Детский квест «Филологический недельный марафон»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку сценария «Детский квест»
Филологический КВЕСТ для учащихся 9 классов
Ромах Наталья Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
КГБОУ Бийский лицей-интернат
Алтайский край
Пояснительная записка
Квесты – популярный вид интеллектуальной игры, нова форма подачи материала. Квест – филологический, напоминает зарницу, следование по маршрутному листу с выполнением интеллектуальных задач. Данный детский квест рассчитан на учащихся 9 классов по содержательной программе, по сути можно взять его за основу, а наполнить своим содержанием на любую аудиторию.
Время прохождении квеста – рабочая пятидневная неделя с заключительным мероприятием в конце.
Образовательные цели квеста:
1) закрепление программного материала по русскому языку;
2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;
3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;
4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;
5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
6) воспитание интереса к чтению книг , формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
7) развитие индивидуальных способностей учащихся;
8) воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.
Аудитория: 9 классы (лучше, если есть параллель 9 классов, если нет, то можно привлечь и 10-классников)
Предмет: словесность (русский и литература)
Программа детского квеста «Филологический марафон» для 9 классов.
В день 1 (понедельник) всем учащимся объявляется о начале филологического квеста, рассказывается о его сути, о задачах, о самой программе, раздаются путевые листы, в которые потом будут вписываться, вклеиваться баллы за каждое задание.
День 1. ДЕНЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
На стене в кабинетах словесности расклеены ватманы и лежат маркеры и ручки. Посередине ватмана написана общая тема. Это могут быть: ЕДА, ЧИСЛА, ЧАСТИ ТЕЛА, ПОСУДА, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ и т.д.. В каждом кабинете по ватману с разной темой. ВСЕМ учащимся объявляется, что в течение дня (на переменках), они должны записывать на эти ватманы фразеологизмы, в которых есть слова из нужной категории, например, кот наплакал – в категорию домашних животных, и обязательно эти Фразеологизмы подписывать фамилией и номером класса. Разрешается пользоваться словарями. Важно не повторяться!!! То есть читаем, что уже есть и записываем НОВОЕ! В конце дня подсчитываются итоги класса и выявляется один знаток ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
Задание, с которым дети переходят на следующий уровень, то есть на ДЕНЬ 2 – составить брошюру для учащихся 5-6 классов, в которой очень доступно, красочно, ярко и понятно объясняется значение 2-3 фразеологизмов. Оцениваться будут креативность, доступность, творческий подход. Данные брошюры (1 от класса) учащиеся сдают организатору в начале следующего дня. И он дает им задание
ДЕНЬ 2. ДЕНЬ ТЕКСТА
В этот день ребятам дается серьезное задание по работе с текстом (добавляется цель – подготовка к ОГЭ и умение распределять в группе задания)
Анализ текста
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Проведите текстоведческий анализ (тема текста, основная мысль, тип речи, средства связи предложений и частей текста, стиль речи, языковые средства выразительности). Объясните заглавие текста.
Проведите языковой анализ текста:
Дайте орфоэпический комментарий к выделенным словам.
Найдите в тексте сложные слова, разберите их по составу и объясните, как они образованы.
Объясните лексические значения слов генетик, ДНК, койот, симбиоз. Проверьте себя по толковым словарям.
Проведите морфемный разбор всех причастий и деепричастий.
Составьте схемы СПП
.Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста:
Установите, какие орфографические правила иллюстрируют слова со скобками. Объясните правописание этих слов.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях второго абзаца.
Нарисовать иллюстрацию к данному отрывку
Так кто кого приручил?
Долгое время сч_талось что человек начал пр_ручать волка около 14 000 лет назад. Эту дату подтв_рждали арх_ологические н_ходки. Верный друг человека помогал на охоте и охр_нял от хищных зверей и иноплеме(н, нн)иков.
Однако в последнее время г_нетики все чаще сомн_ваю(тся, ться) в указа(н, нн)ой дате. Большой интерес вызвало г_нетическое и(с, сс)ледование которое провели з_ологи К_лифорнийского ун_верситета ср_внив ДНК волков ш_калов койотов и собак различных пород. Однозначно было доказа(н, нн)о что все собаки происход_т от волка. Еще уд_вительнее был другой результат. Ок_залось что отн_шения человека и волка начались
более ста тысяч лет назад. Име(н, нн)о тогда и по_вился Homo sapiens. Тогда по мнению ученых волк и пр_вр_тился в собаку. Внешне он вряд(ли) изм_нился. Име(н, нн)о этим можно об_яснить (по)чему арх_ологи (не, ни)находят кости собак относящ_еся к той д_лекой эпохе. Постепе(н, нн)о человек перешел к оседлому обр_зу жизни и изм_нились треб_вания к ч_твероногому помощнику. В нем перестали вид_ть лишь охотника. Вот тогда(то) и начал меняться обл_к волка-собаки. Прежде люди отб_рали в основном щ_нков которые были наделе(н, нн)ы волч(?)ей статью. Они лучше всего годились для охоты за диким звер(?)ем тогда как ж_вотные слабые ни_корослые быстро гибли на охоте.
По мнению других б_ологов еще (не, ни)ясно даже кто кого пр_ручил. Сто тысяч(?) лет назад человеку еще (не, ни)хв_тило бы ума уд_ржать возле себя такого смышле(н, нн)ого зверя как волк.
Волк (не, ни)стал к_нкурентом человека. (На)оборот волк и человек начали загонять добычу (в)месте а потом делить ее. Так обр_зовался уд_вительный симбиоз двух ловких и хитрых охотн_ков.
(По А. Лазареву)
Задание с которым дети уходят домой, и с которым переходят на следующий этап – расшифровать зашифрованный текст.
Тут по вариантам. 1.Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:
2 вариант шифровки текста: Пишете задание задом наперед:
каждое слово:
Етищи далк доп йонсос
или все предложение, или даже абзац:
етсем морком момас в - акзаксдоп яащюуделС. итуп монрев ан ыВ
3 вариант: Следующая буква.
Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А , по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв :).
ШКАФ = ЩЛБХ
Расшифрованные тексты сдаются на следующий день учителю-организатору.
ДЕНЬ 3 - ДЕНЬ ВЫСОКОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В этот день мы вспоминаем классицизм, поэтому и задание будет связано с одами.
Развешены по стенам отрывки из од, надо найти эти отрывки и назвать Оду, автора, и кому она посвящается. Учащимся говорится общее количество отрывков и оговаривается примерное местоположение отрывков.
Задание, с которым дети переходят на след.этап – написать оду лицею (школе). На след.день оды сдаются в письменном виде учителю-организатору и учатся наизусть для заключительного этапа.
День 4 – день шарад.
Девятиклассники еще дети, и подурачиться очень любят, поэтому шарады просто обожают. День шарад. Тут могут быть и головоломки филологические, и ребусы, и, конечно, сами шарады. В путевые листы каждый класс вписывает правильные ответы, а, выполненную шараду, сдает учителю. Здесь и скорость выполнения и правильность. Я предлагаю развешать шарады на «шарадосушку» (натягивается нитка, и прищепками прилепляется картинка с шарадой) в каждом кабинете словесности.
Задание для перехода на след.уровень – подготовить инсценировку любой сцены (можно усложнить и дать определенные сцены) из пьес, которые изучаются в курсе 8-9 классов с обязательным заданием: современную трактовку!!!!! Современность и актуальность наложить на тексты 18-19 века.
ДЕНЬ 5 – Стихотворный. Он же заключительный.
В течение дня учащиеся ходят по индивидуальным (для каждого класса свой) путевым листам, в которых написаны фамилия и имена учителей. Учителя заранее подготовлены. Учителя читают (желательно наизусть) отрывки из произведений, за курс 8-9 классов +дополнительной литературы. Задача верно угадать произведение и назвать автора (1 балл за название +1 балл за автора). Ответственные учителя и выставляют тут же баллы за задание в путевые листы.
Заключительная часть:
После уроков все участники собираются в актовом зале. Все путевые листы сдаются учителю-организатору.
1 конкурс – инсценировка
2 конкурс – чтение написанных од
3 награждение .
Между конкурсами и награждением учащихся можно развлечь номером танца или исполнением песни, для времени подведения итогов.
Награждение: грамотами победившие классы, и отдельных учащихся:
- знаток фразеологизмов
- знаток стихотворений
- самый нестандартный ум (разгадыватель шарад, кроссвордов, анаграмм)
- лучший чтец од
- талантливый актер
Памятное фото и памятные подарки приветствуются.