Сценарий внеклассного мероприятия «Наука — это интересно!»
Сценарий внеклассного мероприятия «Наука – это интересно!»
Подготовила: Сомова Наталья Николаевна,
воспитатель
Описание: мероприятие будет интересно педагогам, работающим с детьми 6-7 лет.
Цель: расширить кругозор детей о научных профессиях, активизировать познавательную активность и интерес к изучению различных дисциплин.
Оборудование и материалы: костюм Знайки, костюм Незнайки, два белых халата, две медицинские шапочки, проектор, четыре стола, два электронных микроскопа.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (игровая ситуация для создания мотивации).
В группу вбегают сказочные персонажи Незнайка и Знайка и громко спорят.
Незнайка: А я говорю, что наука – это скучно!
Знайка: Ой, смотри, сколько ребят. Здравствуйте, ребята!
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Знайка: Ребята, вы знаете, кто такие учёные? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения. Они изучают окружающий нас мир, открывают для всего мира что-то новое).
Знайка: Как вы думаете, учёным быть интересно или нет?
Незнайка быстро отвечает: Конечно, нет!
Знайка: Ребята, вы согласны с Незнайкой? Почему?
Знайка: Чтобы разрешить наш спор, предлагаю отправиться в Наукоград и самим убедиться интересно быть учёным или нет. Вставайте парами и отправляемся в путь.
Все идут в музыкальный зал.
2. Основная часть. (в музыкальном зале чуть дальше от входа стоят сдвинутые два стола и в конце зала тоже пара столов, за первой и в второй парами столов сидят по одному взрослому в белых халатах, медицинских шапочках и что-то рассматривают в микроскопы)
Знайка, Незнайка и дети входят в музыкальный зал.
Незнайка: Смотрите, доктор!
Знайка: Это учёный. Учёные изучают живую и неживую природу. В науке есть много профессий, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся в Наукограде.
Учёный встаёт и подходит к гостям.
Учёный: Здравствуйте! Я – энтомолог. Вы знаете, что изучают энтомологи?
Если дети скажут правильный ответ, то учёный говорит: «Да, действительно так. Я покажу вам, как мы работает». Если никто из детей не знает, то учёный говорит: «Я покажу вам, как мы работаем, и вы сразу догадаетесь, что мы изучаем».
Учёный: Посмотрите. Как вы думаете, что это? (электронный микроскоп) Зачем он нужен?
Ответы детей.
Учёный: Посмотрите на экран. Что это?
Фото выводится на экран с помощью проектора. (см.приложение 1, примечание – из личного архива)
Ребята: Это какое-то насекомое.
Учёный: Да, это комар. Что вы знаете о комарах?
Ответы детей.
Учёный: Все вы слышали, как пищат комары? А как у них получается пищать?
Предположения детей.
Учёный: Оказывается, комары издают пищащий звук с помощью крыльев. Писк, который вы слышите при приближении вредителя – это результат быстрого взмаха крыльями. Комар взмахивает крыльями от 300 до 600 раз в секунду.
Учёный: Как вы думаете, почему комары не любят высоту?
Предположения детей.
Учёный: На высоте есть риск быть съеденным птицами. А еще – там холодно. При температуре ниже 12°С эти насекомые не летают и не кусают. Поэтому они не поднимаются выше 35 метров, а значит на верхних этажах высоток и в горах их нет.
Учёный: Вы когда-нибудь видели глаза комара? Смотрите я вам покажу.
Фото выводится на экран с помощью проектора. Приложение 21.
Учёный: У комаров плохой слух, но отличное зрение – в темноте они видят впереди себя на полтора метра.
Незнайка: Зачем, вообще, вы изучаете этих противных кусачих насекомых? От них один вред. Да, ребята?
Ответы детей.
Учёный: Комары, конечно, доставляют массу неудобств, но они - важная часть экосистемы. Ими питаются стрекозы, лягушки, птицы и рыбы. Они участвуют в процессе опыления растений. Не будь комаров, кто знает, были ли деревья такими большими? И, вообще, существовал бы мир таким, каким мы видим его сейчас.
Незнайка: А-а-а. Я этого не знал.
Учёный: Мы изучаем не только комаров. Посмотрите. Как вы думаете, что это?
Фото выводится на экран с помощью проектора. Приложение 32.
Предположения детей.
Учёный: Вот ещё. Что же это?
Фото выводится на экран с помощью проектора. Приложение 43.
Незнайка: Я, я знаю. Это выложили из лепестков цветов. Красота…
Знайка: Очень похоже. Но я думаю, что это крылья бабочек под микроскопом.
Учёный: Да, Знайка, совершенно верно. Хрупкие, тоненькие крылышки бабочек покрыты крошечными перекрывающимися чешуйками.
Учёный: А вы знаете? Как появляются бабочки?
Ответы детей.
Учёный: Бабочки откладывают яйца, из них появляются гусеницы, потом они превращаются в куколок и только после этого появляется бабочка.
Учёный: Смотрите, я вам покажу, как гусеница превращается в прекрасную и красивую бабочку.
Просмотр видеоролика.
Учёный: Ребята, так что же изучают энтомологи?
Ответы детей.
Учёный: Мы изучаем поведение, привычки насекомых, а также связь насекомых с людьми, другими живыми организмами и окружающей средой.
Учёный: А сейчас я с вами прощаюсь, мне нужно работать.
Гости прощаются и идут дальше.
Учёный садится за стол и делает вид, что рассматривает что-то с помощью микроскопа и делает записи в блокноте.
Незнайка: Как интересно! Хочу быть энтомологом.
Знайка: Незнайка, в науке есть много специальностей. Вот смотрите, ещё учёный.
За столом сидит другой учёный и что-то рассматривает с помощью микроскопа. Все подходят и здороваются.
Незнайка: Я знаю – вы энтомолог. Угадал?
Учёный: Нет. Я не изучаю насекомых.
Незнайка: Тогда, что же Вы там рассматриваете?
Учёный: Посмотрите сами.
Фото выводится на экран с помощью проектора. Приложение 5 (примечание – личного архива).
Предположения детей.
Незнайка: Я знаю – Вы астроном, а это Марс.
Знайка: Незнайка, ну как можно Марс рассмотреть с помощью микроскопа.
Незнайка: А с помощью чего же?
Знайка: Ребята, помогите Незнайке.
Ответы детей.
Учёный: Действительно, для рассматривания других планет нужен мощный телескоп. Вот такой.
Фото выводится на экран с помощью проектора. Приложение 64.
Незнайка: Интересно. Всё решил: буду астрономом. Буду в телескоп смотреть, звёзды изучать. Марс увижу.
Незнайка: Ой, постойте, а что же Вы нам показывали, если не Марс?
Учёный: А это мякоть красного винограда. Хотите ещё попробовать угадать, что на фото?
Фото выводятся на экран с помощью проектора (мякоть сливы, тонкий срез чеснока, мякоть огурца). Приложение 7 (примечание – личного архива).
Знайка: Удивительно!
Знайка: Ребята, вы догадались, что изучает этот учёный?
Ответы детей.
Незнайка: Растения, а чего их изучать-то? Цветами любуйся, фрукты и овощи ешь – вот и вся наука.
Учёный: На первый взгляд, так и есть. Например, вы любите чёрную смородину.
Учёный: Эти ягоды богаты витаминами и очень полезны. А вот посмотрите на эти ягоды.
Фото выводятся на экран с помощью проектора. Приложение 85.
Незнайка: Какие красивые, так бы и съел.
Учёный: Ребята, вы знаете, что это за ягоды?
Ответы детей.
Учёный: Конечно, это ядовитые ягоды. Их есть нельзя.
Незнайка: Хорошо, что они у нас только на картинке.
Учёный: Среди растений, грибов и водорослей есть полезные и опасные для человека. Есть растения, из которых делают лекарства. Наука, которая изучает растения, грибы и водоросли, называется ботаника. Мы изучаем жизнь растений, их место и роль в природе, полезные свойства, влияние на человека.
Незнайка: Как интересно! Решил, буду ботаником.
Знайка: Ребята, учёному надо работать, а нам пора возвращаться в нашу группу.
3. Заключительная часть.
Знайка: Ну что, Незнайка, так наука – это интересно или нет?
Незнайка: Очень интересно.
Знайка: А вы ребята, как думаете?
Ответы детей.
Незнайка: Это ведь не все научные профессии?
Знайка: Конечно, научных профессий очень много. Например, вы знаете кто изучает птиц? (Орнитолог) Кто изучает океан? (Океанолог ) Кто изучает вулканы? (Вулканолог)
Знайка: Незнайка, а что же ты загрустил?
Незнайка: Я хочу заниматься наукой, но не знаю, какую научную профессию выбрать, ведь мир вокруг нас такой интересный.
Знайка: Ребята, как же быть Незнайке?
Ответы детей.
Знайка: Да, ребята, сначала нужно пойти в школу, прилежно учиться, старательно изучать разные предметы, и тогда ты, Незнайка, и вы, ребята, поймёте, что вам больше всего интересно. Перед вами открыт весь мир, всё зависит только от вас самих.
Список информационных источников
Интернет-ресурсы:
20 фактов о комарах, о которых вы, возможно, не знали. https://zen.yandex.ru/media/geradez/20-faktov-o-komarah-o-kotoryh-vy-vozmojno-ne-znali-5c1313254d027e00a966ed46Рама Никола. Нашествие комаров. http://rahme.blogspot.com/2010/06/szunyoginvazio.html
Сообщество насекомых — фотоконкурс от Nikon. http://mirvkartinkah.ru/soobshhestvo-nasekomyx-fotokonkurs-nikon.html
Всё о тропических бабочках. https://pro-babochek.ru/cheshuekrylye
Фотографии Крыма. https://prostorikrima.ru/photos?page=50
Ядовитые и съедобные лесные ягоды: как научить ребенка различать? https://s-logos.ru/uhod/yadovitye-i-sedobnye-lesnye-yagody-kak-nauchit-rebenka-razlichat.html
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
2 Сообщество насекомых — фотоконкурс от Nikon. http://mirvkartinkah.ru/soobshhestvo-nasekomyx-fotokonkurs-nikon.html
3 Сообщество насекомых — фотоконкурс от Nikon. http://mirvkartinkah.ru/soobshhestvo-nasekomyx-fotokonkurs-nikon.html
4 Фотографии Крыма. https://prostorikrima.ru/photos?page=50
5 Ядовитые и съедобные лесные ягоды: как научить ребенка различать? https://s-logos.ru/uhod/yadovitye-i-sedobnye-lesnye-yagody-kak-nauchit-rebenka-razlichat.html
Панов Егор Игоревич
Сомова Наталья Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сомова Наталья Николаевна
Фролова Елена Николаевна
Сомова Наталья Николаевна
Андреева Светлана Александровна