Внеклассное мероприятие для 8 класса «Да здравствует наука - физика»

4
0
Материал опубликован 5 March 2021 в группе
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший сценарий внеклассного мероприятия «Наука – это интересно!»

t1614925661aa.jpg

Да здравствует наука - ФИЗИКА! ”

Описание материала:

материал содержит сценарий проведения внеклассного мероприятия, содержательная часть которого представлена в виде знакомства с научными открытиями и учеными.

Вторая часть - интеллектуальная игра «Поле чудес» содержит категории вопросов из раздела физики на тему «электричество» и вопросы нравственной категории. Первая часть также включает в себя презентацию. Данный материал будет полезен классным руководителям, учителям физики, организаторам внеклассных мероприятий в школе при проведении декады науки и знаний.  
Цель: воспитать интерес к наукам, учебе.
Задачи:
1. расширять кругозор учащихся;
2. способствовать развитию памяти, мышления; развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки;
3. закреплять имеющиеся знания в различных областях науки;
4. воспитывать интерес к учёбе, любознательность;
5. формировать навыки работы в группе

Ожидаемый результат: активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран,

Оформление сцены – название мероприятия  “Да здравствует наука - ФИЗИКА! ”

Ведущий 1

Тайны создания природы загадки,

Людей волновали, манили всегда!

Разум и воля подвигли народы,

Исследовать Космос, зять города!

Сколько талантов вскормила Россия:

Сеченов, плеяда врачей!

Сотни сердец бьются в такт с медициной,

И свет их горит, словно пламя свечей!

Для Родины нашей в нелёгкое время,

Должны мы продолжить ответственный путь

Наука – это не тяжкое бремя,

Наука – соль жизни, знания суть!

Как много ещё впереди откровений,

Волнений, исканий, открытий не счесть!

Науке себя посвятить без сомнений,

И вклад принести для каждого честь!

Антон Павлович Чехов


Ведущий 2


Наука - двигатель прогресса,

Страна не может без науки жить,

Быть уважаемой, добиться в Мире веса,

С культурой процветающей дружить.


Великий Петр Руси науки заложил начало,

Он создал Академию наук,

Чтобы научный дух она венчала,

Чтобы прогресс был делом мудрых рук.


Династия Романовых науку развивала,

При ней великих корифеев много родилось,

Они России славу создавали,

Им сделать очень много удалось.


ХХ век - век ускорения прогресса,

Наука Мира двинулась вперед,

И не могла терять Россия веса-

Великих достижений ждал ее народ.


И этих достижений мы добились -

Был в Космос первый совершен полет,

Прогнозы Циолковского свершились,

И это был науки мощный взлет!


Достойно физики в ХХ веке потрудились,

Признанье Мира - 9 Нобеля наград,

Они в науке сверх чудес добились,

Внесли в прогресс бесценный вклад.


Им Иоффе дал заряд могучий,

Физтеха Школу основал,

И эта Школа в мире оказалась лучшей,

Научный мир ее достоинства признал.


Франк, Черенков, Ландау, Прохоров, Семенов, Тамм, Капица,

Успехи их придали силы нам,

Страна учеными великими гордится,

Без них не мыслим блеск космических программ!

Марк Горбовец.

Учитель:

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации

Огромную роль играет для человечества наука. Величайшие умы человечества сделали подвиги, чтобы мы не жили в условиях Средневековья. Всё, чем мы пользуемся, включая автомобили, электричество, здравоохранение и науку — результат изобретений и открытий разных учёных.

Всем участникам мероприятия раздать на красивых картонных бумагах пословицы и цитаты.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

БОЖЬЕЙ ВОЛЕЙ СВЕТ СТОИТ, НАУКОЙ ЛЮДИ ЖИВУТ

ЗНАНИЯ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЗНАНИЙ, всё – равно, что гриб, хотя на взгляд и крепкий,

а в земле плохо держится

УЧЕНЬЕ СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА

РУКОЙ ПОБЕДИШЬ ОДНОГО, А УМОМ - ТЫСЯЧИ

КТО СИЛЁН В НАУКИ, НЕ ЗНАЕТ СКУКИ

НАУКА ХЛЕБА НЕ ПРОСИТ, А ХЛЕБ ДАЁТ.

БЕЗ НАУК _ КАК БЕЗ РУК

МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК НАУКОЙ

НАУКА ХЛЕБА НЕ ПРОСИТ, А ХЛЕБ ДАЁТ

НИЧЕГО НЕ МЫСЛИТЬ – ВЕК КИСНУТЬ!

БЕЗ МУКИ НЕТ НАУКИ

УЧИСЬ ДОБРОМУ, И ХУДОЕ НА УМ НЕ ПОЙДЁТ

УЧЕНЬЕ КРАСОТА, НЕУЧЕНЬЕ СЛЕПОТА – СЛЕПОТА.

ОТ УМНОГО НАУЧИШЬСЯ – ОТ ХУДОГО РАЗУЧИШЬСЯ

ПО ОДЁШКЕ ВСТРЕЧАЮТ – ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ

КРАСНА ПТИЦА ПЕРЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК УЧЕНЬЕМ

ЧЕЛОВЕК НЕУЧЁНЫЙ, ЧТО ТОПОР НЕТОЧЕННЫЙ

Образование - гость, а  ум - хозяин.

Учение образует ум, воспитание - нравы.

Дурное ученье иступляет память.

Умный любит учиться, а дурак   учить

Без букв и грамматики не учатся математики.

Без наук как без рук

Учиться, всегда пригодится

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

ЧУЖИМ УМОМ ДОЛГО НЕ ПРОЖИВЁШЬ

Азбука - к мудрости ступенька

Без знаний и лаптя не сплетешь.

Без муки нет и науки!

Без терпенья нет ученья.

Больше узнáешь - сильнее станешь.

Была бы охота, а выучиться можно.

В  книге ищи не буквы, а мысли.

Будешь книги читать - будешь все знать.

Знания не даются без старания.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму.

Наука дает крылья уму.

Наука и труд, дивные всходы дают. 

Не стыдно не знать - стыдно не учиться. 

ЦИТАТЫ О НАУКЕ

Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание, вот цель науки

М.В.Ломоносов.

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.

А. Эйнштейн

Любовь к науке, это любовь к правде, поэтому честность является главной добродетелью ученого.

Фейербах Л

Наука — способ разгадки мировых тайн путем открытия новых загадок.

А. Давидович

По мере того как наука увеличивает наше могущество, она уменьшает нашу гордость собой.

Клод Бернар

Образование – лицо разума

Кей – Кавус

Любознательность создаёт учёных и поэтов.

А.Франс.

Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание, вот цель науки

М.В.Ломоносов.            

Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил ее фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания; организовал первую химическую лабораторию; активно участвовал в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя.

Наше мероприятие мы посвятим науке «ФИЗИКА»

Ученик:

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»

Антон Павлович Чехов

Ученик:

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

История российской физики начинается с Ломоносова. В области физики он оставил ряд важных работ по кинетической теории газов и теории теплоты, по оптике, электричеству, гравитации и физике атмосферы. Многие его идеи и открытия нашли свое подтверждение в исследованиях российских ученых 19-20 веков. Рассмотрим труды русских ученых физиков

Демонстрация презентации

Открытия наших соотечественников

Читают по очереди ведущие.

Открытия и изобретения российских учёных используются во всех сферах жизни. Вот лишь некоторые из них.

П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка;

А.С. Попов - изобретатель радио;

В.К. Зворыкин - первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание;

А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолёта;

И.И. Сикорский - великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолёт, первый в мире бомбардировщик;

А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон;

С.П. Королёв - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый искусственный спутник Земли;

А.М. Прохоров и Н.Г. Басов - первый в мире квантовый генератор – мазер;

С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография;

Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай;

Ф.А. Блинов - первый в мире гусеничный трактор;

В.А. Старевич - объёмно-мультипликационное кино;

Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулём, поворачивающимся колесом;

О.В. Лосев - первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый прибор;

В.П. Мутилин - первый в мире строительный комбайн;

А. Р. Власенко - первая в мире зерноуборочная машина;

А.Д. Сахаров - первая в мире водородная бомба;

И.И. Ползунов - первый в мире тепловой двигатель;

Г.Е. Котельников - первый ранцевый спасательный парашют;

И.В. Курчатов - первая в мире атомная электростанция;

М.О. Доливо-Добровольский - изобрёл систему трёхфазного тока, построил трёхфазный трансформатор;

С.О. Костович - создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель;

В.П. Глушко - первый в мире электротермический ракетный двигатель;

Д.П. Григорович - создатель гидросамолёта;

М.В. Ломоносов - впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы;

В.В. Петров - физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею, открыл электрическую дугу;

К.С. Джевецкий - построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем;

Н.И. Кибальчич - впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата;

Н.Н. Бенардос - изобрёл электросварку;

А.Г. Столетов - физик, впервые в мире создал фотоэлемент;

И.В. Болдырев - первая гибкая светочувствительная негорючая плёнка, легла в основу создания кинематографа;

И.А. Тимченко - разработал первый в мире киноаппарат;

С.М. Апостолов-Бердичевский и М.Ф. Фрейденберг - создали первую в мире автоматическую телефонную станцию;

Н.Д. Пильчиков - физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления;

К.Э. Циолковский - основоположник космонавтики;

П.Н. Лебедев - физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твёрдые тела;

Г.А. Тихов - астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении её из космоса, должна иметь голубой цвет. В дальнейшем это подтвердилось при съёмках нашей планеты из космоса.

И ещё очень много…

Но это лишь малая доля из всего того, что было сделано русскими учёными. Наши земляки прославили свою выдающуюся Родину абсолютно во всех научных дисциплинах, начиная от медицины и биологии, и заканчивая разработками в сфере космических технологий. Русские ученые оставили для нас, своих потомков, огромный клад научных знаний, чтобы обеспечить нас колоссальным материалом для создания новых великих открытий.

Российские физики – лауреаты Нобелевской премии

За наиболее выдающиеся открытия в науке ученым всего мира присуждается самая престижная Нобелевская премия - высшая награда за научные достижения, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме 10 декабря в день смерти Альфреда Нобеля. Среди лауреатов есть и наши соотечественники.

1958 год Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм, премия за открытие и истолкование "эффекта Черенкова".

1962 год Лев Ландау, премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.

1964 год Николай Басов и Александр Прохоров, премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазералазера.

1978 год Петр Капица, премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

2000 год Жорес Алферов, премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.

2003 год  Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург, премия за пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.

2010 год  Константин Новоселов и Андрей Гейм , выпускники Московского физико-технического института , работающие в Великобритании, «за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена».

Графен представляет собой очень тонкую — толщиной в один атом — углеродную пленку, которая благодаря своей структуре обладает множеством интересных свойств: это и замечательная проводимость, и прозрачность, и гибкость, и очень высокая прочность. Для графена все время находят новые и новые области применения, например в микроэлектронике: из него создают гибкие дисплеи, электроды и солнечные батареи.


УЧЕНЫЕ ФИЗИКИ - ОСЕТИНЫ


«Осетин я знаю, хорошо. Это народ гордый, умеет постоять за

Родину в любой обстановке и с большим достоинством» И.В.СТАЛИН


Осетинский народ, всегда считал себя неотделимой частью великой России, ее науки, искусства, культуры и, конечно, армии. Учёные осетины внесли огромный вклад и в Победу в Великой Отечественной войне. Молодое поколение должно знать и гордиться именами многих учёных осетин. Огромный вклад внесли наш земляки и в области астрономии. Будем бережно хранить память о них в наших сердцах.

КОНДРАТЮК Юрий Васильевич (ШАРГЕЙ Александр Игнатьевич)

(1897 – 1941 (1942 ?))

Итак, кто же такой Кондратюк Ю.В., благодаря научным трудам ,которого были спасены

жизни трёх американских астронавтов? Подробности в презентации)

ТОКАТИ ГРИГОРИЙ АХМАТОВИЧ

(Токаты Ахматы фырт Гогки (осет.)

Grigory A. Tokaty (англ.))

Токати Г. А. был учёным высокого уровня (доктор математических и технических наук). Вот его послужной список за рубежом: глава Департамента аэронавтики и космической

технологии Лондонского университета, действительный член королевского общества

аэронавтики Великобритании, член Королевского института математики, член Американского

общества аэронавтики и астронавтики, член Высшей аттестационной комиссии Великобритании.

Один из ведущих учёных, работавших над известными проектами «Меркурий» и «Аполлон»,

один из создателей самолёта «Конкорд»

Григорий Токати попал в список кандидатов на присвоение звания СЭРА королевой Великобритании. От титула отказался, мотивируя это следующим образом: «Я не англичанин, я - осетин, хотя бесконечно благодарен этой стране за такое доверие, за такую честь. Я – сын Кавказа, там я впервые вдохнул воздух жизни. Меня никакими красивыми словами, званиями и наградами нельзя сделать не осетином!

КАСАЕВ КАЗБЕК СОЛОМОНОВИЧ (Родился в 1936 г. в г.Владикавказе)

(1936 – 2009)

Доктор технических наук, профессор, действительный член

Российской Академии космонавтики, Академик Российской Академии

естественных наук, лауреат 5-ти Государственных премий, что

представляет собой своеобразный рекорд. Под его руководством вышли

24 тома уникальной энциклопедии под названием «Новые наукоёмкие технологии в технике»

Касаев К.С. является автором 450 научных работ, включая 62 монографии и 100 изобретений. Особый интерес в научном мире вызвали его «капиллярные технологии», позволившие понять физический смысл массопереноса в капиллярах. Его младший брат и соавтор в отдельных публикациях

Казбек Касаев длительное время был деканом строительного факультета Северо-Кавказского Горно - металлургического института (Государственного Технологического Университета). Пожалуй, он - единственный из осетин, кто за заслуги в области науки и техники пять раз был удостоен государственных премий страны: Государственной премии СССР(1981), Государственной премии России (2000), и в разные годы - трех премий Правительства РФ.В прошлом году во Владикавказе вышла в свет книга Бориса Хозиева «Земля. Космос. Человек», посвященная - Казбеку Касаеву. Академик Привалов В.А. сказал о Казбеке Соломоновиче, что другого такого замечательного учёного и специалиста в области космонавтики у нас пока нет.

КАЗБЕКОВ САВЕЛИЙ АМУРОВИЧ

Начальник научно – исследовательского отдела филиала закрытого научно – исследовательского института «Альтаир» в подмосковной Дубне, конструктор ракетных комплексов.
Родился 5 мая 1922 года в городе Дигора, Республика Северная Осетия - Алания. Отец - Казбеков Амур Кубадиевич (1876-1968), мать - Казбекова Елизавета Марзабеговна (1885-1947).  
По окончании школы, в июле 1941 года Савелий был призван в армию. С ноября 1941 по март 1942 года участвовал в боях юго-западнее города Ворошиловграда (ныне Луганск) в качестве первого номера расчета немецкого пулемета MG34, собранного им самим из трофейных. В марте 1942 года его направили в Ставрополь для поступления в Житомирское училище. А уже в июне, в момент прорыва немецких войск и отступления Красной Армии, училище преобразовали в стрелковый полк и курсантов бросили в бой. 
Действие приказа N° 227 ("Ни шагу назад!") Савелий и его товарищи ощутили сполна. Вначале они отбивали атаки немецких танков и пехоты на дальних подступах, в 65 километрах от города, но затем вынуждены были отойти непосредственно на окраину Сталинграда, на территорию дома отдыха "Горная поляна". В сентябре полк перебросили на Лысую гору, на южную окраину. Бои шли упорные, неоднократно переходившие в рукопашные схватки, являя примеры высокого боевого духа защитников города и их умения стоять до конца. 
Так продолжалось до конца ноября, до завершения окружения 6-й немецкой армии. Наконец остатки полка, а к тому времени в строю оставался лишь 141 человек, отвели в тыл, перебросили на левый берег Волги. И, несмотря на то, что полк сохранил знамя, всех бывших курсантов разбросали по разным частям. 
Савелий попал в 193-ю стрелковую дивизию 65-й армии. Так и не суждено ему было стать офицером. Участвовал в сражении на Курской дуге, форсировании Днепра, дальнейшем продвижении на запад. В составе 27-го корпуса 13й армии 1го Украинского фронта форсировал Вислу, затем последовали тяжелые бои на Сандомирском плацдарме. Позже его временно прикомандировали в качестве радиста к разведгруппе, которая ходила в глубокий поиск по тылам противника. И, наконец, последний, вернее, предпоследний бросок: форсирование Одера и взятие Берлина. А потом - поворот на юг, на помощь восставшей Праге. Там Савелий и встретил День Победы. 
После демобилизации он в 1947 году поступил в Московский авиационный институт, учился на радиоинженера и был распределен в закрытый НИИ "Альтаир", где проработал без малого 40 лет - до 1991 года. Прошел все ступени - от рядового инженера до начальника научно-исследовательского отдела и научного отдела филиала института в подмосковной Дубне. За это время создал более 200 научных разработок, в том числе и пионерского характера, например комплекс аппаратуры для исследования и регулировки фазированных антенных решеток класса ЗРК С-300, бортовая синтезированная РЛС, вырабатывающая указания для головок самонаведения на разделяющихся головных частях, стартующих вместе с ракетой-носителем. 
С 1970 по 1980 год был членом бюро при оргкомитете по теории и технике антенн при Президиуме АН СССР.  
На груди у Савелия Амуровича большое число наград, как боевых, так и трудовых: ордена Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медали "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и другие. В 1986 году ему было присвоено звание "Заслуженный ветеран института" за большой вклад в науку.

5 мая 2012 года постоянное Представительство республики Северная Осетия – Алания в РФ поздравило его с 90-летием и вручило ему медаль «Во славу Осетии» Увлекался чтением книг и статей по истории общества, науки, философии и развития средств военного назначения, а также теннисом.  Жил в Москве.  Его не стало в 2012 году.

Тетдоев ТимофейТимофеевич родился в 1918 году в селении Кадгарон Северной Осетии. Генерал-майор войск связи, крупный инженер, общепризнанный высококвалифицированный специалист радиотехники, радиолокации, радиоэлектроники, тактики применения средств - связи в бою. Во время войны начальник радиостанции, командир радио взвода, начальник

Мамсуров Юрий Георгиевич родился в 1918 году в городе Орджоникидзе. В последствие, генерал-майор инженерно-технической службы, выпускник Ленинградской Военно-Воздушной инженерной академии, инженер авиаэскадрильи, старший инженер Инженерно-авиационной службы воздушной армии. Имея высокую инженерную подготовку, в период войны не только осваивал новую авиационную технику, но и вносил рационализаторские инженерные находки для совершенствования боевых самолетов, а также тактики ведения воздушного боя. Много труда Юрием Георгиевичем           вложено в освоение в эксплуатации широкофюзеляжного самолёта ИЛ-86 и ЯК-42, первого в мире сверхзвукового пассажирского.

ВИКТОР ГАСИЕВ  Заслуженный деятель науки, изобретатель первой в мире фотонаборной машины.

БЕРИЕВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ 

Известный авиаконструктор, доктор технических наук, дважды лауреат  

Государственной премии, генерал-майор.  Среди выдающихся деятелей Советского Союза почетное место занимает Бериев Георгий Михайлович. Возможно, его имя не известно всем и каждому, но в сфере самолетостроения – это человек-легенда. Он более чем кто-либо из его коллег преуспел в создании самолетов-амфибий, которые по сегодняшний день являются одними из лучших на планете. Они выпускаются под маркой «Бе» (первый слог фамилии создателя). Бериев оставил потомкам не только множество множества моделей самолетов, но еще и школу, в которой его ученики продолжают проектировать гидросамолеты.

ФАТИМА АСЛАНБЕКОВНА БУТАЕВА

В 1925 году поступила в Горский педагогический институт, в 1926 перевелась на физико-математическое отделение педагогического факультета Второго Московского государственного университета. В 1932 г. окончила университет и стала работать преподавателем математики в Куйбышеве. В том же году вернулась в Москву, где в течение двух лет работала преподавателем теоретической механики в техникуме Учебного комбината Метростроя. Затем, в 1934 г., перешла на работу во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в лабораторию источников света, возглавлял в то время В. А. Фабрикантом. Начав работу в ВЭИ в качестве инженера, впоследствии, после назначения В. А. Фабриканта на должность заведующего кафедрой, стала руководить лабораторией. В 1943 г. возобновила работу по изучению люминесценции. В 1946 г. по результатам выполненных ею работ в области газового разряда и люминесценции защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В 1951 г. на базе ВЭИ нового Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института (ВНИСИ), стала работать в нём. Более двадцати пяти лет руководила в этом институте лабораторией люминесцентных ламп. Под её руководством были подготовлены и успешно защищены многие диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Являлась членом Учёного совета и членом Научно-технического совета ВНИСИ, работала в составе комиссии по ламповым люминофорам Совета по люминесценции АН СССР.

Ахмата Гассиев. 

Для жителей Южной Осетии имя первого космонавта Земли всегда было связано и с именем их соотечественника Ахмата Гассиева. Именно он возглавлял одну из групп военных, высланных на поиски приземлившегося на парашюте Ю. Гагарина. И именно ему Космонавт № 1 первому отрапортовал об успешно завершенном полете. В свою очередь, сам Ахмат сообщил приятную новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора. Вспоминая этот эпизод, А. Гассиев обычно шутил: "Это было самое быстрое повышение по службе – всего за 108 минут! " Ведь именно столько Юрий Гагарин пробыл в космосе.
Вот что писал в журнале "Огонек" А. Гассиев: " Подбежав к Гагарину, мы стали с ним обниматься и целоваться, так велика была радость от встречи. Здесь были и солдаты из моей группы, и подбежавшие к месту приземления местные жители. Под конец я протянул ему свой партийный билет и попросил на нем расписаться". Долгие годы А. Гассиев хранил воспоминания об этой встрече и, конечно же, такого человека не могло упустить югоосетинское общество "Знание". После выхода в отставку и возвращения в Южную Осетию А. Гассиев становится желанным гостем на многочисленных общественных встречах и лекциях. И мне однажды, будучи еще учащимся средней школы, посчастливилось услышать воспоминания о встрече с Гагариным на одной из лекций А. Гассиева. Впрочем, Ахмату было что рассказать, и рассказать не только о Гагарине. А. Гассиев сам был боевым летчиком и участвовал в событиях Карибского кризиса, где получил боевую награду из рук самого Фиделя Кастро.
К сожалению, сегодня Ахмата Гассиева уже нет в живых. А о тех временах свидетельствуют только пожелтевшие фотографии, на которых он снят вместе с первым космонавтом Ю. Гагариным.

Однако, был еще один уроженец Южной Осетии, который имел к космосу не только косвенное отношение. Это военный летчик Лев Хасиев.

После окончании авиационного училища он служил в одной из боевых авиационных частей. После полета в космос Гагарина, среди авиаторов начался настоящий ажиотаж, тысячи летчиков буквально осаждали спецкомиссии своими заявлениями о приеме в отряд космонавтов. Среди них был и Л. Хасиев.
Выдержав жесткий отбор, он, в числе немногих, был зачислен в звездный отряд. После многих месяцев подготовки Лев Хасиев получил краткосрочный отпуск и приехал в родной город Цхинвал. Однако здесь, в январе 1965 года, в день его возвращения в отряд произошел трагический инцидент, в результате которого он погиб.
Только во время похорон молодого летчика стало известно, что Лев Хасиев был в отряде космонавтов. Секретность в те годы была столь жесткой, что о том, чтобы проинформировать родных и близких не могло быть и речи.
В те времена авиацией увлекалось много молодых людей из Осетии. В 60-е годы в авиационных училищах только из Южной Осетии училось до полусотни парней. И не удивительно, что многие из них, после полета Гагарина, просто грезили о полете в космос. И кто знает, если бы не трагическая случайность, может молодой летчик
Лев Хасиев мог стать первым осетином-космонавтом. Но, как известно, история не приемлет сослагательного наклонения!

Однако, был еще один уроженец Южной Осетии, который имел к космосу не только косвенное отношение. Это военный летчик Лев Хасиев. После окончании авиационного училища он служил в одной из боевых авиационных частей. После полета в космос Гагарина, среди авиаторов начался настоящий ажиотаж, тысячи летчиков буквально осаждали спецкомиссии своими заявлениями о приеме в отряд космонавтов. Среди них был и Л. Хасиев.
Выдержав жесткий отбор, он, в числе немногих, был зачислен в звездный отряд. После многих месяцев подготовки Лев Хасиев получил краткосрочный отпуск и приехал в родной город Цхинвал. Однако здесь, в январе 1965 года, в день его возвращения в отряд произошел трагический инцидент, в результате которого он погиб. Только во время похорон молодого летчика стало известно, что Лев Хасиев был в отряде космонавтов. Секретность в те годы была столь жесткой, что о том, чтобы проинформировать родных и близких не могло быть и речи.
В те времена авиацией увлекалось много молодых людей из Осетии. В 60-е годы в авиационных училищах только из Южной Осетии училось до полусотни парней. И не удивительно, что многие из них, после полета Гагарина, просто грезили о полете в космос. И кто знает, если бы не трагическая случайность, может молодой летчик Лев Хасиев мог стать первым осетином-космонавтом. Но, как известно, история не приемлет сослагательного наклонения!

КОМАЕВ Руслан Вдадимироваич

КОМАЕВ Руслан Вдадимироваич (Родился в 1947 г. в сел. Ногир, Осетия)
В 1967 г. Руслан Владимирович окончил с золотой медалью Ногирскую среднюю школу и в том же году поступил учиться в Северо-Кавказский горно-металлургический институт на металлургический факультет. После успешного окончания трёх курсов учёбы в СКГМИ Руслан Владимирович добился перевода в Московский авиационный институт на факультет проектирования космических летательных аппаратов. После защиты дипломного проекта в 1974 г. распределён в НПО им. С.А. Лавочкина. Таким образом, он реализовал свою школьную мечту стать конструктором космических аппаратов. Более 50 лет Руслан Владимирович работает в НПО имени С.А. Лавочкина. Под его руководством изготовлено, испытано и запущено более 120 космических аппаратов, включая аппараты Венера-13-16, Марс-96, Вега и другие. Он является сегодня первым заместителем генерального директора этого московского НПО, и по сей день остающегося одним из ведущих предприятий не только России, но и мира, производящих космическую технику. Профессионал высочайшей пробы. Ас в своем деле, увлеченный им до фанатизма – в самом высоком и романтическом смысле этого слова…Руслан Комаев - человеке, судьба которого в точности повторила древнее изречение: "Через тернии- к звёздам». А терний на пути Руслана Комаева в космонавтику было немало. Но он изобрел приборы, позволяющие измерять скорость ветра и температуру на поверхности Марса, оптическую плотность его атмосферы и проводить ряд других наблюдений, аппарат снабжен особой "механической рукой" – она должна выносить на марсианскую поверхность сейсмические приборы и брать образцы грунта. Под руководством нашего земляка удалось в короткие сроки выправить положение и успешно этот уникальный проект завершить. На сегодня блок "Фрегат" по энергетическим и эксплуатационным характеристикам признан лучшим из созданных пока в мире разгонных блоков.

Во Владикавказе под руководством Руслана Владимировича произведена реконструкция планетария и строительство школы космонавтики.

Вокруг полусферы планетария – экспозиция, состоящая из настоящих космических аппаратов или их частей. Здесь и топливные баки, и колеса луноходов, и спутники, и целые космические модули. Создатель комплекса, заместитель генерального директора МПО им. Лавочкина, космический конструктор Руслан Комаев сам собирал и выставлял коллекцию

А вот на нижнем уровне, под землей – сама Школа космонавтики. Лекторий, оснащенный уникальным оборудованием. Модель нашей планеты с искусственным спутником.

Руслан Комаев сконструировал этот корабль, чтобы дети смогли почувствовать себя настоящими астронавтами. Здесь есть настоящие элементы кораблей и рожденные фантазией конструктора механизмы. За пультом управления школьники смогут имитировать старт и посадку аппарата, и многие другие эпизоды полета к другим планетам. Здесь же полная копия посадочного модуля программы Аполлон. В таком корабле американцы высаживались на Луну.
Во Владикавказе появился настоящий лунодром. Площадка расположена за планетарием. Также на специальном тренажере там будут учиться ходить по луне. На таком же оборудовании когда-то оттачивал шаги в космосе Нил Армстронг.

Далекие планеты уже много лет их делает ближе космический конструктор Руслан Комаев. Сначала в должности заместителя генерального директора научно-производственного объединения имени Лавочкина, где создают космические аппараты, а затем – во Владикавказской школе космонавтики. Сейчас он работает над созданием лунохода – в центре Владикавказа деталь за деталью появляется сложный аппарат.

Конструктором первого планетохода, совершившего посадку на поверхность луны, был наш земляк Александр Кемурджиан. Сейчас Руслан Комаев работает над созданием прямого аналога этого изобретения. Например, оригинальное колесо – от того самого первого лунохода, идентично ему собираются и все остальные. Лунодром для передвижения хитрого устройства будет построен за планетарием.

Руслан Комаев, космический конструктор. «Их было два, луноход-1 и луноход-2, здесь будет работать огромный луноход-1. Вы видите, он полный аналог того, который ходил по луне, он прошел по луне 10 км, и основная задача была – провести исследование поверхности, взять анализ почвы, впереди был приделан прибор для определения химического состава почвы. Вот здесь был интересный прибор, отражатель, который направляли французы лазерный луч и по отраженному лучу впервые с большой точностью были проведены замеры поверхности луны. Сзади вы видите тренажер, впервые в мире Нил Армстронг, человек который впервые ступил на поверхность луны, перед этим у него были долгие тренировки, его учили, как ходить по луне, и этот тренажер мы детям тоже показываем».

Луноход снабжен камерами, изображение с которых должно передаваться на пульт. Ребенок за пультом сможет почувствовать себя настоящим космическим исследователем.

Руслан Комаев: «Думаю, что это будет всем интересно, не только для детей, взрослые приходят и говорят – нам тоже это интересно, надеемся, что наш труд поможет детям Осетии изучить устройство и испытать себя в роли командиров, которые будут водить луноход».

К началу 2021-го луноход был полностью готов. По задумке автора — это позволит детям стать немного ближе к звездам и вдохновит на то, чтобы стремиться к исполнению своей мечты. 

Во дворе планетария, прямо на набережной Терека, теперь появилась и необычная зона отдыха для горожан - с двумя телескопами с тысячекратным увеличением. Рядом с ними расположилась модель Солнечной системы диаметром 12 метров с девятью планетами (это красивые гранитные шары) и громадные солнечные часы.

Сам планетарий находится в переделанной в свое время шиитской мечети 1873 года постройки. Он закрылся в 1992 году, и с тех пор памятник архитектуры оставался в полуразрушенном состоянии. После реконструкции здание приобрело первоначальный вид. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ, Руслан Владимирович!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: В игровой форме повторить изученный материал, обратить внимание на роль науки «Физика» и воспитать нравственные качества человека.

Ведущий 1

Физика, какая ёмкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика опора и основа

Всех без исключения наук!

Ведущий 2

Собрались здесь 8 классы,

чтобы знания свои показать

А в командах все физики Асы

Могут многое вам рассказать.

Ведущий 1

Сегодня в школьном зале

Все физиками стали

Физические вопросы

Должны мы вам задать

А с шуткой веселее

Смех делу не помеха

И смотру наших знаний

Он будет помогать

Ведущий 2

Сегодня в школьном зале

Все физиками стали

Задачи не из лёгких

придётся вам решить

Пусть победят Всезнайки

Пытливые ребята

Кто учится серьёзно,

Стремится много знать.

Ведущий 1

Эрудиты для вас постарались

И программу предложат сейчас!

Приглашаем команды на сцену

В добрый час друзья! В добрый час!

Сегодня играют представители трёх команд

8 «А» - «ЭЛЕКТРОНЧИКИ»

8 «Б» - «ПРОТОНЧИКИ»

8 «В» - «НЕЙТРОНЧИКИ»

ПРОГРАММА ИГРЫ:

Выход на сцену команд. Девиз команды, приветствие, представление всей команды и отдельных участников. КРОССВОРД команд.

Игра первой тройки игроков

Рекламная пауза команды «ЭЛЕКТРОНЧИКИ»

Игра второй тройки игроков

Рекламная пауза команды «ПРОТОНЧИКИ»

Игра третьей тройки игроков

Рекламная пауза команды - «НЕЙТРОНЧИКИ»

Финальная игра

Игра со зрителями. Вручение призов.

Супер – Игра

Прощание ведущих и трёх команд.

Представление команды «ЭЛЕКТРОНЧИКИ»

ДЕВИЗ: «Быть только в движенье, и только вперёд, и только к Победе»

Представление:

Мы «электронов» команда, в одну сторону идём,

Ток в квартиры мы несём,

И хоть заряд наш отрицательный,

Относятся к нам люди очень положительно.

Обращение к сопернику:

Друзья наши нуклоны: протоны и нейтроны!

Богатыри с короткими руками, связали вас упругими цепями.

О, Атом Могучий! Пусти их на волю, по чудесному полю!

Сыграть с «ЭЛЕКТРОНЧИКАМИ» в игру!

Команда представляет своих игроков и отдаёт кроссворд жюри.


Представление команды «ПРОТОНЧИКИ»


ДЕВИЗ: «Положительность эмоций, сохраним мы до конца»


Представление:

Элементарными частицами себя мы называем

Положительным зарядом обладаем

Строение атома кто знает

Без труда, наверно, вспоминает,

Что в домике мы дружно проживаем,

Ядром его мы, называем,

Но стоит кому – то к нам вмещать

Может элемент другой образоваться!


Обращение к сопернику:

Мы приветствуем всех вас

Электронов и нейтронов - 8 класс

Мы желаем вам удачи!

Шуток, юмора в придачу,

Но Победу одержать,

Мы не можем пожелать!

Пусть её одержит тот, кто все конкурсы пройдёт!


Команда представляет своих игроков и отдаёт кроссворд жюри.

Представление команды «НЕЙТРОНЧИКИ»

ДЕВИЗ: «Нейтральность и честность сохраним, но Победу никому не отдадим!»

Представление:

МЫ, нейтронов команда!

Резерфорд нас предсказал,

Ну, а Чедвиг разыскал

15 минут мы проживаем,

На протон, электрон и антинейтрино распадаем,

Хоть заряда лишены, зато с массой мы дружны!!

Обращение к соперникам:

Электроны и протоны, с вами мы одна семья,

Но на поле здесь чудесном, подаваться нам нельзя!


Команда представляет своих игроков и отдаёт кроссворд жюри.

Ведущий: Начинаем нашу игру:

Первая тройка игроков.

Ведущий:

Назовите фамилию ученого, который:

1.В 27 лет стал одним из популярных писателей Америки» Выпускаемый им «Альманах бедного Ричарда» выходил в свет около 30 лет;

2.Он был пятнадцатым ребёнком в семье мелкого ремесленника. Прожил 84 года. Из них физикой занимался всего семь лет.

3.Главным его изобретением стал молниеотвод, а главным открытием – установление электрической природы молнии.

4.На его бюсте вырезаны слова: «Он отнял молнию у небес и власть у тиранов»

Ответ: БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН.

Рекламная пауза 8 «А» класса

Песня:

Пускай кому – то мил немецкий,

Кому – то химия важна

Но без физики всем нам,

Ни туда и не сюда

Мы с физикой с утра до ночи,

Стираем, варим, моем, пьём,

И в белоснежных вещах

Все дружно на урок идём!

Мы не скажем на всю школу,

Наша школа, тоже велика!

Но в 8 «А» классе физику

Обожают, честно говоря!

Ничего, поверьте, лучше нету!

Изучения этого предмета

Тот, кто физику прекрасно знает,

Очень много в жизни понимает

Нам она легко всё объясняет!

Физику все дружно изучайте,

И задачи разные решайте!

Вам помогут в жизни эти знания!

Не страшны вам будут все дерзания!

ИГРА ВТОРОЙ ТРОЙКИ ИГРОКОВ

Ведущий:

Назовите слово, означающее моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

Высказывание Д.И. Менделеева «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»

Очень хорошо сказал об этом И.А. Ильин, Я.А. Коменский.

Назовите это важное качество всех учёных, открытиями которых наслаждается человечество. 

ОТВЕТ: НРАВСТВЕННОСТЬ

Рекламная пауза 8 «Б» класс

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса

Он не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить,

И решил он, что ж бояться

Лучше просто всё узнать

Самому во всё вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко физикой назвал

Под названием тем коротким

Он природу распознал!

Теперь нам с физикой жить и трудиться,

Она всё сделает мудро за нас

Она нам в жизни не раз пригодится.

Потому с физикой мы дружим сейчас!

Она нам строить дома помогает,

Она стирает, гладит, шьёт,

Дорогу к звёздным мирам пролагает,

С ней никогда и никто не пропадёт!

ИГРА ТРЕТЬЕЙ ТРОЙКИ ИГРОКОВ

Ведущий:

Назовите фамилию учёного, которого можно охарактеризовать так:

Этот физик неряшлив, одевался плохо, ходил всегда с большим зонтом, был неуклюж и неловок.

Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды сосредоточенным видом он варил в воде свои часы, держа яйцо в руке, и всё потому, что в голове у него были только об открытиях, которые он сделал для людей.

Он был малоизвестен при жизни. Больше знали его сына – поэта

Кроме физики он занимался химией, математикой

Этот учёный сделал ряд важнейших открытий, известных теперь почти каждому, даже вообще не знающего ничего про физику. Он по правде считается одним из создателей электродинамики.

ОТВЕТ: АНДРЕ МАРИ АМПЕР.

Рекламная пауза 8 «В» класса

Всех не сосчитать игрушек у детей

Погремушек, неваляшек и мячей

Скачет маленький цыплёнок

Едет танк, бежит слоненок,

А ну узнай, в чём секрет?

Заводя игрушку должен знать,

Что при этом ты пружину должен сжать,

А потом при выпрямление,

Механизм придёт в движение,

Вот и весь секрет и ответ,

А теперь перед тобою мяч,

Ударяется о Землю, мчится вскачь,

При ударе деформация ясна,

Силу разовьёт упругости она,

И энергия найдётся,

Мяч при этом вверх взовьётся

Вот и весь секрет!

С детства физику любите!

С нее вы мудрости наберите.

Она вам в жизни пригодится

И в этом можно убедиться!

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Ведущий:

Назовите качество личности учёного, без которого нет возможности достичь результата труда.

Это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства и способы своей деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18


ОТВЕТ: 

ИГРА С ФИНАЛИСТАМИ

Ведущий:

Знаете, ребята! Очень много талантливых людей рождается на Земле. Но так и не развивают свой талант. Им хочется лениться, поспать, погулять. Люди, у которых сильно развито стремление к приобретению всё новых знаний, как правило, становятся учеными и продвигают науку вперёд. Назовите данное, необходимое для становления учёного с детства?

Слово из 16 букв

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ОТВЕТ: ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

                                                      СУПЕР - ИГРА

Ведущий: Наука нас всегда удивляла своей особенной чертой? Чем нас всегда восхищает Наука?

По вертикали человеческие ценности, важные для учёного в истоках открытия?

Назовите 7 любых букв.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

















































































Величественность. По вертикли слова: Надежда, Вера, Любовь

Ведущий: Благодаря развитию науки, современные открытия действительно можно назвать величественными! Вы согласны с нами? Можете привести примеры великих открытий!

Молодцы, ребята!

Ну, конечно же, ученые любят свою работу, любят людей, ради которых проводят бессонные ночи, они любят Жизнь. Без Любви нет Прогресса. Люди науки Верят в своё дело. Надеется каждый, что всё у них получится. ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ всем, кто сегодня был в зале.

А ученым всем, продвигающим науку, НИЗКИЙ ПОКЛОН!

Прощаются команды:

8 «А»

Закончился конкурс, закончилась встреча,

Настал расставания час, мы все чуть устали

Но нас согревали улыбки и блеск ваших глаз


8 «Б»

Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех

За огонь соревнования обеспечивающий успех


8 «В»

Вот настал момент прощания,

Будет краткой наша речь, говорим вам до свидания!

До счастливых новых встреч!


Литература

1Читать далее: https://sputnik-ossetia.ru/North_Ossetia/20200206/10030024/Shkolniki-Osetii-sozdadut-kosmicheskiy- sputnik-kotoryy-otpravitsya-na-orbitu-Zemli.html

2.Марленский А.Д. Основы космонавтики. – М.: Просвещение, 1985.
3.Читать далее: 
https://sputnik-ossetia.ru/North_Ossetia/20200206/10030024/Shkolniki-Osetii-sozdadut-kosmicheskiy-sputnik-kotoryy-otpravitsya-na-orbitu-Zemli.html

4.Кусраев А.Г. Дорогу осилит идущий. – Владикавказ: Олимп, 2003. 224 с.

5.Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/12350/ (Наука и жизнь, ФАТИМА БУТАЕВА: у ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ЛАЗЕРА)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.