Классный час «Культура питания древняя и современная» для 5-8 классов
Цель: воспитание культуры питания учащихся
Задачи: 1) познакомить с рациональным питанием, влиянием на организм витаминов;
2) развитие познавательного интереса, познакомить с историей питания;
3) познакомить с основами правильного питания и составлением меню здоровых блюд;
Оборудование: книги и брошюры о правильном питании, листы формата А3.
1. Проблема: Старинная индийская притча гласит; бог при рождении каждого человека отмеряет ему то, количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.Как вы думайте, почему люди не живут до ста лет? Что значит правильно питаться?
* Работа сначала в паре, потом в группе. Составить меню одного выходного дня для школьника на формате А3.
* Выслушиваются и обсуждаются представленные меню групп. Информация оформляется на доске.
2. Новая информация: Слайд 1. Устный журнал об истории питания. Страница первая «Из Азии и Грецию по всему свету»
Наука о питании, так же как кулинарии имеет древняя. Первый человек одновременно были первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи было самым первым из всех искусств. Еще с самые древние, доисторические времена огонь использовался людьми для приготовления мяса. Туши животных зажаривались на раскаленных камнях, в золе, на вертеле. При раскопках поселений каменного века археологи часто находили выдолбленные из камня корыта, куда насыпали раскаленные камни, доведя таким образом до кипения воду, потом появились глиняные горшки, которые сейчас могут считаться почтенными предками современных мисок, кастрюлек и сковородок.
Тяжелая тогда была пища, тогда и жить им было тяжелее. Они боролись с грозой, суровой природой. Но и тогда древним людям уже было знакомо изысканное. Родиной изысканности считается Азия, оттуда, через Грецию оно пришло в Рим, а потом, постепенно изменяясь, обогащаясь, подвергались влиянию различных мод, традициям и вкусам распространилось по всему свету.
Слайд 2: Страница вторая «Историческая справка». Пиры римского полководца и гурмана Лукуллы (ок.117-56 гг до н.э) в историю вошли как ошеломляющие по расточительству «лукуллов пир» состоял из бесчисленного количества явств от устриц северных морей, морских моллюсков, цесарок, целого кабана, приготовленного из десятка разных к нему овощей, гусиной печени испанских зайцев, уток, откормленных инжиром, до различных вин и фруктов.
Уже тогда были люди, которые отрицали такие яства, вот, например, Спарта. Молодых мужчин, масса тела которых превышала стандарты, подвергались телесным наказаниям или изгоняли из города. А поваров, посмевших приготовить вкусную пищу, сбрасывали со скалы.
У Короля Людовика 14 обед «короля солнца» начинался в 10 часов утра, а ужин в 5 часов вечера. Подавалось на обед по 4-6 сортов птицы, 3-4 рыбных блюда, до 8 мясных блюд, до 10 тортов, не считая других сладких кушаний. Французская кухня уже тогда славилась разнообразием соусов и приправ, что естественный вкус продуктов приглушался необычным ароматом.
Слайд 3. Страница третья «От изобилия к рациону» Повара, даже самые искусные тысячелетиями готовили только по вкусу, не зная химического состава пищевых продуктов, их полезных и целебных свойств, основ рационального питания. И что же? Многие любители вкусно поесть – фараоны, короли, императоры, знатные богачи всех времен и народов преждевременно умирали от вкусно, но непомерно обильной и калорийной пищи. Это исторические факты.
Избыточный вес, малая продолжительность жизни – все это «награды» за кулинарные достижения. И уже тогда известные мыслители, философы, политики выступали за умеренность в еде и питье.
Гиппократу принадлежат очень мудрые слова: «Человек носит в себе врача, надо только помочь ему в его работе. Если тело не очищено то, чем больше будешь его питать, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и его болезнь. Помни – всякий излишек противен природе»Слайд 4. Страница четвертая «Пища должна быть полезной». Россия, с 9 века, с момента образования Киевской Руси, с развитым земледелием, есть? По П.Брэггу и Г.Шелтону и их последователи рекомендуют формулу недельного питания:
7 раз – салат из любых овощей и фруктов по сезону («большой салат»; заправка – растительное масло с лимонным соком (яблочный уксус, или сметана, или сливки) 6 раз – белковая пища: творог, молоко, кисломолочные продукты, яйца, сыр, брынза; 2 раза – блюдо из фасоли, чечевицы;2 раза – овощной суп; 2 раза – каша; 3 раза – паровые или печеные овощи. Таковы, в основном, ответы натуропатов на вопрос что есть?
А вот мнение М.Бирхера-Беннера о том, когда и как надо есть:
"Есть медленно и тщательно пережевывать пищу, принимать пищу только 3 раза в течение суток. Прекращать еду до наступления чувства полного насыщения".
Идея правильного питания основывается на стремлении использовать оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым образом жизни, специальными дыхательными и физическими упражнениями, закаливанием организма для продления жизни человека.
Слайд 6. Страница пятая «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»
* Объяснить слова Сократа в паре, группе, высказать свою точку зрения.
Слайд 7. Пирамида здорового питания. Учащиеся рассматривают и объясняют новую информацию со слайда.
3. Рефлексия: Учащиеся возвращаются к своему меню школьника и исправляют ошибки, объясняют их в группе потом рассказывают перед классом.
Игра «Витаминный тир» Задание группам: ответить на вопросы. Кто первым отвечает, получает жетоны. Ответы комментируются учащимися.
1.От чего бывает слабость, пропадает аппетит, расшатываются зубы? (от авитаминоза)
2.Какие вещества обеспечивают нас энергией? (органические вещества)
3.Что содержит растительная пища, необходимая для пищеварения? (клетчатку)
4.В какую воду нужно закладывать картофель при варке и почему? (в горячую)
5.Какой продукт является чемпионом по количеству белка? (соя – 34 г на 100 г)
6.Чем можно продезинфицировать воду? (мёд, яблочный уксус)
7.Чем может быть вредна кочерыжка капусты? (накапливает нитраты)
8.В чем секрет долголетия и здорового питания Л.Н. Толстого? (был вегетарианцем)
9.Почему детям нельзя питаться только растительной пищей? (нужны незаменимые аминокистоты).
4. Итог занятия. О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам запомнилось больше всего?
* Учащиеся в конце занятия прикрепляют яблоки на деревце у классной доски, если не понравилось занятие - яблоки прикрепляют под деревце.