Внеклассное мероприятие: "Охранять природу – значит охранять Родину!"
Внеклассное мероприятие:
"Охранять природу – значит охранять Родину!"
Пояснительная записка
Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок-
и сразу же приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Актуальность работы состоит в том, что первоочередная задача каждого жителя нашей страны - это формирование бережного отношения к природе родного края. Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Процесс экологического воспитания нужно начинать с раннего детства и тогда новое поколение будет экологически грамотным, здоровым физически, личностно, интеллектуально и духовно. Часто дети испытывают чувство беспомощности, когда они сталкиваются с проблемами загрязнения окружающей среды, на которые они никак не могут повлиять, поэтому развитие представлений о взаимосвязи человека с природой остается актуальной. Важно помнить, что заботясь об окружающей среде, тем более о таком богатстве как лес, человек заботится в том числе и о себе, и о своем завтрашнем дне, и о будущем следующих за нами поколений...
Новизна заключается в определении актуальности проблемы, стоящей перед детьми, в обогащении жизненного опыта в связи с окружающим миром, развитием речевой, познавательной, экспериментальной деятельности. Новизна также заключается в использовании ИКТ и применении эффективных технологий, которые способствуют приобретению дополнительных знаний по лесоводству, развитию личности ребенка и его творческого потенциала и обеспечивают усвоение большого объема информации.
Разработка адресована для обучающихся 10 - 12 лет. В этом возрасте ученики обладают эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, нестандартным мышлением, у них активно развиваются интеллектуальные способности, закладываются основы природоохранительной деятельности.
Разработка составлена с учетом особенностей психологического развития и уровня подготовки детей с опорой на жизненный опыт учащихся, связь с жизнью. Определены структура урока, содержание, методы преподавания и обучения для каждой составной части урока. Подобраны наиболее рациональные методы и примеры обучения на каждом этапе, неразрывность образовательных и воспитательных задач. Это занятие должно помочь детям задуматься над тем, что происходит с предметами, которые они выбрасывают, и понять, что мусор так просто не исчезает. В ходе игры смоделированы жизненные ситуации, которые способствуют формированию экологически грамотной позиции по отношению к проблеме бытового мусора.
Методы и приемы:
Проблемно- -поисковой, объяснительно-иллюстративный методы.
Игровые приемы, физминутка, рефлексия, метод мозгового штурма.
При составлении плана были отражены следующие принципы обучения:
Принцип научности и доступности;
Принцип систематичности и последовательности обучения;
Принцип сознательности, активности и самостоятельности;
Принцип прочного усвоения знаний, умений и навыков;
Принцип учета индивидуальных способностей в коллективной учебной работе с обучающимися.
При составлении разработки предусмотрены следующие требования:
Использование технических средств обучения;
Методическая направленность;
Структурное построение урока;
Научность содержания;
Выбор наиболее рациональных методов и примеров обучения на каждом этапе;
Сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Разработка адресована для обучающихся 10 - 12 лет
Цель:
Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Задачи:
-Актуализация внимания детей к проблеме загрязнения леса, формирование экологической культуры.
-Систематизация знаний детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых отходов;
- Создание условий для экологического воспитания школьников;
-Формирование у детей экологически грамотной позиции по отношению к проблеме бытового мусора.
Ожидаемые результаты:
Осознание ответственности за свои поступки;
Практическое применение полученных знаний;
Бережное отношение к окружающей природе;
Формирование бережного отношения к природе и природным объектам, развитие навыков применения полученных знаний на практике.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;
применять на практике полученные знания;
знать особенности живой и неживой природы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;
умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;
работа с дополнительными источниками информации;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
развивать навыки самооценки;
применять эффективные способы решения познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;
уметь планировать совместную деятельность;
развивать навыки сотрудничества;
развивать самостоятельность;
Личностные результаты:
воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувства сопереживания и любви к природе родного края.
Сценарий занятия
I. Организационная часть. Введение в урок.
Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас видеть, давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, желаю чтобы вы узнали много нового и интересного.
II. Актуализация базовых знаний
Одной из актуальных проблем современности является охрана окружающей среды.
Замечательный писатель, большой знаток природы М. М. Пришвин писал:
…"Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину".
Наверное, нет на Земле такого человека, который не знал бы простой истины: природа — это наш родной дом. От того, что с ней происходит, во многом зависит и будущее всего человечества.
III. Работа по теме урока.
Одной из проблем, приносящей огромный вред нашей природе является мусор. Год от года увеличивается количество свалок в лесу. Самостоятельно справиться с таким загрязнением лесу не под силу. Изделия из пластмассы, стекла, упаковки от чипсов и другой мусор будут лежать в лесу несколько сотен лет! Мусор — причина, по которой в атмосферу попадают опасные химические вещества, вредные для здоровья человека и для окружающей среды. Проблему загрязненных лесов необходимо решать, иначе пострадают люди, животный и растительный мир.
Попадая на свалку, мусор начинает разлагаться. У разных материалов свой срок полного разложения.
Наиболее опасным являются некоторые виды пластмасс. Пластиковые бутылки разлагаются до 500 лет. Жечь их нельзя, они не горят, а плавятся, испаряя токсины и яды, опасные для людей и зверей. Полиэтиленовым пакетам, пластиковым стаканчикам требуется до 200 лет на окончательное разложение.
Газеты, обычная бумага перерабатываются за 2 месяца. Несколько дольше – до 4 месяцев будет разлагаться картон. Офисная бумага — 2 года. Сама бумага безвредна для окружающей среды, но краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. А вы знаете, что бумагу изготавливают из древесины. Вы можете сохранить деревья от вырубки, сдавая на макулатуру старые газеты, журналы, книги, не имеющие ценности. Ученики нашей школы помогают сберечь деревья: ежегодно участвуют в сборе макулатуры.
Стекло - долговечный материал. Опасным является битое стекло, которым могут пораниться люди и животные. Стекло может фокусировать солнечные лучи и вызвать пожары. Оно может пролежать в земле тысячи лет. Только вдумайтесь: тысячелетие!
Каждый раз, выбрасывая мусор в лесу, задумайтесь над этими цифрами.
А знаете ли вы, что...
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров;
...что в мире каждую секунду выбрасываются около 1500 пластиковых бутылок из-под воды.
...что, выбрасывая бумажные отходы на свалку, а не отправляя их на утилизацию, вы принимаете прямое участие в вырубке лесов, необходимых для сохранения экосистемы;
Как вы видите, лесу требуется срочная помощь!
Что можете сделать вы для охраны природы?
1. Чтобы сохранить чистоту лесов, нужно соблюдать правила поведения в лесу, не мусорить, всегда брать с собой пакеты, в которые можно собрать отходы;
2. Создавать группы волонтёров для организации «субботников» и «зеленых патрулей», которые будут следить за порядком в лесу;
3. Проводить профилактическую работу с населением;
4. Устраивать экологические акции "Чистый лес!»;
5. Создавать агитационные плакаты и листовки о вреде мусора и загрязнения окружающей среды;
Вопросы охраны природы были актуальны во все времена. Сберечь природу для последующих поколений – наша первостепенная задача.
Валентин Берестов писал:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Задумайтесь над словами: …Кто, если не мы? Когда, если не сейчас?
На планете нашей голубой,
Есть место, где мы живем с тобой,
Родина моя – Иркутская земля
Будем мы всегда беречь тебя.
Проблема загрязнения лесов мусором существует в каждом городе и селе.
- А как вы считаете, как правильнее использовать его?
Вывод: Правильный путь решения: сортировка и переработка мусора.
Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его — мусор из разного материала собирают в разные контейнеры.
— А для чего они это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе.) Рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно – автоматов таких нет, а люди работают очень медленно, да и вредно это для их здоровья. Поэтому
сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают.
IV. Закрепление изученных способов действий.
Игра «Сортировщик".
Правила игры:
Учащиеся образуют 3 команды. Каждой группе дается конверт, в котором карточки с изображениями различных предметов и мусорных контейнеров.
Задание: рассортируйте мусор по определенным контейнерам, в зависимости от типа материала.Побеждает та команда, которая быстро и правильно рассортировала мусор.
Образцы мусора:
пластиковая бутылка,
баночки из-под йогурта,
3 стеклянных пузырька,
сломанная шариковая ручка,
целлофановые пакеты,
конфетные фантики,
коробка из-под обуви,
бутылочки из-под газированной воды,
стеклянная бутылка из-под минеральной воды,
журналы,
газеты,
книги, не представляющие ценность.
Будьте внимательны, прежде, чем сортировать мусор, рассмотрите контейнеры.
1 контейнер (синий) - для отходов из стекла;
2 контейнер (желтый)- предметы из пластика и полиэтилена;
3 контейнер (зеленый) - изделия из картона и бумаги.
Посмотрим, что у вас получилось, как вы справились с заданием.
- Давайте с вами посмотрим, правильно ли ребята рассортировали мусор.
1 контейнер.
Рассмотрим 1 контейнер. В нём бумага, газеты, журналы, книги, не представляющие ценность, их можно переработать, используя в виде макулатуры, всё это продукты вторичной переработки.
2 контейнер.
- Рассмотрим второй контейнер, в нём стеклянные предметы. Что можно использовать многократно? Да, стеклянные банки можно использовать дома, если они в хорошем состоянии.
- А что мы сделаем с бутылочками? Можно сдать в пункты приема.
3 контейнер.
Третий контейнер с пластиком: бутылки из под соков, газированных напитков, баночки из под йогурта.
- Можно сжигать их?
- Нет, сжигать пластик нельзя, т.к. он выделяет опасное ядовитое вещество – диоксин.
Как его применить?
- Можно применить пластик в домашних условия для рассады.
-У нас в Иркутской области, в городе Ангарске, появилось предприятие, перерабатывающее пластик, в Иркутске есть пункт приемки пластика.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
1. Мозговой штурм: Проблемы отходов.
- Какие способы решения проблемы отходов вы узнали?
Сортировка мусора в разные контейнеры;
Пункты приема стеклотары, пластиковых бутылок, макулатуры;
Переработка и вторичное использование.
Вывод: Оказывается даже мусор можно использовать на благо человека, если его сортировать и перерабатывать. Переработанный пластик найдется практически в любом доме и на работе. Например, дыроколы, линейки, ручки — все это может быть изготовлено из вторсырья.
-Простая пластиковая бутылка может превратиться в ручку или футболку; в красивую мебель или даже в велосипед! Из макулатуры после переработки получают туалетную бумагу, картонные коробки.
2.Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
3. Викторина: «Отгадай-ка».
Предлагаю отгадать загадки:
На траве устроив пир,
Фрукты, хлеб съедим и сыр.
Время проведем со вкусом,
Уберем с полянки …(мусор).
Мусор мы в контейнер носим,
Ну а он потом увозит,
То, что люди принесли,
Отвезет он все в утиль.
(Мусоровоз)
Есть из пластика, стекла,
Формой отличаются,
Но практически везде,
Тара та встречается!
(Бутылка)
Эта штучка хоть мала, но энергии полна.
Оживляет механизмы лишь присутствием она.
(Батарейка)
VI. Тест «Устами младенца»
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Ответ: пластмасса.)
2. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.
(Ответ: бумага.)
3. Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Ответ: стекло.)
VII. Экологическая игра «Правила поведения в лесу».
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Если вы считаете, что этот поступок хороший, вы говорите: «Да», если плохой: «Нет, это вредный совет».
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
В лесу мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Птичьи гнёзда в лесу всегда я разоряю (Нет)
В лесу, на природе шум я поднимаю(Нет, это вредный совет).
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет, это вредный совет)
Если я конфету съем, подберу бумажку? (Да)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет, это вредный совет)
Сломанную ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Вывод: Молодцы, ребята. Вы знаете, как правильно относиться к природе.
Лес и его обитатели нуждаются в вашей защите. Давайте соблюдать правила поведения в природе!
VIII. Подведение итогов:
- Помните, чисто не там, где убирают. А где не мусорят. Вы не одни
на земле. Рядом живут птицы, звери, насекомые…, которые страдают от необдуманных ваших действий.
- Мы хорошо поработали. Думаю, все знания вам пригодятся в жизни, и вы будете делать всё, чтобы наша планета дышала чистым воздухом, чтобы природа имела свой первозданный вид, а не покрывалась горами мусора. Никогда не забывайте, Природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой знакомый и родной.
И вдруг шепнула, я не солгу.
Тебя – Земля я СБЕРЕГУ.
Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами узнали много нового. А сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими впечатлениями от занятия, для этого я предлагаю вам закончить одну из фраз:
-На занятии я узнал…
-Мне очень понравилось…
-После занятия я буду…
-С сегодняшнего дня я…
Всем спасибо. До новых встреч.
Список использованных источников:
1. https://www.kp.ru/guide/sokhranenie-okruzhajushchei-sredy.html.
2/Статья: Проблема сохранения окружающей среды, или Как сберечь природу?
3/ А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008.
4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
5. Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.