Конспект внеклассного мероприятия на тему «Наука — это интересно!»
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ: «НАУКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: игра.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Цель занятия: активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию учебной деятельности.
Задачи:
образовательные:
систематизировать знания обучающихся;
способствовать развитию познавательного интереса;
расширить кругозор обучающихся по дисциплине «Информатика», способствовать применению знаний по предмету в нестандартной ситуации;
воспитательные:
способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
способствовать повышению интереса к обучению, стремлению к расширению кругозора;
способствовать формированию чувства коллективизма и здорового соперничества;
способствовать воспитанию уважения друг к другу, доброжелательности, толерантности, чувства товарищества и сопереживания;
способствовать воспитанию упорства и настойчивости в достижении цели;
способствовать воспитанию инициативности и активности.
развивающие:
формировать навыки логического мышления;
способствовать повышению мотивации, достижению сознательного уровня усвоения материала обучающимися;
воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
развитие творческих и исследовательских качеств обучающихся.
Оборудование и программное обеспечение:
ПК преподавателя с установленным ПО Microsoft Office,медиапроектор;
мобильные телефоны и с установленным сканером QR кодов.
Ресурсы:
основные:
презентация «Наука - это интересно!»;
дополнительные:
раздаточный материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ежегодно 8 февраля отмечается День российской науки. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности.
История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд. На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако цель оставалась неизменной. Во времена Советского Союза ее переименовали в Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук, возродив звание высшего научного заведения. К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки», учитывая роль выдающихся открытий и труд великих умов человечества для развития государства и общества в целом.
Наша страна дала миру множество уникальных имен и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации. М. Ломоносов, К. Циолковский, И. Павлов, Д. Менделеев и многие выдающиеся ученые, перевернувшие мир своими достижениями. Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.
Сегодня мы предлагаем принять участие в игре «Наука – это интересно!», посвященной Дню российской науки.
Разбейтесь на команды, выберите название и капитана.
Капитаны, возьмите маршрутные листы. Вам предстоит вместе с командой пройти по станциям. На каждой вас ожидает зашифрованное в виде QR кода задание. Разгадайте его, зафиксируйте полученные баллы в маршрутном листе и возвращайтесь в точку старта для подведения итогов. Удачи!
https://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/den-rossijskoj-nauki/
https://videouroki.net/razrabotki/portretnaya-galereya-kabineta-informatiki.html
https://aif.ru/dosug/1846383
Приложение 1
Маршрутный лист
Название команды: _________________________________________________
Капитан команды: __________________________________________________
№ | Название станции | Баллы | Примечание | Подпись |
1. | Информатика в лицах |
|
|
|
2. | Информатика в вопросах |
|
|
|
3. | Информатика в терминах |
|
|
|
4. | Информатика в стихах |
|
|
|
5. | Информатика в шифрах |
|
|
|
Приложение 2
ИНФОРМАТИКА В ЛИЦАХ
Задание: по портретам назовите фамилии известных людей, внесших весомый вклад в развитие информатики как науки.
ЧТО ТАКОЕ QR-КОД:
QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
возьмите мобильный телефон с камерой;
запустите программу для сканирования кода;
наведите объектив камеры на код;
получите информацию.
Содержание: 21 портрет (Лейбниц, Лебедев, Глушков, Матюхин, Нейман, Брук, Буль, Шенон, Винер, Ершов, Энгельбард, Цузе, Лавлейс, Гейтс, Паскаль, Касперский, Аль Хорезми, Торвальдс, Беббидж, Джобс, Чебышев)
Источники:
https://videouroki.net/razrabotki/portretnaya-galereya-kabineta-informatiki.html
Приложение 3
ИНФОРМАТИКА В ВОПРОСАХ
Задание: ответьте на поставленные вопросы (ответ «да» запишите цифрой 1, ответ «нет» - цифрой 0).
Задание: ответьте на поставленные вопросы (ответ «да» запишите цифрой 1, ответ «нет» - цифрой 0).
Современные процессоры понимают команды своих предшественников
Отправленное по электронной почте письмо сразу попадает непосредственно адресату
Оперативная память служит для постоянного хранения программ и данных
Тактовая частота определяет число двоичных разрядов информации, обрабатываемых (или передаваемых) за один такт
Персональный компьютер выступает в роли рабочей станции при подключении к Интернет
Модем служит для превращения аналоговых сигналов в цифровые и обратно
Минимальная единица измерения количества информации составляет 1 байт
операционная система при удалении файла с диска уничтожает первый символ имени файла в каталоге
Расширение файла, как правило, характеризует тип данных, хранящихся в файле
Контроллеры - это электронные схемы, предназначенные для управления внешними устройствами
Ответ: 1000110111
Приложение 4
ИНФОРМАТИКА В ТЕРМИНАХ
Задание: прочтите характеристику объекта (явления, предмета) и назовите соответствующий ему термин.
Задание: прочтите характеристику объекта и назовите соответствующий ему термин.
Нетематические сообщения в интернет-форумах и чатах, зачастую занимающие большие объёмы.
Неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться.
Сообщения, присылаемые владельцам электронных почтовых ящиков от неизвестных людей или организаций, которым не давалось на это разрешения.
Сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения.
Избыточное цитирование, неоправданные вложенные цитаты.
Фальсификация.
Человек, использующий специальные программные коды для получения нечестных преимуществ перед игроками, играющими по правилам.
Автоматическое, полуавтоматическое или ручное размещение или отправка одного и того же сообщения, статьи, ссылки или темы, на адреса электронной почты, форумах, блогах, либо на иной формы сайтах или в публичных переписках, в том числе, и в режиме онлайнового общения.
Включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера.
Комбинация символов, характеризующая настроение.
Ответы:
Флуд
Флейм
Спам
Оффтоп
Оверквотинг
Фейк
Читер
Кросспостинг
Хотлинкинг
Смайл
Приложение 5
ИНФОРМАТИКА В СТИХАХ
Задание: напишите синквейн на любую тему дисциплины «Информатика».
Задание: напишите синквейн на любую тему дисциплины «Информатика».
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
1 строка:
записывается одно существительное, которое отражает тему синквейна.
2 строка:
пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка:
записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка:
размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризуется тема в целом, высказывается свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата, пословица или составленная фраза).
5 строка:
это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Пример
Компьютер!
Персональный, универсальный.
Обрабатывает, хранит, передает.
Универсальное устройство для работы с информацией!
ЭВМ!
Приложение 6
ИНФОРМАТИКА В ШИФРАХ
Задание: расшифруйте фразы.
ИНФОРМАТИКА В ШИФРАХ
Задание: расшифруйте фразы, приведенные ниже.
СПРАВКА
Шифр — это какая-либо система преобразования текста с секретом (ключом) для обеспечения секретности передаваемой информации.
1. Акростих — осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения.
Вот, например, стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
Юрий Нелединский-Мелецкий
2. Литорея — род шифрованного письма, употреблявшегося в древнерусской рукописной литературе. Бывает простая и мудрая. Простую называют тарабарской грамотой, она заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда в порядке:
употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены; так, например, токепот = котёнок и т. п.
Мудрая литорея предполагает более сложные правила подстановки.
3. Замена
Возможно, в детстве вы тоже его использовали. Ключ к шифру очень прост: каждая буква алфавита заменяется на последующую букву.
А заменяется на Б, Б заменяется на В и так далее. «ROT1» буквально означает «вращать на 1 букву вперёд по алфавиту». Фраза «Я люблю борщ» превратится в секретную фразу «А мявмя впсъ». Этот шифр предназначен для развлечения, его легко понять и расшифровать, даже если ключ используется в обратном направлении.
4. Перестановка
Во время Первой мировой войны конфиденциальные сообщения отправляли с помощью так называемых перестановочных шрифтов. В них буквы переставляются с использованием некоторых заданных правил или ключей.
Например, слова могут быть записаны в обратном направлении, так что фраза «мама мыла раму» превращается во фразу «амам алым умар». Другой перестановочный ключ заключается в перестановке каждой пары букв, так что предыдущее сообщение становится «ам ам ым ал ар ум».
Возможно, покажется, что сложные правила перестановки могут сделать эти шифры очень трудными. Однако многие зашифрованные сообщения могут быть расшифрованы с использованием анаграмм или современных компьютерных алгоритмов.
Диск с шифром Цезаря. Фото: mr.santak/commons.wikimedia.org
5. Сдвижной шифр Цезаря
Он состоит из 33 различных шифров, по одному на каждую букву алфавита (количество шифров меняется в зависимости от алфавита используемого языка). Человек должен был знать, какой шифр Юлия Цезаря использовать для того, чтобы расшифровать сообщение. Например, если используется шифр Ё, то А становится Ё, Б становится Ж, В становится З и так далее по алфавиту. Если используется шифр Ю, то А становится Ю, Б становится Я, В становится А и так далее. Данный алгоритм является основой для многих более сложных шифров, но сам по себе не обеспечивает надёжную защиту тайны сообщений, поскольку проверка 33-х различных ключей шифра займёт относительно небольшое время.
Ответ:
Блюдечко
Слоненку все надоело
Хорошая погода
Источник: https://aif.ru/dosug/1846383