Внеурочное занятие «И все с тобой заговорит...»
Пояснительная записка к презентации
Александрова Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»
Тема занятия: «И все с тобой заговорят…»
По курсу Д.З. Арсентьева «Родной язык — живоносный источник добра и любви».
Цель: формирование уважительного отношения к родному языку.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:
- принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: круглый стол.
Оформление кабинета: дополнительное оформление не требуется.
Оборудование: компьютер, проектор; карточки с изображением цветов, рабочие листы.
Зрительный ряд: изображение растений и цветов.
Литературный ряд: стихи.
Ход занятия.
Организационный момент.
Мотивация и целеполагание.
Изучение нового материала
Закрепление учебного материала
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия. Продукт занятия.
1. Организационный момент.
(Слайд 3)
Ребята!
Что я сейчас сделала? Произнесла слово «ребята». Слово! Библия тоже начинается со слова. В ней мы читаем, что «в начале было Слово». Это божественное слово, заключающее в себе истину. Слова дарят надежду, ободряют, поддерживают, но могут ранить, навредить, обидеть. Здесь заканчивается текст третьего слайда.
В слове заключена огромная сила, поэтому очень важно понимать слова, говорить подумав. (Слайд 4). Народ издревле осознал силу слова. Выдающийся советский писатель Михаил Александрович Шолохов говорил, что «величайшее богатство народа – его язык». В русском фольклоре много пословиц и поговорок, которые содержат мудрость наших предков. Кто из вас знает пословицы о значении слов в нашей жизни? (пословицы: сказанное слово – пущенная стрела; слово не воробей, вылетит – не поймаешь, доброе слово и кошке приятно; пчела жалит жалом, а человек – словом). Здесь заканчивается текст четвертого слайда.
2. Мотивация и целеполагание
Итак, начиная наше занятие, я говорю вам «Здравствуйте!». Сказав это, я пожелала вам здоровья, ведь по этикету принято приветствовать добрых друзей добрыми словами. А как еще можно обратиться друг к другу?
(Слайд 5). Конечно, по имени! У каждого из нас есть имена! Имена – это? Давайте вспомним, что мы узнали об именах на уроках русского языка? Это уникальное название. То, что выделяет предмет. Молодцы.
У всего на Земле есть имена. И каждое из них – неслучайное. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего занятия.
Нет ничего случайного
В названии любом:
В нём — музыки звучание
И смысл глубокий — в нём.
Это слова поэта Георгия Васильевича Кондакова. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав их, вы определили, что мы будем делать сегодня на занятии? Находить смыслы в различных названиях. Здесь заканчивается текст пятого слайда.
Приступим.
3. Изучение нового материала
(Слайд 6). Перед вами лежат листы с нашими заданиями. Давайте прочитаем первое стихотворение. (Ученик читает).
-Из чего состоит язык трав? Из звуков, которые они издают.
-Почему травы слышат героя? Он их слушает, общается с ними, уделяет внимание. Здесь заканчивается текст шестого слайда.
В стихотворении нам встретились названия трав и цветов. Перед вами на столе изображения этих растений. Кто знает, как выглядит молочай? (Слайд 7). Отлично, прочитайте на обратной стороне рабочего листа объяснение слова «молочай» (Растение получило это название из-за своего горького сока, внешне напоминающего молоко). Здесь заканчивается текст седьмого слайда. Теперь найдем бордовую гвоздику. (Слайд 8). Отлично. Алена, прочитай нам значение (Гвоздика получила свое название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями). Здесь заканчивается текст восьмого слайда. И, конечно, Иван-чай (Слайд 9). (Иван-чай — древнерусское название кипрея, дошедшее до наших дней. Предание гласит, что когда-то жил паренёк Иван. Он любил щеголять в красной рубахе и большую часть времени проводил среди цветов. Местные жители, видевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали: «Да это Иван, чай, ходит. » И до то того к этому привыкли, что не заметили отсутствия Ивана, а на неожиданно появившиеся у околицы села алые цветы, стали говорить: «Да это Иван-чай»). Здесь заканчивается текст девятого слайда.
Скажите, по какому принципу цветы молочай, иван-чай, гвоздика получили свое название? Правильно, по каким-то сходным качествам.
Но мы забыли с вами про четвертое растение. Вязига. (Слайд 10). Посмотрите, у вас на столах нет изображения этого растения. Давайте его представим. А чтобы это сделать, попробуем подобрать похожие слова. Переверните, пожалуйста, рабочие листы и вокруг слова «вязига» напишите слова-ассоциации, подходящие к нему по смыслу, раскрывающие его значение. Здесь заканчивается текст десятого слайда.
(Слайд 11). Вяжет, связка, вязь, веревка, вместе, завязь. Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда.
Отлично, мы увидели и услышали в слове вязига его главный смысл – «связывать». Словом вязига в разных местах нашей страны называют различные травы. Многие названия предметов и явлений, которые нас окружают, придумывал, подбирал народ. В церковнославянском языке слово «язык» было синонимом слову «народ». Эта связь неразрывна. Посмотрите на наш кластер, который мы записали, и скажите, какое основное свойство этих трав, чем они друг на друга похожи? Они тоже вьются, цепляются, связываются, заплетаются. Важно понимать эту связь, чувствовать ее и беречь.
Чтобы понять смысл окружающих нас вещей, нужно… А как вы думаете, что для этого нужно? Нам подскажет стихотворение Чижевского. Но сначала стихотворение нужно восстановить, правильно расположив четверостишия. Посовещайтесь в парах и пронумеруйте строфы от 1 до 4. (Задание в рабочем листе). Итак, как же должно звучать это стихотворение?
Скажите теперь, что нужно сделать, чтобы понять смысл имени окружающих нас вещей?
Представить, почувствовать, стать частью окружающего мира, проникнуть в суть вещей.
4. Закрепление учебного материала
Замечательно. Именно этим я предлагаю вам заняться прямо сейчас. Я предлагаю вам творческое задание. Выберите карточку, на которой написано название растения. Попробуйте объяснить название этого цветка, проиллюстрировав его. (Задание в рабочем листе).
Земляника – никнет (опускается) к земле. Подсолнух – под солнцем. Рябина – рябая, рыжая. Малина – маленькая. Черника – черная. Подорожник – по дороге. Колокольчик – колокол. Одуванчик – сдувать. Пустырник – на пустыре растет. Кашка – на кашу похожа.
Отлично, давайте прикрепим наши рисунки к доске, чтобы у нас получилась целая поляна знакомых нам растений.
Спасибо.
5. Подведение итогов.
Ребята, скажите, а всегда ли мы внимательны к слову, бережем его, заботимся о нем? Нет. А что вредит русскому языку? Ошибки, плохие слова, обилие иностранных слов. (Слайд 12). Можем ли мы защитить наш язык? Да, нужно сохранять его богатство, помнить о важности правил, беречь наш родной язык, постигать его тайны.
Скажите, что нам удалось сегодня сделать на занятии? Найти смыслы в названиях растений, узнать одну из многочисленных тайн языка, учиться его сохранять. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда.
6. Домашнее задание.
Дома я предлагаю вам придумать свой цветок, дать ему название и нарисовать.
7. Рефлексия. Продукт занятия.
Наша поляна по-весеннему расцвела благодаря вашим стараниям и усилиям. (Слайд 13). Каждому из вас я дарю на память цветок и прошу раскрасить его карандашом такого цвета, который соответствует вашему настроению. Раскрасили? Молодцы! Давайте покажем друг другу, какие цветы вы уносите с собой. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда.
Спасибо за занятие.
/data/files/s1473079214.pptx (Презентация "И все с тобой заговорят...")
/data/files/t1473079249.docx (Рабочий лист к занятию "И все с тобой заговорят...")
/data/files/f1473079278.docx (Раздаточный материал "Растения")/data/files/b1473079300.docx (Ромашка для проведения рефлексии)
Альзонова Людмила Даниловна
Александрова Марина Александровна