«Трагические страницы истории. Холокост»

1
0
Материал опубликован 29 July 2016 в группе

 Ход урока № 2

Организационный момент

Учитель говорит о том, что на уроке будет продолжен разговор на тему  о Холокосте, как одной из самых трагических страниц всемирной истории, и предлагает школьникам, опираясь на существующие достоверные источники, проиллюстрировать изученную на предыдущем уроке теорию конкретными примерами (представить домашнее задание).

Примечание: из представленных на листах формата  А4 информации самими ребятами формируются «Книга Памяти Холокоста» (папка с файлами, материалы которой объединены по тематическим блокам – см. ниже), которая может постоянно пополняться новой информацией.

Организация работы по достижению цели урока

Возможные варианты тематических блоков и представленной в них информации

(см. список Интернет-ресурсов выше)

Информация комментируется и обсуждается 

Страницы Холокоста

До начала войны

30 января 1933 года - Гитлер назначен канцлером Германии - главой правительства.

22 марта 1933 года - Создание лагеря Дахау.

1 апреля 1933 года - Бойкот еврейских предприятий по всей Германии.

10 мая 1933 года - Публичное сожжение произведений еврейских авторов и антинацистских книг.

14 июля 1933 года - Начало принудительной стерилизации «неполноценных» граждан Германии (больных шизофренией, эпилепсией и т. д.).

15 сентября 1935 года - Принятие антиеврейских Нюрнбергских законов.

29 марта 1936 года - НСДАП получает 98 % голосов на выборах в рейхстаг.

19 июля 1937 года - Создание концентрационного лагеря в Бухенвальде.

5 октября 1938 года - Введение особых отметок «J» в паспорта евреев.

9 ноября 1938 года - Хрустальная ночь, массовые антиеврейские погромы по всей Германии. 91 еврей убит, сотни ранены, 3500 арестованы и отправлены в концлагеря

24 января 1939 года - Геринг создаёт «Центральную имперскую службу по делам еврейской эмиграции»

9 февраля 1939 года - принятие антиеврейских законов в Италии

Во время войны

1939 год:

1 сентября - Начало Второй мировой войны - нападение на Польшу

21 сентября - Создание в Польше еврейских гетто. Инструкция Гейдриха о создании юденратов.

23 ноября - Всем польским евреям приказано носить отличительный знак: жёлтый треугольник размером не менее 15 см. В дальнейшем форма знака менялась в разное время и в разных местах, но в основном это была Звезда Давида.

1940 год:

12 февраля - Начало депортации евреев из Германии в Польшу.

20 мая - Закладка концлагеря в Освенциме. 14 июня в него поступают первые узники.

2 октября - Приказ о создании Варшавского гетто.

3 октября - Правительство Виши публикует «Закон о статусе евреев», отказывающий в законодательной защите всем иностранным евреям.

1941 год:

9 апреля - Запрет евреям выходить из гетто Люблина

23 июня - Айнзацгруппы начинают массовые убийства на территории СССР

30 июня - Айнзацгруппа 4a и местные жители убивают 300 евреев в Луцке (Украина)

30 июня - Захват Львова; до 3 июля здесь убивают 4000 местных евреев

1 июля - Айнзацгруппа D начинает операцию в Бессарабии (Молдавия); 160 тысяч евреев убиты здесь за время до 31 августа

19 июля - Создание гетто в Минске

24 июля - Создание гетто в Кишинёве; 10 тысяч евреев убиты

25 июля - Погром во Львове, начало массовых убийств евреев Галиции

июль - Начались убийства в Понарах (южнее Вильнюса, Литва)

август - Началось уничтожение евреев в хорватском лагере Ясеновац, всего там погибло 25 тысяч евреев

1 августа - 50 тысяч евреев заключены в гетто Белостока (ныне Польша)

4 августа - Создание гетто в Каунасе

5 августа - Убийства в Пинске (Белоруссия); 10 тысяч евреев убиты в течение 3-х дней

27-28 августа - Бойня в Каменец-Подольском

3 сентября - Первые эксперименты по убийствам с помощью газа в Аушвице (Освенцим)

5 сентября - Заключение евреев Вильнюса в 2 гетто

15 сентября - Расстрел 12 тысяч евреев Бердичева

18 сентября - Гиммлер декларировал немедленную депортацию евреев с территории Рейха.

19 сентября - Ликвидация гетто Житомира; убито 10 тысяч человек

29-30 сентября - убийство 33 771 еврея Киева в оврагах Бабьего Яра

8 октября - Ликвидация гетто Витебска (Белоруссия); погибло 16 тысяч евреев

9 октября - Начало депортации евреев из Буковины, Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии

15 октября первый «юдентранспорт» из Германии отправился в Лодзь.

18 октября была окончательно запрещена еврейская эмиграция с территорий подконтрольных властям Третьего рейха.

28 октября - Начало массовых убийств евреев в Каунасе.

1 ноября - Начало строительства лагеря смерти Белжец

22 декабря - 33 500 из 57 000 евреев Вильнюса уже убиты.

31 декабря - Первая акция партизан в Вильнюсе

1942 год:

22 июля - Начало депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти; депортация сопровождалась убийствами, в которых активное участие принимали украинские и литовские вспомогательные подразделения

1943 год:

Март - начало отправки евреев Греции в концентрационные лагеря в Польше. Первыми были выселены евреи Салоник.

19 апреля - Начало ликвидации Варшавского гетто. Восстание в Варшавском гетто.

2 августа - Восстание узников Треблинки

14 октября - Восстание узников Собибора

1 октября - Провал акции по уничтожению евреев Дании. В течение нескольких дней они были вывезены датскими рыбаками в нейтральную Швецию

1944 год:

май-июль - Нацисты оккупируют Венгрию и с помощью венгерских коллаборационистов вывозят в концлагеря Германии и Польши около 500 тысяч венгерских евреев, где их уничтожают

1945 год:

27 января - Советская армия освобождает Освенцим

11 апреля - восстание узников в Бухенвальде. Отмечается как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

После войны

8 мая 1945 года - Капитуляция Германии

Октябрь 1945 - ноябрь 1946 годов - Суд над военными преступниками в Нюрнберге.

География Холокоста

Концентрационные лагеря и лагеря смерти

Концентрационный лагерь (концлагерь) - термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран.

Лагеря смерти  - учреждения для массового уничтожения различных групп населения. Первые концентрационные лагеря в нацистской Германии были созданы с целью изоляции и интернирования лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения людей разных национальностей, врагов или представителей «низших» групп населения — в странах, попавших под власть нацистов, и сыграли решающую роль в проведении нацистской политики уничтожения евреев.

Холокост в событиях

Хрустальная ночь (Ночь разбитых витрин) - первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха, произошедшая в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года.

Поводом к началу еврейских погромов послужило убийство 7 ноября 1938 в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном советника германского посольства Эрнста фон Рата. Причиной выстрела Г. Грюншпана считается Збонщинский инцидент (депортация евреев из Польши и Германии). Профессор Брант был отправлен А. Гитлером на самолёте в Париж для оказания квалифицированной помощи. Но, якобы по ошибке, фон Рату стали переливать кровь не его группы. В результате, после третьего переливания тот скончался.

В ответ на этот акт мести в Германии была немедленно организована мощная пропагандистская кампания, а в ночь с 9 на 10 ноября, при поддержке нацистских властей, в десятках городов Германии (включая территорию Австрии и Судетской области) были организованы еврейские погромы.

За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью (гитлерюгенд), был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концлагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау.

В эту же ночь были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев. Общий ущерб составил 25 млн рейхсмарок, из которых около 5 млн пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название «Хрустальной ночи» - «Ночь разбитых витрин»). Затраты на восстановление ущерба и разбор остатков разрушенных синагог были возложены нацистскими властями на еврейские общины.

 Обобщение и систематизация изученного материала

Учитель благодарит ребят за представленную информацию и предлагает вспомнить группы терминов, с которыми работала вторая группа, и выбрать из терминов второй группы тот, который будет обобщающим для всех остальных терминов этой группы.

термины, выражающие идеологию фашизма

и суть Холокоста

остальные термины

гетто, резервация, национализм, геноцид, антисемитизм, однопартийность, массовые репрессии, социальное неравенство, террор, милитаризация, дискриминация, депортация, страх, ненависть, война, концлагерь, насилие

демократия, многопартийность, толерантность, разделение властей, плюрализм, инакомыслие, терпимость, прогресс, эволюция, гуманизм, сострадание

Ожидаемый вариант ответа – толерантность.

Учитель подчеркивает - именно толерантность является обобщающим термином для всех остальных, т.к. обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам». Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

Далее учитель  предлагает классу сформулировать принципы национальной политики в демократическом государстве и глобальном мире, основанной на толерантном отношении к представителям других наций.

Ожидаемые варианты ответа

• Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии страны.

• Равноправие всех субъектов федеративного государства во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами.

• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

• Содействие развитию национальных культур и языков народов государства

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан страны за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!

Формулирование вывода

Учитель говорит о том, что  государства - члены ООН объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности, а Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. В день 60-й годовщины освобождения Освенцима Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост.

«… Сотни тысяч евреев, цыган,  гомосексуалов,  поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и мы подчеркиваем, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации».

В заключение  учитель предлагает классу, используя ключевые слова урока «Холокост» и «толерантность», сформулировать девиз, который объединит назначение и содержание этих двух дат и станет выводом к урокам.

Ожидаемый вариант девиза/вывода:   «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Комментарии
Комментариев пока нет.