12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Туревич Марина Юрьевна1802
Россия, Тверская обл., Сандово
Материал размещён в группе «Занимательная математика»

Внеклассное мероприятие

«Математический калейдоскоп»


Цели:

Образовательные: опираясь на знания учащихся по математике, закрепить в игровой, занимательной форме изученный ранее материал.

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, память, речь, смекалку, любознательность, развивать интерес к предмету математика.

Воспитательные: воспитывать у учащихся веру в свои силы, стремление к проявлению собственной инициативы; воспитывать умение работать в коллективе и выслушивать товарищей, адекватно реагировать на полученные результаты.

     

Ход мероприятия:

Звучит музыка, выходит творческая группа.


О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела.
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.

Мы славим разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!


«Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий»


– «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая,  делать его немного занимательным». Это слова великого математика Паскаля. С его именем вы будете часто встречаться при дальнейшем изучении математики. Мы сегодня приглашаем вас на увлекательное занятие, которое назвали «Математический калейдоскоп».


Что такое калейдоскоп?  (Детская игрушка – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений, событий.)

Наш калейдоскоп будет складываться из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике.


В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико – математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой. Тот быстрее сообразит, смекнёт, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.

Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.

Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

Так давайте сегодня и займёмся этой гимнастикой.


1. Представление жюри и команд

Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри.


Знакомимся с командами и капитанами.


Соревнования по математике мы начинаем,

Всем успехов пожелаем,

Мыслить быстро, не зевать,

Правильно всё отгадать.


2. Разминка

Вспомнить пословицы и поговорки, где встречаются числа. За каждую – 1 балл

Команды по очереди называют пословицы (или записывают на бумаге и сдают в жюри). Можно привести примеры из ниже перечисленных. Если это сложно, то можно называть фильмы, мультфильмы (или песни), в названии которых есть числа (где встречаются числа).

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна нога тут, другая – там.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одна рука узла не вяжет.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой – один раз.
Первый блин комом. 
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Два сапога – пара.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Хвастуну цена – три копейки.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
На все четыре стороны.
Жить в четырех стенах.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
На седьмом небе от счастья.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не трусливого десятка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей


3. «Мозаика»

Командам даны наборы геометрических фигур. Необходимо выполнить аппликацию, используя только эти фигуры.

4. «Волшебное слово» (5 минут)

Из букв слова ТРЕУГОЛЬНИК нужно составить как можно больше слов. е=ё

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.) 

Во время этого конкурса – математические фокусы.

Фокус 1. Загадайте число; умножьте его на 2; прибавьте к результату 8; разделите на 2 и отнимите задуманное число. В итоге получается 4.

Фокус 2. Угадать задуманный день недели. Пронумеруем все дни недели: понедельник – 1, вторник – 2, среда – 3, четверг – 4, пятница – 5, суббота – 6, воскресенье – 7. Задумать день недели, умножить егономер на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, затем приписать 0 и сообщить результат. Чтобы угадать день недели, от полученного числа вычесть 250. Число сотен будет номером задуманного дня недели.



5. «Блиц - турнир»

Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ – 1 балл


Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)

Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

Из какой посуды не едят? (Из пустой)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5 кг)

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30 км)

Какое число приказывает? (Три)

Сколько единиц в дюжине? (12)

Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс? (8)

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12)

Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)

Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)

Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)

Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа)

Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)

К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одинадцать» или «одиннадцать»? (двенадцать)

Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят)


6. Конкурс капитанов

Капитаны подтянитесь, капитаны улыбнитесь. Только смелым покоряются моря! А у нас Капитаны будут разгадывать ребусы. (Капитаны вытягивают ребусы, отгадывают их и результаты сдают в жюри).

t1580324526aa.jpgt1580324526ab.jpg




t1580324526ac.jpg t1580324526ad.jpg


t1580324526ae.jpg t1580324526af.jpg


t1580324526ag.jpg t1580324526ah.jpg



t1580324526ai.jpg t1580324526aj.jpg




В это время команды отгадывают логогрифы (в первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.)
 
1) Арифметический я знак, 
В задачнике найдёшь меня 
Во многих строчках, 
Лишь "О” ты вставишь, 
Зная как , 
И я – географическая точка. (Плюс - полюс). 
 
2) Я – цифра меньше 10, 
Меня тебе легко найти. 
Но если букве "Я” 
Прикажешь рядом встать: 
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья). 
 
3) Я нелюбимая оценка в дневнике, 
Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа, 
Но если внутрь меня поставить "Е”, 
То среди женского я рода. (Два – Дева) 
 
4) С буквой «Р» — с овцы стригут, 
В нити прочные прядут. 
А без «Р» — нужна для счёта, 
Цифрой быть — её работа. (Шерсть – шесть) 



7. Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги – можно поиграть с командами и зрителями.



t1580324526ak.pngt1580324526al.png





Вот закончилась игра, 
Результат узнать пора. 
Кто же лучше всех трудился, 
В калейдоскопе отличился? 


Слово жюри – награждение.





Учитель. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали нам, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично можете рассуждать. Вы просто – молодцы! Желаем вам дальнейших успехов и побед! 






Оформление кабинета.

По стенам и на доске повесить математические газеты и плакаты с высказываниями о математике.





Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)



Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой. (А.Н. Колмогоров)



Не может быть языка более универсального и более простого … более подходящего для выражения неизменных отношений естественных вещей, чем математика. Он интерпретирует все явления в одних и тех же терминах, как бы свидетельствуя о единстве и простоте плана Вселенной. (Жозеф Фурье)









Опубликовано в группе «Занимательная математика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.