Внеклассное мероприятие по дисциплине по русскому языку «Знатоки фразеологизмов»

5
0
Материал опубликован 22 February 2023 в группе

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»

























Методическая разработка.

внеклассного мероприятия по дисциплине «Русский язык»

«Знатоки фразеологизмов».



Преподаватель: Демина С.В.













2023, февраль





Аннотация.

Методическая разработка .внеклассного мероприятия по дисциплине «Русский язык содержит занимательный материал по «Фразеологии.

Фразеологические обороты есть в каждом языке, они связаны с культурными традициями и обычаями народа, с его историей.

Большинство фразеологических оборотов сохранилось в русском языке с древних времён (например, бить баклуши, мерить на свой аршин, начать с азов и др.), однако и в наше время, прямо у нас на глазах рождаются новые (например, держать руку на пульсе, звёздный час, перекрыть кислород, разбор полётов и др.). Изучение фразеологии помогает нам глубже понять характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: мастер на все руки - одобрение трудолюбивого и умелого человека; бить баклуши – осуждение безделья.

Изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа – языкотворца,

и не случайно с таким вниманием изучали её А.П.Чехов, В.М.Шукшин

и другие русские писатели, которые видели во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

Упражнения, которые представлены в этой разработке, могут быть использованы учителем во время проведения уроков, внеклассных мероприятий, классных часов.

























Внеклассное мероприятие .

Конкурс на лучшего знатока фразеологизмов.

Цель: расширить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».



1 –ое задание.Из стихотворения выпишите все фразеологизмы.

Полночи не смыкая глаз,

Писала этот вздор для вас.

Как Вам не знать, какие это муки-

В конце семестра грызть гранит науки.

Экзамен уж не за горой,

А мы пока не в зуб ногой.

Пора уже за ум бы взяться,

Чтоб в дураках нам не остаться.

Лапшу не буду вешать Вам на уши:

Довольно часто били мы баклуши.

Теперь быка мы взяли за рога,

И пусть студента ноша нелегка,

Мы даже самый каверзный урок

Как пить дать, знаем на зубок.

Да и куратор-то любимый наш

Все группы взял под патронаж.

Работаем не покладая рук,

Но «тройки» ставит нам физрук.

И ФГМ – больной вопрос,

Но вешать мы не станем нос.

Ребята наши – хоть куда,

Лицом в грязь не ударят никогда.

И хоть порой всё через пень - колоду,

Но друг за друга мы в огонь и в воду,

В беде друг друга мы не бросим,

И от лица всей группы просим:

Уж кругом голова идёт,

Прошу, поставьте нам зачёт.



2 –ое задание..Назовите фразеологизм по его толкованию:

а) Крайне важный, совсем необычный, особенный –

б) По внешнему виду сразу не разберёшь, кто это –

в) Объединены чем-либо общим, неразрывным –

г) Умеет хорошо говорить –

д) Слушает с увлечением, с доверчивостью –

3.В составе каких фразеологизмов употребляются эти слова?

Животрепещущий, бразды, кануть, вдребезги, заклятый.



4.Записать фразеологизмы со словом рука.



5.Найдите и выпишите исконно-русские фразеологизмы:

Хоть кол на голове теши; исчадие ада; ахиллесова пята; попасть впросак,

Попал как кур в ощип; без году неделя; синий чулок; овчинка выделки не стоит; во время оно; зубы заговаривать; играть первую скрипку; еле – еле душа в теле.



6.Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары

Ни зги не видно –

До седьмого пота –

Как кошка с собакой –

Держать язык за зубами –

Слова не вытянешь –



7.Вставьте фразеологизм в предложения. Слова для справок: кровь с молоком, след простыл, словами не бросается; верчусь как белка в колесе; как с гуся вода.

а) Я образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне, … много работаю, но всегда без гроша. А. П. Чехов «О любви».

б) У неё умный сын, … если он говорит, что немцев побьют, значит он знает. И. Эренбург. «Буря».

в) Бывало, только зазеваешься, а их уж и … как будто растворились

среди белых камней. (Ф. Искандер).

г) Видно, тебе, мой батюшка, всё …иной бы с горя исчах, а тебя ешё

разнесло. (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо».)

д) Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный …с розовыми губами и с усиками, и очень щеголевато одетый. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)



8.Допишите разговорно-бытовые фразеологизмы:

а) Голова …

б) Пугало …

в) Расхлёбывать …

г) Кожа да …

д) Поджилки …



9.Укажите автора и произведение, откуда взяты крылатые слова:

а) «Богат и славен Кочубей.»

б) «Мечтам и годам нет возврата.»

в) «Свежо предание, а верится с трудом.»



10.Определите, какой художественный приём лежит в основе данных фразеологизмов.

а) Сам не свой, море по колено, медленно поспешать, звонкая тишина, пышное увядание, взрослые дети, молодая старость, знакомый незнакомец

б) Гром аплодисментов, глаза на лоб полезли, позеленел от злости, живого места нет, пушкой не прошибёшь, пожарная каланча, астрономическая цифра.



Ответы.



1.Фразеологизмы в стихотворении: не смыкая глаз, грызть гранит науки.

не за горой, не в зуб ногой, за ум взяться, в дураках не остаться, лапшу вешать на уши, били баклуши, взяли быка за рога, как пить дать, знаем на зубок, взял под патронаж, не покладая рук, больной вопрос, вешать нос.

не ударят в грязь лицом, через пень - колоду, в огонь и в воду, кругом голова идёт.



2.а) Крайне важный, совсем необычный, особенный – из ряда вон выходящий.

б) По внешнему виду сразу не разберёшь, кто это – на лбу не написано.

в) Объединены чем-либо общим, неразрывным одной верёвочкой связаны.

г) Умеет хорошо говорить – язык хорошо подвешен.

д) Слушает с увлечением, с доверчивостью – развесить уши.



3.Животрепещущий вопрос, бразды правления, кануть в лету, вдребезги разбить, заклятый враг.



4.Золотые руки, добрые руки, заботливые руки, щедрая рука, мастер на все руки, рука руку моет, лёгкая рука, тяжёлая рука, как без рук, руки не оттуда растут, длинные руки, рука помощи, говорить под руку, сложа руки, опустить руки, взять себя в руки, положа руку на сердце, как рукой сняло, попал под горячую руку.



5.Хоть кол на голове теши; попасть впросак, овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; еле – еле душа в теле.



6.Ни зги не видно – хоть иголки собирай.

До седьмого пота – бить баклуши

Как кошка с собакой – душа в душу

Держать язык за зубами – точить лясы.

Слова не вытянешь – рта не закрывает.



7.а) Я образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне, верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша. А. П. Чехов «О любви».

б) У неё умный сын, словами не бросается, если он говорит, что немцев побьют, значит он знает. И Эренбург. «Буря».

в) Бывало, только зазеваешься, а их уж и след простыл, как будто растворились среди белых камней.(Ф. Искандер).

г) Видно, тебе, мой батюшка, всё как с гуся вода; иной бы с горя исчах, а тебя ешё разнесло. (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо».)

д) Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком,

с розовыми губами и с усиками, и очень щеголевато одетый.

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).



8.Голова садовая

Пугало огородное

Расхлёбывать кашу

Кожа да кости

Поджилки трясутся



9.а) А.С. Пушкин «Полтава».

б) А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

в )А.С. Грибоедов «Горе от ума».

10. а) Оксюморон, б) гипербола.







8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.