Учитель говорит о том, что трагические события Второй мировой и Великой Отечественной войн подробно представлены в учебниках истории, а связанные с ними памятные даты широко освещаются в средствах массовой информации. Но есть в этих войнах и такие малоизученные страницы, о которых надо знать и помнить. Далее учитель предлагает классу посмотреть подборку фотоматериалов.
Просмотр фотоматериалов (по данным Интернет-ресурсов, см. приложение ниже)
Мотивация учебной деятельности учащихся,
формулирование темы и проблемы урока
Учитель предлагает классу поделиться своими впечатлениями от увиденного и сформулировать вопросы, которые возникли у ребят в ходе просмотра фотоматериалов. Озвучивание ребятами своих мыслей и вопросов позволяет перейти к формулировке темы урока «Трагические страницы истории. Холокост». Далее педагог говорит о том, что этой теме будет посвящено два урока, в ходе которых классу предстоит разобраться в причинах и сути этого страшного явления, и распределяет класс на 3 группы (например, по рядам), раздает группам карточки с заданиями.
Организация работы по достижению цели урока
Работа в группах, консультация учителя
Задание 1 группы: с помощью словаря и Интернет-ресурсов (Википедии – свободной энциклопедии) выяснить содержание понятий/явлений «фашизм» и «Холокост», сформулировать их признаки/отличительные черты и установить причинно-следственные связи между этими явлениями.
Задание 2 группы: опираясь на имеющиеся знания и используя, при необходимости, словарь и Интернет-ресурсы (Википедии – свободной энциклопедии), распределить предложенные карточки-термины на две группы: 1) термины, которые выражают идеологию фашизма и суть Холокоста и 2) остальные термины
Задание 3 группы: работа с предложенными цитатами с целью их трактовки и выяснения связи с темой урока.
1) «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов)
2) «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу)
3) «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс)
4) «Каждое поколение должно поучаствовать в войне» (Адольф Гитлер)
Представление группами результатов работы, обсуждение
1 группа
Фашизм - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками:
- обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;
- нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;
- отрицание демократии и прав человека;
- утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;
- милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
Фашизмведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.
Холокоств узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территорияхво время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией на протяжении 1933-1945 годов.
Холокост в широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев,цыган,безнадёжно больных и инвалидови др.) в период существованиянацистскойГермании.
Отличительные черты Холокоста
- Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреевЕвропыи около трети еврейского населения мира;
- Уничтожениеот четверти до трети цыганского народа;
- Уничтожение до 10 % поляков;
- Уничтожение около 3 миллионовсоветских военнопленных;
- Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных;
- Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (многочисленные списки потенциальных жертв,лагеря смертии т. д.).
- Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманныемедицинские экспериментынацистов над жертвами Холокоста.
Причинно-следственные связи между фашизмом и Холокостом
Идеология фашизма пропагандирует превосходствопо расовому признаку и исключительность одной расы, нетерпимость и дискриминацию к другим нациям; утверждает войну, насилие и террор как средства решения межгосударственных проблем. Именно это и привело к массовому уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп – Холокосту.
2 группа
предлагает свой вариант распределения карточек-терминов, при необходимости, объясняя значение термина и свой выбор (возможный вариант распределения терминов):
1) «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов)
Н. Добролюбов прав и его слова напрямую связаны с темой урока, ведь фашисты уничтожали не только представителей различных этнических групп, но и собственный народ - прогрессивных политических деятелей, передовых представителей науки и культуры, решительно выступавших против отожествления нацистского режима и немецкого народа. К тому же, людские потери Германии - 6,5млнвоеннослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести.
2) «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу)
Б Шоу имеет ввиду, что прогрессируя в науке и технике, люди очень часто демонстрируют такие свои качества, которые говорят о деградации. Связь с темой прямая, т.к., несмотря на то, что идеология фашизма направлена на уничтожение ни в чем неповинных людей, у А. Гитлера нашлось такое число сторонников, что Вторая мировая война стала фактом.
3) «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс)
Т. Гоббс очень точно сформулировал причины войны в природе человека. Все три указанные им причины могут быть применены к причинам развязывания войны А. Гитлером.
4) «Каждое поколение должно поучаствовать в войне» (Адольф Гитлер) Этой фразой А. Гитлер пытался оправдать свою идеологию, и сумел убедить в этом свой народ.
Обобщение изученного материала
Учитель обобщает информацию, представленную группами, и говорит о том, что на данном уроке ребята познакомились с теоретическим содержанием темы, а историческое знание, как известно, основывается на исторических источниках. Далее учитель предлагает школьникам, опираясь на существующие достоверные источники (см. список Интернет-ресурсов по теме урока), подготовить домашнее задание по теме урока (проиллюстрировать теорию конкретными примерами).
Информация о домашнем задании
Учащиеся могут выбрать из предложенных заданий какое-либо одно, выполнить несколько или придумать собственный вариант, выполнять задание самостоятельно или в группе - задания выполняются на отельных листах формата А4.
1) Страницы Холокоста (даты\события)
2) Холокост в лицах – жертвы, участники сопротивления, очевидцы и др.
3) География Холокоста. Концлагеря и лагеря смерти
4) В память о Холокосте – мемориалы, памятники
5) Стихи, притчи и цитаты по теме урока как мудрость жизни