажите этот жест, объясните, что он обозначает у русских людей, и какому фразеологизму соответствует. Желаем успеха.

Ответ: Жест – провести ладонью по горлу. Означает, что вы совершенно сыты, соответствует фразеологизму «сыт по горло».







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.