12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миненко Галина Владимировна30
Работаю учителем начальных классов
Россия, Московская обл., Луховицы

Ф.И.О.: Миненко Галина Владимировна.

Должность: учитель начальных классов.

Квалификационная категория: высшая.

Место работы: Московская область, г.Луховицы, МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9».

 

Экологическое мышление, представление об окружающей среде и месте в ней человека играют большую роль в воспитании и образовании наших детей.

В наши дни актуальность экологического воспитания детей возрастает. Это связано с низким уровнем восприятия человеком экологических проблем, необходимостью сохранения и восстановления природных богатств, необходимостью повышения экологической культуры человека.

 

Внеклассное мероприятие «Экологическая конференция»

Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии, и её роли в жизни людей, об охране природы. Задачи: - обучать правильному поведению  в природе, - расширять знания учащихся об экологических проблемах, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

- Принимать и сохранять учебную задачу.

- Планировать необходимые действия.

- Принимать и сохранять учебную задачу. - Оценивать результат своих действий. Познавательные УУД:  - Учить учащихся задумываться о необходимости сохранения природы. - Дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. 
Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. - Слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения. - Осуществлять совместную деятельность в группе. Личностные УУД:

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

- Формирование мотивации к познавательной деятельности.

- Осознание ответственности за общее благополучие.

- формирование у учащихся активной жизненной позиции.

- Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

- Осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение ее природы.

Ход мероприятия

Просмотр видеоролика «Моя Земля»

Учитель: На сегодняшней конференции мы обсудим вопросы экологии, охраны окружающей среды, сохранения природы.
Ученик: 

Есть просто храм,
Есть храм науки, а есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Учитель: Все мы должны помнить об ответственности любого из нас за сохранение природы нашей удивительной планеты.

Ученик:

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите…

(Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи).

Лес: Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги, отстреливают животных, рвут цветы. А еще меня мучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами. Но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники- муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.

Степь: Меня редко вы можете видеть. Хотя раньше я занимала большую часть территории нашей страны. Но сейчас меня почти полностью распахали. В результате утрачено около 25 процентов плодородных земель. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди!

Учитель: Тяжело оставаться равнодушными к таким словам. Необходим целый комплекс мероприятий по сохранению природы нашей страны.

Для этого создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Одним из способов бережливого отношения к природе является создание

заповедников. (Просмотр презентации «Общие сведения о заповедниках»)

Ученик:

Заповедник – это слово

Всем и каждому знакомо.

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту.

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых,

Водоемов и болот.

Вся природа здесь живет

Под охраной человека.

Учитель: Далее пойдёт речь о заповедниках.

Первое слово предоставляется профессору русского языка.

Профессор: Мы сегодня услышим много новых слов. Их значение мы можем найти в экологическом словаре.

Экология – наука об отношениях растений и животных и сообществ, которые образуются между ними и окружающей средой.

2. Красная книга. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. В нее занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.

Заповедник – участок земли или водной поверхности, который находится под особой охраной государства. Там проводятся научные исследования.

Заказники. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.

Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям.

Флора – все растения на определенной территории.

Фауна – все животные, обитающие на определенной территории.

Памятники природы – природные объекты, имеющие научные, исторические культурные значения, охраняются государством.

Эндемики – растения, являющиеся местными жителями.

Реликты – растения, пришедшие к нам из глубокой древности, выжившие и сохранившиеся.

Экзоты – растения иностранного происхождения.

Учитель: Далее слово предоставляется известному историку.

Историк: Для чего нужен заповедник?

Никому уже не надо доказывать, как губительно воздействует современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется исчезающими представителями животного и растительного мира.

Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. Летописи времен княгини Ольги уже упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя.

Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии. Этим было положено начало заповедникам и заказникам.

Почему человек в давние времена сохранял природу? Именно этого требовали религиозные обычаи. Ведь у многих народов есть почитаемые святые земли. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших монастырей.

Учитель: Спасибо за ваше интересное сообщение. Слово предоставляется представителям Международной ассоциации заповедников, которые расскажут о самых известных заповедниках нашей страны.

1-й представитель: Следует отметить, что значение заповедников очень велико. Заповедники стали местом обитания редких животных и растений.

Высоко влияние заповедников на окружающий мир. Например, заповедные леса – это “фабрики” кислорода, который необходим всему живому на Земле. Заповедники, созданные вблизи истоков рек, призваны спасти их от гибели.

Заповедники играют важную эстетическую роль в жизни людей. Благодаря им люди приобщаются к красоте природы, любуются тем, чего не найдешь больше нигде на планете. (Просмотр презентации «Ценность заповедников»)

Ученик: 

Охраняется в заповедниках
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, 
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле. 
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
А себя мы прощаем, и себе мы прощаем, 
А грядущее нас не простит.

Учитель: На нашей конференции объявляется небольшой перерыв.

Физкультминутка «Песня о земной красоте»

Под сопровождение ролика «Песня о земной красоте» дети выполняют движения.

Опять черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись.
И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями,
Уже ручей звенит струной,
Уже гроза гремит громами.
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода.
Ты слышишь, дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Напевы лучшие свои.

Учитель: Представители Международной ассоциации заповедников продолжают свои рассказы.

Рассказы детей о заповедниках с просмотром презентаций.

Ученик:

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

Учитель: Охранять природу можно не только в заповеднике. Это можно делать и в своем городе: озеленил пришкольный участок, проявил заботу о зверях и птицах зимой, повесил кормушку в парке, на своем балконе, окне – это и будет твой посильный вклад в дело сохранения окружающей живой природы. (Просмотр презентации «Посадка деревьев у школы» )

Учитель: На территории Луховицкого района также существует несколько особо оберегаемых природных объектов (государственные природные заказники,  государственный охотничий заказник, памятники природы, шесть заповедных лесных участков). В окрестностях поселка Белоомут, рядом с озером Сосновым (старица реки Оки) встречались занесенные в Красную книгу растения, разнообразные типы сосновых лесов, липняков, дубрав. (Просмотр презентации «Луховицкий край»)

Учитель: Прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень непохожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

 Ученик:    

 Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой, 
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги! 
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру: 
Я сберегу вас, сберегу!

Учитель: Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но еще есть и экологические даты в календаре.

11 января отмечается День заповедников и национальных парков.

Этот праздник стал отмечаться с 1997 года по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. (Просмотр презентации «Экологический календарь»)

Игра «Экологическая пословица». (работа в группах)

 Учитель: Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки, загадки.

1 задание для разминки: каждой группе предлагается отгадать по одной загадке.

Эта наука природу изучит —

Живую и нет различать научит.

Рассмотрит их во взаимоотношениях,

Она в переводе «о доме учение».

Ну, что за наука, скажите скорей!

Зовется она... (экологией)

 

На этой территории животные живут,

Они здесь не боятся, что люди их убьют.

Пространство охраняется, и безопасно тут

Скажите же, ребята, как те места зовут? (Заповедники)

Могут исчезнуть цветы и зверята,

Люди в их гибели виноваты.

Редкие виды не следует рвать,

Животных и птиц ни к чему убивать.

Чтобы погибло все, хватит и мига...

Читайте, ребята,... (Красную книгу)

2 задание: подобрать вторую часть поговорки и объяснить ее смысл.

     Пословицы:

Одно дерево срубил – посади сорок.

Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Без хозяина земля круглая сирота.

Убил бобра, а не нашёл добра.

Убить лебедя – быть беде.

Журавля убьёшь – счастья не будет

Где много пташек, там нет букашек.

Сломать дерево - секунда, вырастить – года.

Лес и вода – краса природы.

Растение – земли украшение.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель: Наша конференция подходит к концу. Время подвести итоги.
- Чему была посвящена наша конференция?
-  Какие опасности подстерегают нашу планету?
- Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды?

 Ученик: 

Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
 Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
  Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
 И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
 Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Как хорошо, что есть места на планете,
Которые радуют душу взрослым и детям,
Где играют зверушки без всяких невзгод,
Где о них заботятся круглый год.
Так давайте поддержим в столь радостный день
Каждый листочек, цветочек, тигренка,
Кролика, зайца, слоненка и львенка,
Всех обитателей заповедных лесов,
Зелёных парков и прекрасных садов.

Учитель:  Слово предоставляется секретарю для оглашения резолюции.
Секретарь: Что же мы можем сделать, чтобы сохранить нашу природу, нашу планету?

- Не ломать, не рубить деревья.

- Не разорять птичьи гнёзда.

- Не мусорить.

- Не разжигать костров.

- Бережно относиться к животным.

- Не уничтожать растения, цветы.

- Государство создает Красную книгу, организует заказники, охотничьи угодья, заповедники.

Учитель: Кто согласен с резолюцией, прошу поднять зелёный листок, кто с чем-то не согласен – красный, кто воздержался – жёлтый.

Просмотр видеоролика «Сохраним природу»


 

Используемые интернетресурсы:

chto-takoe-lyubov.netstikhi-o-zapovednike-…

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-zapovednikov-parkov/2.htm

http://www.youtube.com/watch?v=TZmIpQFft1I

http://www.youtube.com/watch?v=DboW0fu37Bc

http://www.my-earth.info

Видеоролик «Песня о земной красоте». Сл. В.Суслов, муз. Я.Дубравин, исполнитель: А.Гурко.

Видеоролик «Моя Земля». Слова, музыка: Соколова Наталья, исполнение:

Н. и В.Соколовы, монтаж видео: Е.Койнов

Видеоролик «Сохраним природу». Автор Фокина Л.П.

Использованы стихи:

Аким Я., Дубровин Б., Дудин М., Кардаков А., Шкловский Е.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.