Урок по истории «Трагические страницы истории. Холокост»

1
0
Материал опубликован 29 July 2016 в группе

Ход урока № 1

Организационный момент

Учитель говорит о том, что трагические события  Второй мировой и Великой Отечественной войн подробно представлены в учебниках истории, а связанные с ними памятные даты широко освещаются в средствах массовой информации. Но есть в этих войнах и такие малоизученные страницы, о которых надо знать и помнить. Далее учитель предлагает классу посмотреть подборку фотоматериалов.

Просмотр фотоматериалов (по данным  Интернет-ресурсов,  см. приложение ниже)

Мотивация учебной деятельности учащихся,

 формулирование темы и проблемы урока

Учитель предлагает классу поделиться  своими впечатлениями от увиденного и сформулировать вопросы, которые возникли у ребят в ходе просмотра фотоматериалов. Озвучивание ребятами своих мыслей и вопросов позволяет перейти к формулировке темы урока  «Трагические страницы истории. Холокост».  Далее педагог говорит о том, что этой теме будет посвящено два урока,  в ходе которых классу предстоит разобраться в причинах и сути этого страшного явления, и распределяет класс на 3 группы (например, по рядам), раздает группам карточки с заданиями. 

Организация работы по достижению цели урока

Работа в группах, консультация учителя

Задание 1 группы:  с помощью словаря и Интернет-ресурсов (Википедии – свободной энциклопедии) выяснить содержание понятий/явлений «фашизм» и «Холокост», сформулировать их признаки/отличительные черты и установить причинно-следственные связи между этими явлениями.

Задание 2 группы:  опираясь на имеющиеся знания и используя, при необходимости, словарь и Интернет-ресурсы (Википедии – свободной энциклопедии),  распределить предложенные карточки-термины на две группы:  1) термины, которые выражают идеологию фашизма и суть Холокоста и 2) остальные термины

демократия, многопартийность, толерантность, разделение властей,  гетто, резервация, национализм, геноцид, правовое государство, антисемитизм, плюрализм, однопартийность, массовые репрессии, социальное неравенство, террор, милитаризация, дискриминация, инакомыслие, терпимость, депортация, прогресс, эволюция, страх, ненависть, война, гуманизм, сострадание, концлагерь, насилие.

Задание 3 группы:  работа с предложенными цитатами с целью их трактовки и выяснения связи с темой урока.

1)  «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов)

2) «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»  (Б. Шоу)

3) «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс)

4)  «Каждое поколение должно поучаствовать в войне» (Адольф Гитлер) 

Представление группами результатов работы, обсуждение

 

1 группа

Фашизм - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками:

-  обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;

- нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;

-  отрицание демократии и прав человека;

-  утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

-  милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Фашизм ведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.

Холокост в узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией  на протяжении 1933-1945 годов.

Холокост в широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган,  безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.

Отличительные черты Холокоста

- Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;

- Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;

- Уничтожение до 10 % поляков;

- Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;

- Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных;

- Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (многочисленные списки потенциальных жертв, лагеря смерти и т. д.).

- Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста.

Причинно-следственные связи между фашизмом и Холокостом

Идеология фашизма пропагандирует превосходство по расовому признаку и исключительность одной расы,  нетерпимость и дискриминацию  к другим нациям; утверждает войну, насилие и террор как средства решения межгосударственных проблем. Именно это и привело к массовому уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп – Холокосту.

 

2 группа

предлагает свой вариант распределения карточек-терминов, при необходимости, объясняя значение термина и свой выбор (возможный вариант распределения терминов):

термины, выражающие

идеологию фашизма и суть Холокоста

остальные термины

гетто, резервация, национализм, геноцид, антисемитизм, однопартийность, массовые репрессии, социальное неравенство, террор, милитаризация, дискриминация, депортация, страх, ненависть, война, концлагерь, насилие

демократия, многопартийность, толерантность, разделение властей,  правовое государство, плюрализм, инакомыслие, терпимость, прогресс, эволюция, гуманизм, сострадание

 

3 группа

Возможные варианты ответа

1)  «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов)

Н. Добролюбов прав и его слова напрямую связаны с темой урока, ведь фашисты уничтожали не только представителей различных этнических групп, но и собственный народ - прогрессивных политических деятелей, передовых представителей науки и культуры, решительно выступавших против отожествления нацистского режима и немецкого народа. К тому же, людские потери Германии - 6,5 млн военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести.

2) «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»  (Б. Шоу)

Б Шоу имеет ввиду, что прогрессируя в науке и технике, люди очень часто демонстрируют такие свои качества, которые говорят о деградации. Связь с темой прямая, т.к., несмотря на то, что идеология фашизма направлена на уничтожение ни в чем неповинных людей, у А. Гитлера нашлось такое число сторонников, что Вторая мировая война стала фактом.

3) «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс)

Т. Гоббс очень точно сформулировал причины войны в природе человека.  Все три указанные им причины могут быть применены к причинам развязывания войны А. Гитлером.

4) «Каждое поколение должно поучаствовать в войне» (Адольф Гитлер)
Этой фразой А. Гитлер пытался оправдать свою идеологию, и сумел убедить в этом свой народ. 

Обобщение изученного материала

Учитель обобщает информацию, представленную группами, и говорит о том, что на данном уроке ребята познакомились с теоретическим содержанием темы, а историческое знание, как известно, основывается на исторических источниках.  Далее учитель предлагает школьникам, опираясь на существующие достоверные источники (см. список Интернет-ресурсов по теме урока), подготовить домашнее задание по теме урока (проиллюстрировать теорию конкретными примерами).

Информация о домашнем задании

Учащиеся могут выбрать из предложенных заданий какое-либо одно, выполнить несколько или придумать собственный вариант, выполнять задание самостоятельно или в группе - задания выполняются на отельных листах формата А4.

1) Страницы Холокоста (даты\события)

2) Холокост в лицах – жертвы, участники сопротивления,  очевидцы и др.

3) География Холокоста. Концлагеря и лагеря смерти

4) В память о Холокосте – мемориалы, памятники

5) Стихи, притчи и цитаты по теме урока как мудрость жизни

 

Интернет-ресурсы по теме урока

  1. Центр и Фонд «ХОЛОКОСТ». Память и Предупреждение http://www.holocf.ru/
  2. Всеизраильская ассоциация «Уцелевшие в концлагерях и гетто» http://netzulim.org/indexR.html
  3. Холокост: Информационный сайт для учащихся  http://www.ushmm.org/ru/outreach
  4. Материалы Википедии - свободной энциклопедии
Комментарии
Комментариев пока нет.