Ход урока № 2
Организационный момент
Учитель говорит о том, что на уроке будет продолжен разговор на тему о Холокосте, как одной из самых трагических страниц всемирной истории, и предлагает школьникам, опираясь на существующие достоверные источники, проиллюстрировать изученную на предыдущем уроке теорию конкретными примерами (представить домашнее задание).
Примечание: из представленных на листах формата А4 информации самими ребятами формируются «Книга Памяти Холокоста» (папка с файлами, материалы которой объединены по тематическим блокам – см. ниже), которая может постоянно пополняться новой информацией.
Организация работы по достижению цели урока
Возможные варианты тематических блоков и представленной в них информации
(см. список Интернет-ресурсов выше)
Информация комментируется и обсуждается
Страницы Холокоста
До начала войны
30 января 1933 года - Гитлер назначен канцлером Германии - главой правительства.
22 марта 1933 года - Создание лагеря Дахау.
1 апреля 1933 года - Бойкот еврейских предприятий по всей Германии.
10 мая 1933 года - Публичное сожжение произведений еврейских авторов и антинацистских книг.
14 июля 1933 года - Начало принудительной стерилизации «неполноценных» граждан Германии (больных шизофренией, эпилепсией и т. д.).
15 сентября 1935 года - Принятие антиеврейских Нюрнбергских законов.
29 марта 1936 года - НСДАП получает 98 % голосов на выборах в рейхстаг.
19 июля 1937 года - Создание концентрационного лагеря в Бухенвальде.
5 октября 1938 года - Введение особых отметок «J» в паспорта евреев.
9 ноября 1938 года - Хрустальная ночь, массовые антиеврейские погромы по всей Германии. 91 еврей убит, сотни ранены, 3500 арестованы и отправлены в концлагеря
24 января 1939 года - Геринг создаёт «Центральную имперскую службу по делам еврейской эмиграции»
9 февраля 1939 года - принятие антиеврейских законов в Италии
Во время войны
1939 год:
1 сентября - Начало Второй мировой войны - нападение на Польшу
21 сентября - Создание в Польше еврейских гетто. Инструкция Гейдриха о создании юденратов.
23 ноября - Всем польским евреям приказано носить отличительный знак: жёлтый треугольник размером не менее 15 см. В дальнейшем форма знака менялась в разное время и в разных местах, но в основном это была Звезда Давида.
1940 год:
12 февраля - Начало депортации евреев из Германии в Польшу.
20 мая - Закладка концлагеря в Освенциме. 14 июня в него поступают первые узники.
2 октября - Приказ о создании Варшавского гетто.
3 октября - Правительство Виши публикует «Закон о статусе евреев», отказывающий в законодательной защите всем иностранным евреям.
1941 год:
9 апреля - Запрет евреям выходить из гетто Люблина
23 июня - Айнзацгруппы начинают массовые убийства на территории СССР
30 июня - Айнзацгруппа 4a и местные жители убивают 300 евреев в Луцке (Украина)
30 июня - Захват Львова; до 3 июля здесь убивают 4000 местных евреев
1 июля - Айнзацгруппа D начинает операцию в Бессарабии (Молдавия); 160 тысяч евреев убиты здесь за время до 31 августа
19 июля - Создание гетто в Минске
24 июля - Создание гетто в Кишинёве; 10 тысяч евреев убиты
25 июля - Погром во Львове, начало массовых убийств евреев Галиции
июль - Начались убийства в Понарах (южнее Вильнюса, Литва)
август - Началось уничтожение евреев в хорватском лагере Ясеновац, всего там погибло 25 тысяч евреев
1 августа - 50 тысяч евреев заключены в гетто Белостока (ныне Польша)
4 августа - Создание гетто в Каунасе
5 августа - Убийства в Пинске (Белоруссия); 10 тысяч евреев убиты в течение 3-х дней
27-28 августа - Бойня в Каменец-Подольском
3 сентября - Первые эксперименты по убийствам с помощью газа в Аушвице (Освенцим)
5 сентября - Заключение евреев Вильнюса в 2 гетто
15 сентября - Расстрел 12 тысяч евреев Бердичева
18 сентября - Гиммлер декларировал немедленную депортацию евреев с территории Рейха.
19 сентября - Ликвидация гетто Житомира; убито 10 тысяч человек
29-30 сентября - убийство 33 771 еврея Киева в оврагах Бабьего Яра
8 октября - Ликвидация гетто Витебска (Белоруссия); погибло 16 тысяч евреев
9 октября - Начало депортации евреев из Буковины, Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии
15 октября первый «юдентранспорт» из Германии отправился в Лодзь.
18 октября была окончательно запрещена еврейская эмиграция с территорий подконтрольных властям Третьего рейха.
28 октября - Начало массовых убийств евреев в Каунасе.
1 ноября - Начало строительства лагеря смерти Белжец
22 декабря - 33 500 из 57 000 евреев Вильнюса уже убиты.
31 декабря - Первая акция партизан в Вильнюсе
1942 год:
22 июля - Начало депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти; депортация сопровождалась убийствами, в которых активное участие принимали украинские и литовские вспомогательные подразделения
1943 год:
Март - начало отправки евреев Греции в концентрационные лагеря в Польше. Первыми были выселены евреи Салоник.
19 апреля - Начало ликвидации Варшавского гетто. Восстание в Варшавском гетто.
2 августа - Восстание узников Треблинки
14 октября - Восстание узников Собибора
1 октября - Провал акции по уничтожению евреев Дании. В течение нескольких дней они были вывезены датскими рыбаками в нейтральную Швецию
1944 год:
май-июль - Нацисты оккупируют Венгрию и с помощью венгерских коллаборационистов вывозят в концлагеря Германии и Польши около 500 тысяч венгерских евреев, где их уничтожают
1945 год:
27 января - Советская армия освобождает Освенцим
11 апреля - восстание узников в Бухенвальде. Отмечается как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
После войны
8 мая 1945 года - Капитуляция Германии
Октябрь 1945 - ноябрь 1946 годов - Суд над военными преступниками в Нюрнберге.
География Холокоста
Концентрационные лагеря и лагеря смерти
Концентрационный лагерь (концлагерь) - термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран.
Лагеря смерти - учреждения для массового уничтожения различных групп населения. Первые концентрационные лагеря в нацистской Германии были созданы с целью изоляции и интернирования лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения людей разных национальностей, врагов или представителей «низших» групп населения — в странах, попавших под власть нацистов, и сыграли решающую роль в проведении нацистской политики уничтожения евреев.
Холокост в событиях
Хрустальная ночь (Ночь разбитых витрин) - первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха, произошедшая в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года.
Поводом к началу еврейских погромов послужило убийство 7 ноября 1938 в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном советника германского посольства Эрнста фон Рата. Причиной выстрела Г. Грюншпана считается Збонщинский инцидент (депортация евреев из Польши и Германии). Профессор Брант был отправлен А. Гитлером на самолёте в Париж для оказания квалифицированной помощи. Но, якобы по ошибке, фон Рату стали переливать кровь не его группы. В результате, после третьего переливания тот скончался.
В ответ на этот акт мести в Германии была немедленно организована мощная пропагандистская кампания, а в ночь с 9 на 10 ноября, при поддержке нацистских властей, в десятках городов Германии (включая территорию Австрии и Судетской области) были организованы еврейские погромы.
За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью (гитлерюгенд), был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концлагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау.
В эту же ночь были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев. Общий ущерб составил 25 млн рейхсмарок, из которых около 5 млн пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название «Хрустальной ночи» - «Ночь разбитых витрин»). Затраты на восстановление ущерба и разбор остатков разрушенных синагог были возложены нацистскими властями на еврейские общины.
Обобщение и систематизация изученного материала
Учитель благодарит ребят за представленную информацию и предлагает вспомнить группы терминов, с которыми работала вторая группа, и выбрать из терминов второй группы тот, который будет обобщающим для всех остальных терминов этой группы.
термины, выражающие идеологию фашизма и суть Холокоста |
остальные термины |
гетто, резервация, национализм, геноцид, антисемитизм, однопартийность, массовые репрессии, социальное неравенство, террор, милитаризация, дискриминация, депортация, страх, ненависть, война, концлагерь, насилие |
демократия, многопартийность, толерантность, разделение властей, плюрализм, инакомыслие, терпимость, прогресс, эволюция, гуманизм, сострадание |
Ожидаемый вариант ответа – толерантность.
Учитель подчеркивает - именно толерантность является обобщающим термином для всех остальных, т.к. обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам». Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
Далее учитель предлагает классу сформулировать принципы национальной политики в демократическом государстве и глобальном мире, основанной на толерантном отношении к представителям других наций.
Ожидаемые варианты ответа
• Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
• Сохранение целостности и неприкосновенности территории страны.
• Равноправие всех субъектов федеративного государства во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
• Гарантия прав коренных малочисленных народов, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
• Содействие развитию национальных культур и языков народов государства
• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
• Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
• Защита прав и интересов граждан страны за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
• Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!
Формулирование вывода
Учитель говорит о том, что государства - члены ООН объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности, а Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. В день 60-й годовщины освобождения Освенцима Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост.
«… Сотни тысяч евреев, цыган, гомосексуалов, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и мы подчеркиваем, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации».
В заключение учитель предлагает классу, используя ключевые слова урока «Холокост» и «толерантность», сформулировать девиз, который объединит назначение и содержание этих двух дат и станет выводом к урокам.
Ожидаемый вариант девиза/вывода: «Память о Холокосте – путь к толерантности».