12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матросова Галина Николаевна1256
Увлекаюсь историей, в том числе историей религий, люблю читать интеллектуальные детективы, фэнтези, мистику, киноманка и дачная фанатка.
Россия, Костромская обл., Кострома
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Новогодняя физика.

 

 

Скоро Новогодние праздники. Заканчивается вторая четверть, настроение у всех предпраздничное, поэтому последний урок в четверти хочется провести необычно, порадовать детей, заинтересовать физикой. Этот урок заранее готовят несколько учеников. Одна группа готовит вопросы к новогодней викторине, друга занимательные опыты со снегом или льдом.

1 часть. Викторина. Учащиеся делятся на три группы, по рядам.

Вопросы викторины:

1. Отчего под ногами скрипит?

(Скрип вызван трением и разрушением маленьких кристалликов снега. Звук от разрушения одного кристаллика не слышен, но когда разрушается много кристалликов, то скрип хорошо слышен).

 2. Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается?

(Это происходит потому, что при образовании снега из капелек воды или водяного пара выделяется тепло)

3. От жестоких российских морозов оловянные пуговицы на шинелях солдат отступающей армии Наполеона рассыпались в порошок. Почему?

(При температуре ниже минус 13,2 градуса Цельсия белое олово превращается в порошкообразное серое олово. Плохо французы знали географию и химию)

4. На своей варежке вы увидели две снежинки разной формы. Одна – более простой, а другая – формы сложного ажурного узора. Какая из них упала с большей высоты?

(Со сложным узором. Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она падала, так как её кружение в воздухе сопровождалось процессом кристаллизации – присоединения к ней новых частиц влаги, которые и обеспечили дополнительную изысканность формы)

5. Вы знаете, что родина Снегурочки Кострома. А на какой планете можно найти равнину Снегурочки?

(На Венере. На ней же и Земля Лады, каньон Бабы-Яги. Все объекты на Венере носят только женские имена)

6. Какие часы на морозе начинают идти быстрее? Песочные, солнечные, электронные или механические?

(Песочные, песчинки на морозе уменьшаются в объёме.)

7. Испанец в этом случае скажет: "Бить молотом по холодному железу". Русский тоже употребит в своем выражении нечто холодное. Что же скажет русский?

("Биться как рыба об лед")

8. Почему после снегопада становится тихо?

(Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости. Которые поглощают звук так же, как современные звукопоглощающие покрытия).

9. В районах со снежной зимой при оттепели деревянные крыши домов иногда продавливаются и рушатся под действием снега. А как изменяется сила тяжести, действующая на снег, находящийся на крыше, в процессе его таяния?

(Сила тяжести, действующая на тело, зависит от его массы, но не зависит от агрегатного состояния. При таянии снега его масса не меняется, поэтому не изменяется и действующая на него сила тяжести)

Вопросы Шерлока Холмса:

1. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие стекла был виден лишь край дороги. «А хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал такой вывод?

(Окна в квартире были замерзшими. Значит, в пространство между рамами проник теплый влажный воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, водяной пар конденсировался в воду, а вода охладилась и замерзла на стекле. Отсюда следует: щели в рамах окон были плохо заделаны. Видимо, хозяйка поленилась это сделать).

2. Хозяйка дома, где Шерлок Холмс был в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Холмс сказал: «На улице холодно». Как он определил?

(Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть поднимается, становится «дыбом», что бы в промежутках между шерстинками оказалось больше воздуха; воздух же- плохой проводник тепла).

3. Подходя к нужному дому, куда был зван в гости, на окраине городка, он Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: «Скоро будет весна». Почему он так решил?

( С приближением весны солнце днем поднимается все выше, его лучи падают более отвесно, и все лучше прогревают землю. Рыхлый снег под солнечными лучами быстро тает и опускается. На лыжне он же более плотный, и поэтому тает медленнее; из-за этого следы лыжника выглядят приподнятыми над поверхностью снега).

2 часть. Занимательные опыты со льдом.

1. Зачем Деду Морозу шуба?

Взять кусочек меха, два кусочка льда, положить их в пластиковые пакеты (чтобы тающая вода не замочила шубу). Один завернуть в шубу, другой оставить лежать на столе. Когда лед растает, развернем шубу – лед в ней сохраняется.

(Шуба не греет сама по себе. Она сохраняет ту температуру, которая внутри нее. Если теплый человек наденет шубу, то она сохранит его тепло, и он не замерзнет даже на морозе. А если холодный снеговик наденет шубу, то она сохранит его холод и он не растает даже в теплом помещении).

 2. Зачем лед на дорогах посыпают его солью?

Возьмем два кубика льда, положите на блюдца. Один начнем посыпать солью, а другой оставьте как есть. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и ходы. 

(Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов (конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться).

3. Можно ли «приморозить» железную кружку к доске в комнате?

Нам понадобится железная кружка, кубики льда, соль, деревянная доска.

На доску нальем немного воды, в кружку положим измельченные кубики льда, насыплем в кружку 2-3 ст.ложки соли, перемешиваем соль с водой. Кружку держим варежкой. Подождем 2-3 минуты, кружку от доски не оторвать, она примерзла.

(Лед в кружке начинает таять. Этот процесс требует очень больших затрат энергии. Ведь чтобы из твердого состояния вода перешла в жидкое, должен разрушиться порядок молекул (кристаллическая решетка). А энергия это берется из окружающей среды, резко охлаждая все вокруг. Поэтому получается, что лед в кружке тает, а сама она охлаждается до больших температур (-30 градусов С примерно). Поэтому замерзает лужица на подставке и та намертво приклеивается к кружке).

В разработке использованы материалы сайтов:

http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki10.htm

http://www.tavika.ru/2013/12/ice-experiment-part-1.html

Книга В.И.Елькина «Необычные учебные материалы по физике» Кн.1, М., «Школа-Пресс», 2001

Еще одно мое Новогоднее мероприятие «Тайны снежинки» можно посмотреть на сайте инфоурок https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-fizike-i-matematike-tayni-snezhinki-1409514.html

В нем рассматривается, как образуются снежинки, почему они имеют шестиугольную форму и проведен мастер-класс по вырезанию снежинок.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (1)

Брянцева Елена Петровна, 05.01.17 в 21:15 0Ответить Пожаловаться
Галина Николаевна! Очень интересные вопросы и опыты.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.