Внеклассное мероприятие по биологии «Биологический марафон»
Внеклассное мероприятие по биологии «Биологический марафон»
Цель: Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья учащихся, развитие познавательной активности учащихся и творческого мышления.
Задачи:
Обучающая: Обобщить и закрепить знания учащихся по биологии.
Развивающая: Развитие умений работы в группах. Создать условия для развития мыслительной и анализирующей деятельности учащихся.
Воспитательная: Способствовать формированию научного мировоззрения на основе ранее полученных знаний.
Оборудование: мячи, обручи, скакалки, карточки с заданиями, рисунками.
Форма: «Веселые старты»
В состязаниях участвуют две команды.
За победу в эстафете команда получает очки. На каждом этапе задания прибавляется 1 балл за правильный ответ.
Команда, набравшая большее количество очков является победителем.
I.0рганизационный момент.
Учитель биологии: Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня на нашем спортивном уроке! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных, и самую спортивную из всех весёлых игр – «Весёлые старты!» Участники соревнований буду состязаться в силе, ловкости, смекалке и быстроте.
Сегодня мы собрались на встрече двух команд. Учащиеся называют свою команду и определяют главного командира.
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», - говорил Роберт Фейнман.
Но чтобы делать открытия, надо знать термины, грамотно описывать происходящие явлений и давать точные ответы. Сегодня мы выясним, насколько хорошо команды знают биологию.
Девиз нашей игры:
Биология – какая емкость слова!
Биология для нас не просто звук.
Биология опора и основа
Всех естественных наук.
Между командами спортивное сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Настало время познакомиться с нашими командами и с жюри, которое будет нас судить строго и справедливо.
2. Представление жюри
3. Ход мероприятия (состязаний):
Первая эстафета «Донеси мяч»
По свистку участники каждой команды бегут с мячом в ложке до фишки, им предлагается загадка, дается ответ, с мячом в ложке участник возвращается обратно, передавая следующему. Выигрывает команда, первой закончившей эстафету. (1 балл за правильный ответ, всего 6 баллов - 6 загадок).
1 команда 1. На себе мы носим тело 6. Сей орган есть у всех людей, | 2 команда: 1. Очень важная она,
|
Вторая эстафета «Пять шагов»
3 участника каждой команды встают в шеренгу, вместе отвечают на вопросы и при правильном ответе делают шаг вперед: ( 1 балл за правильный ответ - всего 5 баллов).
Вопросы 1 команде:
1) Какие фрукты, овощи и растения используют для лечения простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
2) Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
3) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
4) Назовите зимние виды спорта?
5) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
2 Команда:
1) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
2) Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
3) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
4) Назовите летние виды спорта?
5) Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
Третья эстафета «Переправа через болото»
Двое участников из каждой команды должны переправиться через болото ( 1 балл за правильный ответ - всего 4 балла - 4 ответа)
1 команда:
Выберите лишнее из приведенных слов и объясните почему вы сделали этот выбор:
-Абрикос, капуста, хламидомонада, баклажан.
-Дрожжи, лисички, подосиновик, груздь.
- Вакуоль, спора, ядро, цитоплазма.
- Бактерии, вирусы, водоросли, дрожжи.
2. Команда.
- Мухомор, шампиньон, дождевик, трюфель.
- Накипные, листоватые, шляпочные, кустистые.
- Модель, окуляр, объектив, зеркало.
- Стебель, слоевище, корень, почка.
Четвертая эстафета «Змейка»
6 человек выстраиваются колонной на линии старта. По сигналу судьи первый участник добегает до финиша, отвечает на вопрос, берет скакалку и возвращается назад в команду. Вернувшись на линию старта, отдаёт второй конец верёвки следующему участнику. И они проходят дистанцию вместе. На следующем этапе к верёвке присоединяется ещё один игрок. и. т. д. Последний этап проходит вся команда добежав до финиша и выполняет задание.
В задании даны поговорки, пословицы, фразеологизмы, где упоминаются части тела человека. Объясните значение поговорок, пословиц и фразеологизмов. (1 балл за правильный ответ - всего 6 баллов - 6 ответов):
1 команда:
1. Водить за _______. (Нос)
2. Одна ________ хорошо, а две лучше.( Голова)
3. Стоять поперек _________.(Горла)
4. ___________ боятся, а ____________ делают.
5. Чужой________ - не свой, ворота не закроешь. (Рот)
6. Держать _______в остро. (Ухо)
2 команда:
1. Влюбиться по ___________. (уши)
2. Ты мне _________ не заговаривай. (Зубы)
3. ____________ до Киева доведет. (Язык)
4. У чужого в ____________соринку увидит, а у себя бревна не заметит. (Глазу)
5. Чтоб с ___________ ни один _________ не выпал. (Головы, волос)
6. Дальше __________ не видит. (Носа)
Пятая эстафета. Сейчас мы узнаем, насколько вы грамотны и воспитаны с точки зрения экологии. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:
1.Зеленый- помогаете природе.
2.Красный – ясно, что вредите ей.
3.Цвет желтый вас предупреждает.
1.(1-й команде) Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают . Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!
(ответ: Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
2. (2-й команде) Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(ответ: Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться)
3. .(1-й команде)
Зайку серого найду,
Принесу его домой-
Будет зайка мой.
(ответ: Нельзя ловить диких животных, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес ,не живут.)
4. (2-й команде) Завтра утром в лес пойдем
И опята , и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(ответ: Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
7. (1-й команде)
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он , как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
2-й команде Разведу я на окошке
И душистые горшочки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?
(ответ : Растения увлажняют воздух , выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)
6 эстафета. «Я знаю пять …»
Ученик, набивая мяч, говорит: «Я знаю пять деревьев: дуб — раз, сосна — два, береза - три, клен — четыре, липа — пять.
Я знаю пять цветков: ландыш — раз, подснежник — два, подснежник — три; фиалка — четыре; хохлатка — пять».
Я знаю пять птиц.
Я знаю пять животных.
7 эстафета. «Черное-белое»
Подвижный вариант: если ответ правильный, то все должны поднять руки вверх, если неправильный, то игроки должны присесть.
1.Стоят в лугах сестрички желтый глазок ,белые реснички. (Ромашка)
2.Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, семечками набито. (Шиповник)
3.Стоит Алена в платке зеленом. Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
4. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)
5. «Кошачья травка» - Больным поправка: Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
6. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой..(Зверобой)
7. Пряность это и приправа, Чай с ней удался на славу, Догадаются ребята, Ну, конечно, это (Мята)
8. Расправит свой ажурный листик, Король всех трав... (Тысячелистник)
9. Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
10. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают.(Липа)
Этап. «Звериная тропа»,
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Вы узнаете, чьи это строки?
А следы каких животных вы видете? (тигр, медведь, заяц)