Внеклассное мероприятие по русскому языку «Наука – это интересно»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Наука – это интересно»
Цель мероприятия: привитие любови и интерес учащихся к лингвистическим наукам, как на уроках, так и на внеклассных занятиях;
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с разделом языкознания – этимологией; активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности, расширить кругозор, способствовать развитию познавательного интереса;
Воспитательная: воспитывать чувство любви и интереса к филологическим дисциплинам, формирование коллективизма и здорового соперничества; воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность; воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность и активность;
Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку через игру, развитие мышления, внимания, творческого воображения и творческих способностей;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
На занятии внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы
личностные универсальные учебные действия, т.е.:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;
регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
Форма проведения урока: урок – игра.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Технология: игровая.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Приложение 1), жетоны «ум» (Приложение 2), песня из к/ф «Приключения Буратино», черный ящик и предметы для игры, презентация (Приложение 1)
Наука - это интересно!
PPTX / 4.85 Мб
Приложение 2. Жетоны
DOCX / 14.22 КбУчастники: две команды (учащиеся 5-6 классов).
Ход мероприятия
1. Организационный момент и беседа: (Слайд №1)
Добрый день, дорогие друзья! Друзья науки и творчества! (Слайд № 2) 2021 год объявлен в России годом науки и технологий. В течение года мы отмечаем различные праздники: День знаний, День учителя, День влюбленных, День защитника Отечества. А как вы думаете, юные друзья, есть ли в календаре День науки? (ответы)
(Слайд № 3) Ежегодно 8 февраля ученые нашей страны отмечают свой профессиональный праздник - День российской науки. История этого праздника уходит в далекий 1724 г. (Слайд № 4) Именно тогда, 8 февраля Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 г. она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. – в Российскую академию наук. 7 июня 1999 г. Указом президента Российской Федерации был учрежден праздник российских ученых. ( Слайд №5) Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны. ( Слайд №6) 14 российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. О важности и пользе развития и изучения наук в своё время высказывались писатели-классики.
(Слайд №7) «Дело науки – служить людям», – утверждал Л.Н. Толстой.
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя», – утверждал А. П. Чехов.
А как вы думаете, ребята, русский язык – это наука? (ответы)
(Слайд №8) Наука о языке называется лингвистика или языкознание, наука о русском языке – русистикой. Она изучает как современное состояние языка, так и его историю.
- А какие разделы этой науки вы знаете? (Ответы). Верно. Молодцы.
(Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.)
- А имена каких ученых-лигвистов вам известны? (ответы уч-ся)
(Слайд №9) Виднейшие ученые-русисты – это Ушаков, Щерба, Потебня, Ожегов и др.
- Кто же из ученых стал основателем науки о русском языке? Как вы думаете?
Основателем современной науки о русском языке считается М.В. Ломоносов, он написал «Российскую грамматику», первое развернутое описания строя русского языка, разработал теорию трех «штилей».
Ещё одним видным ученым-русистом был В.И. Даль, создавший четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка.
2. Основная часть:
Сегодня мы посвящаем внеклассное мероприятие знакомству с очень интересным разделом русского языка. Этот раздел лингвистики не изучается, как самостоятельный раздел на уроках русского языка, а лишь упоминается при изучении лексики, морфологии и словообразовании. Изучением этой науки занимались такие ученые-лингвисты, как Владимир Иванович Даль, Филипп Федорович Фортунатов, Александр Христофорович Востоков, Алексей Александрович Шахматов и др.
1) Стихотворный экскурс:
Познакомиться с этой наукой нам поможет путешествие, которое будет не обычным, а поэтическим. Я вам советую внимательно послушать стихотворение, которое раскроет нам много интересного. Автором произведения является ваш учитель русского языка – Елена Германовна.
- Кто из вас, мои друзья,
Любит путешествия?
Вижу, руки все подняли,
Вы меня очаровали.
Если странствовать готовы,
То скорее в путь-дорогу.
(Слайд №10)
В необычную страну
Совершим экскурсию,
Называется страна –
Э - ти – мо –ло - ги - я!
Необычное названье –
Требуется толкованье:
(Слайд №11)
В этом слове корня два
Вы найдете без труда.
Слово «логос» мы встречали
И значенье объясняли,
Часто слышим мы его,
«Наука» переводится оно,
«Этим» - «происхожденье» означает –
Секреты слова раскрывает.
Этимология – наука интересная
И школьникам весьма полезная.
Как? От чего? и Почему?
Ответ найдет всегда, всему.
Есть в русском языке слова
Рассказывают сами за себя:
«Стрелять» от слова «стрелы»,
«Племянница» от слова «племя»,
У кустика шиповника
Шипы есть, как у ёжика,
У «черепахи» - корень «череп»,
«Вперёд» понятно, что от «перед»,
«Перина» слово – от «перо»,
«Петух» понятно, что поёт.
Происхожденья слов понятны
И объясненья не занятны,
А есть еще слова с секретами,
Я тайны слова вам поведаю.
(Слайд №12)
К примеру, «бабочка» и «бабушка» -
Слова уж совершенно разные,
Что общего быть может тут?
Всего лишь совпаденье букв?
Наука связь в словах нашла
И объяснение дала:
«Далёкий предок умный был,
За насекомыми следил
И подмечал один секрет:
Красавицы летят на свет,
Как души умерших к огню,
Поближе к дому и к жилью.
Быть может, бабушка летает
И из окошка наблюдает?
Предположенье поддержали,
Красавиц «бабочкой» назвали!»
Мы в зоопарке побываем,
За кенгуру понаблюдаем.
Четвероногий чужестранец
С Австралии сей иностранец
Нас удивит своим названьем,
Оно не кажется вам странным?
В происхожденье «кенгуру»
Я разобраться помогу.
(Слайд №13)
Одни ученые считают:
«Кенг» слово «прыгать» означает,
Второй наш корень слово «ру»,
Как переводится скажу:
Звучит его названье полное –
«Четвероногое животное».
Вот - объяснение второе -
Легенда смысл нам раскроет:
«Жил отважный капитан Кук,
В Австралию приплыл наш друг,
Диковинное животное увидал,
Как у туземца названье узнал:
«Кен-гу-ру» - туземец отвечал,
«Мы этого не знаем», - ответ означал,
А Кук решил так животное называется».
И эта легенда в народе повторяется.
Оба рассказа достойны вниманья,
Мы продолжим слов толкованье.
(Слайд №14)
Очень любит любой карапуз
Кушать красный сладкий арбуз.
Многие из вас, может, знают,
Арбуз большой ягодой называют.
«влага, жидкость» арбуз означает,
Простотой нас своей удивляет.
Вот и первый секрет вам раскрыт.
А второй в чем секрет состоит?
Толкованье второе – смешное,
Глуповатое, юморное
«Ослиный огурец» означает
И сравненьем своим удивляет.
Если кто-то из вас в магазине
Купит яблоки и мандарины,
После спросит у продавца
Пять кило «ослиного огурца»,
То, наверное, у продавца
Исчезнет улыбка с лица:
- Где ослиные я вам возьму?
Может, быстро слетать на Луну?
Попросите лучше обычные,
Можно с грядки, а можно тепличные.
И тогда вы, не дуя и в ус,
Попросите взвесить арбуз!
Есть пословица: «Знание – сила»,
На примерах я вас убедила:
Изучать язык интересно,
Увлекательно и полезно!
Путешествие наше продолжая,
«Этимологический словарь» полистаем.
2) Командная игра «По страницам «Этимологического словаря»:
(Слайд №15)
Итак, мои маленькие друзья, проверим, насколько вы были внимательными во время нашего путешествия, а также попробуем присмотреться к самым знакомым словам и постараться раскрыть секреты их происхождения. А проверить свои знания готовы между собой две команды: 5-ого и 6-ого класса (по 6 человек с класса, остальные – зрители)
Слово командам для приветствия:
5 кл.: Вас приветствует команда «Всезнайки»
Наш девиз: Мы «Всезнайки» - пятый класс,
Вам покажем высший класс!
Русский язык на «пять» изучаем,
Грамотными стать желаем!
6 кл.: Вас приветствует команда «Любознайки»
Наш девиз: «Любознайки» любят знать,
На вопросы отвечать,
Любим русский изучать,
На уроках отвечать!
Какие у нас веселые и уверенные ребята собрались на игру! Игра покажет кто эрудированнее, кто смекалистее и быстрее. Итак, за правильный ответ команда будет получать 1 «ум». Да-да, не удивляйтесь. 1 правильный ответ будет равен 1 уму. Мне очень интересно: сколько ума сегодня наберет каждая команда? Девизом нашей игры возьмем пословицу: «Ум хорошо, а два – лучше». А я вам желаю и два, и три, и пять «умов» набрать. Ответы на вопросы задаю по очереди каждой команде, если команда не знает ответа, то слово передается для ответа другой команде.
1 страница словаря называется «В мире животных и растений»
(Слайд № 16):
Как по одной из версий переводится слово «кенгуру»? (1 версия: «мы этого не знаем», 2 версия: «четвероногое животное»)
Почему бабочки получили такое название? (бабочки – души умерших предков-бабушек)
Как переводится «ослиный огурец»? (арбуз)
Что общего между капитаном и капустой? («кап» - голова)
Почему у цветка мать-и-мачеха двойное название?
Какие названия растений и животных возникли по названию цвета - голубой? (голубика, голубь)
Это животное называется от общеславянского «прыгать»? (заяц)
Название этой маленькой птицы прямо говорит о её родине. (канарейка)
2 страница называется «Слова-родственники»:
(Слайд № 17):
(Звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?» «Ра-та-та», вносится чёрный ящик)
- Внимание: чёрный ящик! Капитаны команд, выбирают из ящика на ощупь предметы и получают слово-родственник, с которым этот предмет связан. Ваша задача - объяснить эту родственную связь. Потренируемся. Я достаю из чёрного ящика - усы и получаю слово «гусеница». В чём их родственная взаимосвязь? (Гусеница и усы, гусеница – это «волосатый червяк».)
Предмет | Слово |
апельсин | Китай |
мышь | мышцы |
лопата | лопух |
перец | пряник |
эскимо | эскимосы |
ветчина | ветеран |
Правильные ответы:
апельсин – переводится как «яблоко из Китая» (Чина),
связь объясняется сходством между сокращающейся мышцей и бегущей мышью, качаешь мышцу, а кажется, что под кожей вроде как мышка бегает;
лопата и лопух имеют общий корень, обозначающий «плоский, широкий конец предмета»;
происхождение слово «пряник» от слова «пряный», а слово «пряный» появилось от слова «перец», перец - это и есть пряность;
эскимо – это замороженное лакомство, а народы эскимосы едят замороженные продукты, это ассоциация и дала название лакомство с народом;
корень «вет» означает «старый», т.е. ветчина – это несколько дней назад приготовленное мясо, т.е. старое мясо; а ветеран – это старый человек;
Пока игроки обсуждают вопросы, мы поиграем со зрителями: у меня в руках – платок, а слово «платье»; предмет – носки, а слово «нос».
3 страница называется «О чём расскажет школьный портфель?»
(Слайд№18)
- К нам в гости пришёл ученик 1 -ого класса. Послушаем его.
Первоклассник:
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищали аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь, приятель наш.
Я учусь во первом классе, и каждый день ношу в своём портфеле школьные принадлежности. Я очень любопытный и хочу знать, почему альбом назвали альбомом, тетрадь – тетрадью. Что значит слово «пенал»? Объясните мне.
- Поможем? Доставай из своего портфеля по одному предмету и показывай, а мы постараемся вспомнить и объяснить.
Предметы: карандаш - (от тюрк. сл. кара – чёрный, и таш – камень, от чёрного камня руки пачкались и для них придумали «одёжду» - кожаную, металлическую, деревянную);
альбом - (греч. сл. альба – белый, т.е. белые листы);
азбука – (названо по первым буквам славян. алфавита – «аз» и «буки»);
резинка – ( резинка – от франц. сл. «резина», т.е. смола) ;
акварель – (лат.сл. «аква», т.е. вода = краски, разведенные водой)
тетрадь – ( греч .сл. «тетро», т.е. четыре = 4-ая часть листа. Попробуйте сложить лист пополам и ещё пополам, разрежьте эту книжицу и сшейте листы: тетрадь готова. В ней 4 листа, первые тетради были такими.)
пенал – ( лат сл. «пена», т.е. перо; коробочку для хранения перьев – пенал).
портфель – (франц. сл. «порте» - носить, «фель» - лист, т.е. в нём носят листы бумаги: тетради, книги, альбомы)
Ученик: А ещё я хочу знать, что значит слово «школа» и «каникулы».
(Школа – по-гречески «досуг», в Греции в свободное время мудрецы вели беседы с учениками о разных науках, позже стали преподавать чтение, письмо, счёт, музыку, поэзию.)
Доволен тем, что узнал? Теперь, наверно, будешь знать: что лежит в твоём портфеле и почему принадлежности так называются.
4 страничка называется «Знакомые незнакомцы»:
У нас сегодня в гостях необычные гости. Встречаем. (Под песню «Песня кота Базилио и лисы Алисы» из сказки «Приключения Буратино" входят Лиса и кот и исполняют танец)
Лиса Алиса: Здравствуйте, ребята, вы нас узнали? Мы пришли к вам не просто так, мы хотим с вами познакомиться. Как вы думаете, почему меня назвали «лисой»? Не знаете? Так вот послушайте: когда-то, в старину, был такой корень «лис», обозначающий желтоватый цвет. Из-за цвета моей шкурки я и стала «лисой».
- А кто из вас знает моё отчество? Правильно, Патрикеевна. А как вы думаете, в честь кого меня так «окрестили»? Не знаете? Вот послушайте:
700 лет назад жил новгородский князь Патрикей Нарумтович, отличившийся особой изворотливостью, хитростью. Имя Патрикей стало нарицательным. И я, отличающаяся хитростью и умом получила его в наследство от князя, вот и стала я Патрикеевна.
Кот: Теперь моя очередь, подвинься, лиса. А происхождение слова «кот», кто-нибудь знает? Название пришло из латинского языка и переводится, как «дикая кошка». Теперь я уже не дикий, а домашний, вернее, бездомный.
А ещё я хочу спросить у вас: какие фразеологизмы вы знаете со словом «кот»? (Ответы детей: кот наплакал, как кошка с собакой, кошки на душе скребут, купить кота в мешке) Молодцы, знаете вы фразеологизмы, я рад.
Лиса Алиса: Ну, все, Базилио, пойдем, пора нам. До скорой встречи, ребята.
5 страница называется «Что в имени тебе моём?» (Слайд №19)
Эта страница посвящёна тем словам, происхождение которых связано с именами собственными: фамилиями, именами людей, географическими названиями. Просмотрев изображение, нужно вспомнить слово, связанное с этим именем. Это было вашим домашним заданием.
Итак, внимание на экран:
(Слайд №20) Перед вами портрет И.И. Георги. Кто он? И какое слово может быть связано с этим именем? (Российский учёный-ботаник, разводивший новые сорта георгин) Георги – георгин;
(Слайд №21) Это Жан Нико - французский посол при португальском дворе. (Благодаря которому во Франции стали разводить табак. Отсюда и название – никотин.)
(Слайд №22) Это Персия. (Фрукты – персики = персидское яблоко завезли из этой страны)
(Слайд №23) Это Панама - республика в Центральной Америке.
(Головной убор – панама привезен из Панамы)
(Слайд №24) Это Хулигэн. Жил он в 18 в., близ Лондона, был содержателем постоялого двора. ( Хулигэн со своими братьями терроризировал всю округу. Буяны и драчуны так прославились, что фамилию их не забыли и стали использовать, как нарицательное имя для обозначения хулиганов.)
(Слайд №25) Это Эмиль Наган. Что он изобрел?(Имя бельгийского оружейника Нагана (Naguan), изобрёл наган)
3. Итог урока и игры. Награждение команд грамотами и сладкими призами.
- Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Вы успешно справились со всеми испытаниями. Каждый из вас внес в общую копилку команды свой «ум», и в ходе игры вы показали знания, эрудицию и набрали много «ума» в прямом и переносном значении.
Наше путешествие в эту необычную страну не завершается сегодняшним мероприятием, а будет продолжаться и дальше на уроках и кружковых занятиях.
- Подведем итоги игры. Капитаны команд, озвучьте количество набранного «ума» командой.
- Дорогие ребята, мы посвятили сегодняшнюю игру и совершили путешествие в науку лингвистику, а точнее, в раздел - этимологию.
(Слайд №26) Спасибо за игру. Помните: Знание – сила! Наука – это интересно!
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом
К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!
10