Занятие «Способность мыслить» с обучающимися 2-х классов
Занятие «Способность мыслить» с обучающимися 2-х классов, педагога-психолога муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы №9 с углубленным изучением отдельных предметов » города Нижневартовска
Палагиной Маргариты Николаевны.
Ориентируясь на важнейшие задачи современной системы образования в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, самостоятельно находить способы к саморазвитию и самосовершенствованию, мною с 2011 года разработана и реализуется компилятивная программа «Интеллектика» для учащихся начального звена, которая внедряется второй год (с 1 класса) в рамках федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы доктора психологических наук А.З. Зака, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с базисным учебным планом. Программа направлена на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование познавательных процессов. Во время занятий по предложенной программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому учатся и эти умения применяют в учебной работе.
Данное занятие (19 занятие) «Способность мыслить» для учащихся второго класса проводится в рамках программы «Интеллектика», которая реализуется с 1 класса с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и состоит из 34 занятий в год.
Занятия ведутся в группах по 10-12 человек, один раз в неделю, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и возможность работать с детьми в разном темпе, в соответствии с уровнем развития и темперамента.
Цель данного занятия: содействие формированию познавательного интереса, нестандартного мышления и диалектического мировоззрения обучающихся, необходимого для успешного обучения в школе. Достижение цели осуществляла через решение следующих задач:
- ознакомление обучающихся с содержанием понятия «мышление»;
- формирование активной мыслительной деятельности обучающихся через решение нестандартных приемов и упражнений;
- развитие коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества;
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
- повышение позитивной самооценки, самоуважения;
- развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием занятия:
- объяснительно-иллюстративные (разгадывание загадки, появление персонажа);
- репродуктивные (повтор по образцу, рефлексия);
- словесные (обсуждение понятия «мышление», вопросы, беседа);
- поисково–творческие (нестандартные упражнения задания);
- методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения (познавательные игры, похвала, создание ситуации успеха).
Оборудование: рабочие тетради для развития мыслительных способностей, автор А.Зак «Интеллектика», музыкальное сопровождение, ключи от сундука «Профессора Мышления», индивидуальные карточки, мультимедийное оборудование.
Занятие проводилось в кабинете для начальных классов, укомплектованного мебелью по росту детей с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил. Время проведения занятия – 30 минут.
Этапы занятия:
Организационный этап (5 минут)
Цель организационного этапа - подготовить учащихся к продуктивной работе на занятие.
1. «Ритуал приветствия» (2 минуты). Данный этап начался с приветствия, который позволил сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, способствовал активизации детей и снятию чрезмерного напряжения. Обучающиеся становились в круг, поворачиваясь к своему соседу, который находится слева, а потом справа, и с улыбкой на лице говорили добрые слова друг другу. Упражнение способствовало созданию у обучающихся положительного эмоционального настроения.
2. «Разгадывание загадки» (2 минуты). Для определения темы нашей встречи обучающимся была предложена загадка, которая представлена на слайде в презентации. Отгадав загадку, обучающиеся самостоятельно сформулировали тему занятия «Способность мыслить».
3. «Предварительная работа» (1 минута). После определения темы занятия была проведена рефлексия прошлого занятия, где обучающиеся вспомнили, чем они занимались на прошлом занятии, что им особенно запомнилось, зачем они это делали, как они выполнили домашнее задание.
II. Основной этап (22 минуты).
Цели данного этапа: ознакомление обучающихся с содержанием понятия «мышление» и формирование активной мыслительной деятельности. Задания основного этапа были подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для групповой работы в классе.
1. «Знакомство с понятием «Мышление» (3 минуты). Для формирования регулятивных универсальных учебных действий, учащимся были заданы вопросы, которые привели к постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что им уже известно и усвоено, и что ещё неизвестно. Стараясь ориентировать детей на аргументированные ответы и для того, чтобы обучающиеся с достаточной полнотой и точностью выражали свои мысли в соответствии с задачами и условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка), подводила их к инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации с помощью следующих вопросов: «А что значит мыслить?», «Надо ли специально развивать свое мышление, тренировать свой ум, для того чтобы стать умным?».
2. «Появление персонажа» (1минута). После поиска и выделения необходимой информации был обозначен приход гостя «Профессора Мышления» на занятие. При знакомстве детей с «Профессором», было обращено внимание на связь с прошлыми и будущими занятиями: «Профессор интересовался всем на свете и искал знания повсюду. Когда ему удавалось добыть какие-то новые знания, он складывал их в королевскую Сокровищницу Памяти. А его друзья – «Доктор Внимание» (мы с вами с ним знакомились на предыдущих занятиях) и «Разведчик Восприятие» (мы с ним еще встретимся) ему в этом помогают. Далее «Профессор Мышления» предлагал проверить мыслительные способности, которые обучающиеся развивают уже второй год. За правильное выполнение задания, он давал учащимся по одному «золотому ключу» для того, чтобы они могли открыть сундук «знания».
3. Игра «Больше чем…» - 10 минут (работа в тетрадях на 55 странице). Целью данного задания являлось развитие способности рассуждать. В основе рассуждений в задачах этого вида лежало соотнесение суждений о степени выраженности свойств персонажей. Обучающимся было сообщено содержание лишь наглядно данного пространственного отношения, а содержание отвлеченного пространственного отношения он должен был придумать сам. Работа, связанная с развитием поисково-познавательной деятельности, была направлена на формирование у детей сообразительности, любознательности, критичности, самостоятельности, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Рефлексию данного занятия проводил «Профессор Мышления», обозначая правильность его выполнения. На данном этапе занятия обучающиеся заслужили один ключ от сундука «знания».
4. Релаксация «Росток» (3 минуты). Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Это упражнение положительно повлияло на физическое состояние детей, на эмоциональную атмосферу в группе. После проведения релаксации «Профессор Мышления» дает ещё одно задание, обращая внимание обучающихся на интерактивную доску.
5. Задание «Назови одним словом» (5 минут). Целью данного задания являлось развитие мыслительных способностей обучающихся, формирование логических операций (сравнение, классификация, обобщение). Обучающимся были даны слова (картинки), и они должны были назвать одним словом (обобщающее слово).
III. Заключительный этап (3 минуты).
На данном этапе происходило обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые возникали при выполнении заданий. «Профессор Мышления» поблагодарил за работу каждого учащегося, обозначив заслугу, вручил второй ключик от сундука «знания». В ходе рефлексии занятия дети отвечали на вопросы. Существенным моментом здесь являлись ответы учащихся на вопросы, чем же они занимались и чему научились. Проведение обратной эмоциональной связи обеспечило открытое, искреннее и живое общение. Конец занятия был подкреплен ритуалом прощания для создания атмосферы группового доверия и принятия.
Выводы:
Общение с обучающимися было построено на основе положительных отношений, с ориентацией на личность каждого ребёнка с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей, а также были созданы ситуации успеха для каждого из обучающихся. Доброжелательная и комфортная психологическая атмосфера способствовала хорошему поведению учащихся на занятии; живость, активность, заинтересованность школьников обеспечили положительные результаты всего занятия, и это позволило выполнить все запланированные игры и упражнения. Дети высказывали положительные отзывы о проведенном занятии.
В качестве «домашнего задания» было предложено выполнить оставшиеся задания игры «Больше чем…», которые обучающиеся могли обсудить дома с родителями, получив за это ещё один заветный ключик от сундука «знания», чтобы стать на одну ступеньку ближе к стране «Интеллектика».
Чередование различных видов деятельности и использование разнообразных методов и приёмов способствовали поддержанию интереса и активности детей во время занятия. Дети к концу занятия были в спокойном уравновешенном состоянии, следовательно, удалось избежать перегрузки и переутомления, ухудшения самочувствия детей.
Программа психологического сопровождения, в частности данное занятие, помогало сформировать у учащихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; обеспечило формирование универсальных учебных действий на данном возрастном этапе.
Считаю, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута, необходимо продолжать работу по программе «Ителлектика».