Внеурочное занятие "ДИАЛОГ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ"
ДИАЛОГ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Часть 1. Мотивационная
Беседа. Постановка проблемы: обсуждение вопросов «Кто такой герой?», «Какими качествами он обладает?», составление «портрета героя», просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная
Анализ презентации «Пермский характер»». Обсуждение награды «Пермский характер». Обсуждение ребят, которые получили эту награду (3 человека), обсуждения портретов детей-героев.
Часть 3. Заключительная
Формулирование вывода, что героизм не связан с возрастом, а определяется личными качествами человека; комплексная характеристика качеств героя на основе составленного портрета героя.
Ход занятия:
Часть 1. Мотивационная
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Викторовна. Я учитель русского языка и чтения, и классный руководитель 6 класса. Каждую неделю мы обсуждаем разные темы на занятиях «Разговоры о важном». У вас проходят такие занятия? (да)
- Сегодня я с вами хочу обсудить важную тему, а какую именно, вы попробуйте сформулировать сами.
Могуча Россия на все времена –
И в прежние годы, и ныне.
Героями наша Отчизна сильна,
Отечество славится ими.
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор? (о героях)
- Россия - страна настоящих героев. А кто он настоящий герой? Какой он? Постараемся ответить на эти вопросы и в ходе нашей беседы и составить портреты героев.
- Сегодня мы с вами вспомним не только того, кто прославил Россию, но и поговорим о героях, живущих рядом с нами. О тех людях, в обычной жизни которых нашлось место подвигу.
- Наш разговор мы начнем со знакомства с Героем Советского Союза, нашего земляка Федора Григорьевича Старцева. (предлагаю посмотреть видео)
- Во время Великой Отечественной войны он уничтожил 15 фашистских танков, причём 11 из них в одном бою, и не из пушки, а из противотанкового ружья. За этот подвиг Фёдору Григорьевичу в 1943 году посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
- Вопросы: Какой подвиг совершил Ф.Г. Старцев. Какие качества он проявил?
- Одна из улиц Мотовилихинского района Перми названа в честь нашего земляка Фёдора Старцева.
- Давайте ещё раз обратимся к «портрету героя» и назовем качества, присущие ему.
(Ребята называют качества героя)
Часть 2. Основная
Мы с вами знаем, что в истории нашей страны множество имён героев, которые проявили любовь к Отчизне и своему народу, самоотверженно работали на благо страны и всегда были готовы защищать свою Родину.
Ребята, а знаете ли вы, что и с нами рядом живут герои?
- Хорошо, а почему вы считаете их героями? (совершают добрые поступки?)
- И таких людей у нас немало. И неслучайно в нашем крае появилась общественная награда «Нагрудный знак «Пермский характер».
Нагрудный знак «Пермский характер» вручается за готовность бескорыстно прийти на помощь и преодоление трудных жизненных ситуаций. Ребята, получившие награду «Пермский характер» заносятся в Почетную книгу жителей Пермского края.
- И сегодня мне бы хотелось поговорить о ребятах, которые награждены этим почётным Нагрудным знаком. В 2022 году были награждены 17 ребят. О некоторых мы сегодня поговорим.
(Презентация)
Ярослав Опотерн, 15 лет, Очерский городской округ.
Награжден «за преодоление чрезвычайной ситуации или смертельной опасности для окружающих»
В апреле 2022 года в семье Ярослава произошло страшное событие. Сгорел их дом. В одно мгновенье семья лишилась крова, вещей и средств к существованию. Первым проснулся Ярослав и почувствовал едкий запах дыма. Он побежал к выходу, но, когда открыл дверь, стало ясно, что выйти не получится, все было в огне. Ярослав не растерялся, разбудил всех членов семьи, выбил окно и помог выбраться из горящего дома маме, пятилетнему брату и бабушке. Оказать помощь дедушке у Ярослава не хватило сил, он был прикован к постели.
- Какое чувство вы испытали, узнав о подвиге Ярослава?
- А смогли ли вы поступить также?
- Какое качество Ярослава вы можете назвать? (БЕССТРАШИЕ) Сегодня юноша совмещает работу с учебой и несмотря на это хорошо учится и пользуется авторитетом у одноклассников. У Ярослава есть мечта – построить новый дом на месте сгоревшего.
(Качества-ответственность за близких, бесстрашие, смелость).
- Давайте ещё раз обратимся к «портрету героя» и назовем качества, присущие ему.
(Ребята называют качества героя)
- Давайте познакомимся еще с одним героем.
Русинов Александр, 17 лет, Карагайский муниципальный округ.
Не думая о собственной безопасности, Александр пришёл на помощь мужчине, утопающему в реке Обва ночью. 27 июля 2022 года Александр и его туристическая группа отдыхали на берегу. Около 3-х часов ночи стали слышны крики о помощи с реки. Юноша, надев спасательный жилет стремительно бросился в воду, и утопающий мужчина был доставлен на берег. Александр успешный и активный студент Верещагинского многопрофильного техникума. Увлекается спортом.
(бросился на помощь без раздумий)
- Что помогло Александру не растеряется в такую минуту и спасти человека?
- Какими качествами обладает Александр?
- Он оперативно и быстро отреагировал на ситуацию, так как занимается спортом, принимает участие в сплавах.
- Какими качествами обладает Александр?
- Именно люди с таким закаленным характером добиваются поставленных целей в жизни.
- Давайте ещё раз обратимся к «портрету героя» и назовем качества, присущие ему.
(Ребята называют качества героя)
И даже люди с ограниченными возможностями здоровья проявляют себя и удостоены Нагрудного знака «Пермский характер»
- Слышали ли вы о таких ребятах?
Вот одна из них.
Багиян Анастасия, 21 год, Город Пермь
Награждена в номинации: За преодоление трудной жизненной ситуаций, достижения в учебе/спорте/творчестве, активную жизненную позицию, трудолюбие и целеустремленность.
Анастасия с рождения лишена возможности видеть, но это не помешало ей достигнуть высоких результатов в спорте. Она со школы серьезно занимается лыжными гонками и биатлоном под руководством Заслуженного тренера России А.И. Турбина. В прошлом году Анастасия выполнила норматив «Кандидат в мастера спорта» и вошла в Паралимпийскую сборную России. На счету пермячки бронза Чемпионата мира (Норверия 2022 год), серебро и бронза Кубков мира (Канада 2021 год, Швеция 2022 год), чемпионство России по лыжным гонкам и биатлону.
Жизненный девиз Анастасии «Главное – не останавливаться на достигнутом!».
- За какой подвиг была награждена Анастасия? Ведь она никого не спасала ( за преодоление трудной жизненной ситуации, достижения в спорте).
- Какими качествами характера обладает Анастасия?
- Несмотря на ее ограничения по здоровью, она смогла добиться успехов в спорте.
- Давайте ещё раз обратимся к «портрету героя» и назовем качества, присущие ему.
(Ребята называют качества героя)
Часть 3. Заключительная
- О ком мы говорили сегодня?
- Правильно ли сказать, что подвиг можно совершить в любом возрасте и в любое время?
- Какими качествами характера обладают герои, о которых мы сегодня говорили?
Составление портрета героя.
- В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям.
Все ребята, о которых мы сегодня говорили только начинают свой жизненный путь, и, если они в юном возрасте проявили такие качества, как отвага, мужество, находчивость, решительность и смелость, это должно вдохновлять других.
- На память о нашем разговоре, хочу подарить вам буклеты, о героях с «Пермским характером».
И в завершение нашего разговора давайте подведем итоги:
Переверните ваши карточки, прочитайте и продолжите фразу:
Я узнал о …
Я расскажу другу…
Я буду помнить…
Я испытываю гордость…
(Петя ответь на фразу «Я буду помнить…»)
Наш разговор подошел к концу. И помните, что «Героями не рождаются, героями становятся…»