Выступление на тему «Тренинг общения»

15
0
Материал опубликован 5 January 2018 в группе

Тренинг общения.

                                                 Карьерный рост человека на 80% зависят

                                  от его умения общаться и только

                                                  на 20% - от его уровня профессионализма.

Дейл Карнеги

 Тренинг рассчитан на 1- 1,5 часа.

Цель: повышение уровня коммуникативное компетентности, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Задачи: 1) Развить навыки эффективного общения. 2) Развивать умение адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей. 3) Сплачивать коллектив, формировать взаимное доверие. 

Упражнение – разминка «Привет себе».

Описание упражнения. Участники встают в круг, спинами к его центру, и начинают неспешно вращаться. Тот, кто начал игру, шепотом передает соседу справа какое – нибудь сообщение, состоящее одного – двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например: «Прошепчи соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шепотом передает это сообщение другому участнику, тот – третьему и т.п., пока оно не вернется к отправителю. При этом каждый отправляет еще и свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2-3 человека, а не дожидаясь, пока оно пройдет весь круг. Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчетом, чтобы сказанному шепотом фразу мог расслушать только тот, которому она непосредственно адресована.

Психологический смысл упражнения. При выполнении данного упражнения включается эффект «испорченного телефона» и «послания» зачастую приводят в почти неузнаваемом виде. Это позволяет продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку и выйти на беседу об эффективности общения. Кроме того, игра вносит оживление.

Обсуждение. Что чувствовали участники, когда получали собственные послания? Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные? Что привело к их искажению? А что можно было бы сделать, чтобы эти искажения уменьшились?

Упражнение «Построимся»

Описание упражнения. Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом, когда раздается команда ведущего, встать в колонну поочередно по каждому из следующих признаков:

¨    росту;

¨    дню и месяцу рождения;

¨    удаленности места жительства от места прохождения тренинга.

Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2 и 3 участники по окончании построения один за другим озвучивали свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения.

Обсуждение. Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого – то из участников возникли затруднения, то они могут высказаться, с чем эти затруднения связаны и как можно преодолеть. 

Упражнение «Перебежчики и охранники».

Описание упражнения. Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает («охранник»). Задача «перебежчиков» - поменяться местами, условившись об этом взглядами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя. «Охранники» же внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков», и если видят что – то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника», двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись как «перебежчика», так и «охранника». Следует специально оговорить, что «охранникам» нельзя держать «перебежчиков» все время. Например, можно ограничить время прерывного удержания двумя секундами.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки невербального общения и наблюдательность, а также быстрота реакции.

Обсуждение. Какая роль больше понравилась участникам? Какие чувства вызывает игра? На какие внешние признаки ориентировались участники при попытке «вступить в сговор» («перебежчики») и предотвратить побег («охранники»)?

Упражнение «Вопросы песней».

          Предлагаю разделиться на две команды. Сейчас команда справа от ведущего, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в котором заключен какой- либо вопрос (например: «Я спросил у осени: Где моя любимая?»). Вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: «Где – то на белом свете, там где всегда мороз...»). Если первая команда принимает ответ, то вторая команда в свою очередь задает свой вопрос, заключенный в отрывок какой- нибудь песни. Если ответ не принимается, то команде дается дополнительно  30 сек. на поиски корректного ответа. Игра продолжается до тех пор, пока одна команда не иссякнет, т.е. не может придумать песенного ответа или песенного вопроса. Итак, сейчас команда справа от ведущего придумывает и споет хором свой вопрос – отрывок из песни, после чего вторая команда должна будет придумать и спеть свой песенный ответ.

Упражнение «Стеклянная дверь».

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон  метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй  - нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно  видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте  следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд  уйдет».  Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5  - 2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают», сквозь них, через 15 – 17 сек ведущий говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой  он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все – таки имел виду. Потом участники меняются ролями.

Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.

Обсуждение. С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор»? А самому передать, таким образом, информацию?

Упражнение «Поиск предметов»

(общение с помощью тактильного контакта).

Описание упражнения. В данном упражнении, как и в предыдущем, осуществляется поиск предметов в парах, один участник в каждой паре выступает в роли «слепого», а второй – «поводыря». Но разговаривать им запрещено, «поводырь» кладет на плечо «слепому» ладонь, через которую и управляет его движениями.

Следует обратить внимание участников на то, что сущность упражнения состоит не в том, чтобы двигать «слепого» в нужном направлении с применением физической силы, а в том, чтобы передать ему необходимую информацию с помощью легких касаний.

Психологический смысл упражнения. Повышение уровня эмпатии между участниками, развитие навыков тактильной чувствительности и использования касаний как средств общения.

Обсуждение. Какие чувства испытывали участники, находясь в ролях «слепого» и «поводыря»? Что помогало, а что мешало выполнять задание?

Упражнение «Итоги».

Описание упражнения. Участников просят определить, что именно они относят для себя из прошедшего тренинга (на размышление дается 1 – 2 минуты). Что им понравилось, а что – нет.

Психологический смысл упражнения. Технология подведения итогов работы, стимулирующая осознание того, что дала работа каждому из участников.

Комментарии
Комментариев пока нет.