Внеклассное мероприятие «Эколого-биологический марафон» (9–11 класс)

23
14
Материал опубликован 2 July 2018 в группе

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с.Карагай, Пермский край

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

9-11 классы, УМК любой

Подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай – 2018

Эколого-биологический марафон проводится для учащихся 9-11 классов как отборочный тур для очной игры в ходе школьной биологической декады. Учащимся выдаются листочки с вопросами. В течение 45 минут они должны ответить на 10 вопросов по разным темам курса биологии. Затем работы оцениваются, в разработке даны эталоны ответов с указанием баллов за каждый правильный ответ. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, приглашаются на очную игру. Предлагаемая разработка может быть также использована как отборочный тур для участия в школьной биологической олимпиаде. 

Данный ресурс адресован учителям биологии и экологии, а также может быть использован классными руководителями и педагогами дополнительного образования. 

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к изучению биологии, умения применять знания при решении биологических задач.

Задачи:

  • повышать мотивацию к изучению биологии, развивать познавательный интерес;
  • развивать умение применять знания при выполнении нестандартных заданий по биологии;
  • расширять кругозор учащихся;
  • привлекать внимание к чтению научно-популярной литературы по предмету.

Оборудование: листы бумаги с напечатанными заданиями, ручки.

Ожидаемый результат: Отбор игроков для очного тура игры «Биологический марафон».

Эколого-биологический марафон

9-10 классы

1 тур

ФИ____________________________________________________Класс__________

Вопрос

Ответ

Результат

Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела принести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот его портят. Как бы вы объяснили даме ее ошибку?

 

 

В одной сказке злая мачеха посылает в лес зимой маленькую девочку-падчерицу и приказывает ей принести свежих ягод. Добрый волшебник помогает ей. Он совершает чудо, и девочка из-под снега достает свежие красные ягоды. Что это за ягода? Почему под снегом листья у этого кустарничка остаются зелеными, и сохраняется ягода?

   

Однажды учёные увидели странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, и они решили, что дрозд добывает пищу, но птица не клевала муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел 10 минут. Позже на это же место прилетела сойка, затем скворец, за ним - трясогузка. Почему едва ли не половина всех лесных птиц прилетают на муравейник

   

Это дерево называют Дерево-«хамелеон», древесина изме­няет свою окраску на месте спила. «Пылит» раньше других деревьев. Листву не трогают домашний скот и заяц, зато охотно поедает косуля. Это дерево-пионер селится, где угод­но. Листья его всегда остаются зелеными, не расцвечиваются.

   

Какую птицу можно назвать «моржом», так как она «купается» зимой в проруби? Для чего она «купается»?

   

Какое чувство полностью утрачено китообразными? А какое развито лучше всего?

   

Почему биологически неверна пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»?

   

Правильно ли утверждение «В шее жирафа столько же позвонков, сколько в шее землеройки»?

   

Почему в северных реках стала исчезать европейская жемчужница – двустворчатый моллюск, образующий русский (северный) жемчуг?

   

10. Какую сельскохозяйственную культуру называют «растительной коровой»?

   

Ответы

Вопрос

Ответ

Результат

Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела принести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот его портят. Как бы вы объяснили даме ее ошибку?

В непроветриваемой комнате скопился углекислый газ (1 б). Растения ночью не выделяют кислород, т.к. стадия фотолиза идёт только на свету, но поглощают кислород для дыхания (2 б). В комнате содержание кислорода уменьшилось, что вызвало головную боль у дамы (1 б). Тропические растения выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья (1 б).

 

В одной сказке злая мачеха посылает в лес зимой маленькую девочку-падчерицу и приказывает ей принести свежих ягод. Добрый волшебник помогает ей. Он совершает чудо, и девочка из-под снега достает свежие красные ягоды. Что это за ягода? Почему под снегом листья у этого кустарничка остаются зелеными, и сохраняется ягода?

Это ягода брусника (1 б.). Брусника осенью не сбрасывает листья и под снегом остаётся зелёной (1 б). Ягоды под стать листочкам — ни мороз их не берёт, ни снег им не страшен, красные, как осенью, и такие же вкусные (1 б).

 

Однажды учёные увидели странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, и они решили, что дрозд добывает пищу, но птица не клевала муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел 10 минут. Позже на это же место прилетела сойка, затем скворец, за ним - трясогузка. Почему едва ли не половина всех лесных птиц прилетают на муравейник?

На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов(1 б). Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под перьями, попутно дезинфицируя тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой (1 б).

 

Это дерево называют Дерево-«хамелеон», древесина изме­няет свою окраску на месте спила. «Пылит» раньше других деревьев. Листву не трогают домашний скот и заяц, зато охотно поедает косуля. Листья его всегда остаются зелеными, не расцвечиваются.

Это дерево ольха (1 б). Место спила становится оранжевым (1 б). Цветёт раньше всех деревьев, когда ещё лежит снег (1 б). Листья не содержат другие пигменты, поэтому осенью они не изменяют цвет. После заморозков хлорофилл разрушается и они чернеют. (1 б)

 

Какую птицу можно назвать «моржом», так как она «купается» зимой в проруби? Для чего она ныряет в прорубь?

Это оляпка (1 б). На зиму оляпка не улетает на юг, т.к. находит пищу в незамерзающих водоёмах, полыньях, у стоков дамб (1б). Она достаёт со дня беспозвоночных животных, которыми питается (1 б).

 

Какое чувство полностью утрачено китообразными? А какое развито лучше всего?

Утрачено обоняние (1 б)Обонятельные доли мозга и обонятельные нервы полностью отсутствуют (у зубатых китов) или сохранились в зачаточном виде (у усатых китов) (1 б). Лучше всего развит слух, несмотря на отсутствие наружного уха и суженный слуховой проход. Звук для водных животных - важнейший источник информации: в воде звуковые колебания распространяются в 5 раз быстрее, чем в воздухе (1 б). Китообразные воспринимают не только звуки, но и инфразвуки и ультразвуки (1 б). Точно ориентироваться по звуку в воде им помогает то, что их уши надежно изолированы от костей черепа и колебания слева и справа могут восприниматься независимо друг от друга (1 б).

 

Почему биологически неверна пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»?

Щука и карась – обитатели пресных водоёмов (1 б).

 

Правильно ли утверждение «В шее жирафа столько же позвонков, сколько в шее зайца»?

Жираф и заяц относятся к классу Млекопитающие (1 б). Характерным признаком класса является число шейных позвонков (1 б). У всех млекопитающих 7 шейных позвонков, разных по длине (1 б.)

 

Почему в северных реках стала исчезать европейская жемчужница – двустворчатый моллюск, образующий русский (северный) жемчуг?

Европейская жемчужница обитает в чистых реках, с большим количеством растворённого кислорода (1 б). При загрязнении рек количество кислорода уменьшается, т.к. расходуется на окислительно-восстановительные процессы (1 б). Помимо этого, загрязняющие вещества могут быть ядовиты для жемчужниц (1 б). Около 8-11 мес. личинка жемчужниц – глохидий - обитает в покровах и жабрах рыб. Уменьшение числа карповых и лососёвых рыб в результате браконьерства и загрязнения воды снижает численность жемчужниц (1 б). Уменьшение числа жемчужниц происходит за счёт их замещения перловицей, т.к. она лучше переносит загрязнение воды. (1 б)

 

Какую сельскохозяйственную культуру называют «растительной коровой»?

Это соя из сем. Бобовые (Мотыльковые) (1 б). Из семян сои получают растительный белок, на основе которого приготовляют соевое молоко(1 б). Сою добавляют в шоколад, мясные продукты, готовят соевый соус и т.д. (1 б).

 

Итого:

33 балла

 

Вопросы составлены по источникам информации:

1. http://www.ecolearn.ru/task4/100.html - вопрос 1.

2. http://www.what-who.com/b/brusnika.html - вопрос 2

3. http://litlife.club/br/?b=261109&p=41 вопрос 3, Песков В.М., Мир за нашим окном, ПСС, т.8.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн.для учителя. – 2-е изд.доп. М.: просвещение, 1991. – вопрос 4

5. Животный мир Прикамья/сост.А.И.Шураков, Г.А.Воронов, Ю.Н.Каменский.-Пермь: Кн.изд-во, 1989. - вопрос 5

6. http://www.cetacea.ru/gen6.htm - 6 вопрос

7. Биология.Животные.7 класс.:учеб.для общеобразоват. учреждений/ В.В,Латюшин, В.А.Шапкин.- 11-е изд., стереотип.-М: Дрофа, 2010. – ответы на вопросы 7 и 8

8. http://azazu.ru/articles/20160902/ 9 вопрос

9. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.-М: Баллас, 2013.-144 с., ил. – ответ на вопрос 10.

Мои публикации (лист с вопросами без ответов):

1. https://infourok.ru/prezentaciya-zadachi-po-ekologii-blok-1528380.html эколого-биологический марафон

2. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/07/21/ekologo-biologicheskiy-marafon-otborochnyy-tur эколого-биологический марафон

3. https://multiurok.ru/files/ekologho-biologhichieskii-marafon-dlia-uchashchikhsia-9-11-klassov.html эколого-биологический марафон

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный и очень актуальный материал! Обязательно предложу провести его у нас в школе! Спасибо за помощь,Раиса Поликарповна!

28 July 2018

Благодарю Вас, Марина Юрьевна! Игра ребятам нравится, вопросы интересные.

28 August 2018

СПАСИБО!!!

26 October 2018

Игру можно варьировать, выбрать письменный или устный вариант! Спасибо за внимание, Екатерина Петровна!

5 November 2018

И так хорошо, что есть ответы! Недавно вспоминала, какое дерево не "окрашивает" лист осенью. СПАСИБО. В избранное, конечно. Меня скоро из клуба выгонят. Директор как ни заглянет, у нас то физика, то геометрия, то биология.

5 November 2018

Ирина Анатольевна, благодарю за внимание к работе! Приятно, что Вы заинтересовались этим материалом. Многие директора требуют, чтобы от точки до точки занятие соответствовало программе. А Вы директору в ответ: у нас метапредмет!

5 November 2018

Когда у девочек заняты только руки, то часто просят поиграть в "Ты знаешь пять" И очень часто задают растительную тему: цветы садовые, полевые, деревья, даже сорняки встречаются!

5 November 2018

Замечательное упражнение для развития координации между речевым и двигательными центрами!

5 November 2018

Спасибо, Раиса Поликарповна! Нужный для моих занятий в клубе материал!

2 March 2019

Приятно, что работа востребована! Спасибо, Галина Геннадьевна!

3 March 2019

Интересные вопросы, Раиса Поликарповна! Хорошо, что разместили ответы. Хотелось проверить свои рассуждения. Спасибо!

2 March 2019

Этот материал использую как в устном варианте, так и в письменном. Чтобы всем было понятно, оцениваем элементы ответа. Сразу видно, кто дал полный ответ и за что получил баллы.

3 March 2019

Спасибо за пояснение, Раиса Поликарповна!

4 March 2019

Классный ресурс!!!!!!!!!!!

24 March 2019