Внеклассное мероприятие по краеведению «Квест-игра "Парма — мой край родной"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Кудымкара «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Внеклассное мероприятие по краеведению
Квест - игра
«Парма – мой край родной»
Электронный образовательный ресурс
с этнокультурным содержанием образования
Автор: |
Тотьмянина Л.С. учитель начальных классов МБОУ г. Кудымкара «СОШ№ 2» Высшая квалификационная категория |
2022, Кудымкар
Пояснительная записка
Уже давно не секрет, что у обучающихся снизился интерес к родному языку.
Поэтому в наше время стоит задача вернуть интерес к родному языку, сформировать грамотного и духовно развитого человека, который сможет применить свои знания в жизни.
Одним из способов побуждения к обучению, являются новые педагогические технологии.
Наиболее эффективными в плане поощрения познавательной активности являются интерактивные технологии обучения.
Наиболее интересными становятся такие интерактивные формы, которые позволят организовать всех участников образовательного процесса, использовать их творческие способности, осуществлять имеющиеся знания и навыки в практической деятельности: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.
Таким образом, новые интерактивные методы и формы образовательных технологии, обеспечивают скорость преобразований и отвечают на запросы современного и будущего общества.
К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и многое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности.
Образовательный квест - это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются информационные ресурсы.
Образовательный квест, пользуется популярностью у школьников и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Слово «Квест» - сравнительно новое.
Дословно с английского языка - это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. По-другому, квестовые игры называют - «игры разума» и секретики.
Для достижения всех своих целей, герою квеста следует должным образом использовать предметы игрового мира. В квесте много различных подсказок, которые и помогают его решить, как справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки.
Квест - это способ исследования.
Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Преимуществом квеста является использование активных методов обучения. Квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Обучающиеся в процессе работы над таким квестом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квестом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя квест, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги).
Технология «Квест» способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения.
Для педагогов в образовательном квесте есть не только положительные стороны: готовые шаблоны, готовый список сайтов, повышение учебной активности, но и отрицательные: это доступ в сеть интернет, наличие нескольких компьютеров и естественно компьютерная грамотность обучающихся и самого педагога.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ г. Кудымкара «СОШ №2»
________________________ О.Л.Быкова
«____» _______________________ 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении общешкольного образовательного Квеста
«Парма – мой край родной»
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации и проведения Квеста «Парма – мой край родной» (далее – Квест).
1.2. Квест проводится в рамках декады Коми-пермяцкого языка.
1.3. Квест проводится в МБОУ г. Кудымкара «СОШ № 2».
Цели и задачи Квеста
2.1. Квест проводится с целью вовлечения детей и родителей в активную познавательную деятельность, направленную на формирование патриотического сознания и уважительного отношения к историческому наследию своей малой Родины.
2.2. Задачи:
- расширить знания обучающихся о нашем крае; кругозор обучающихся о традициях, обычаях и обрядах, орнаменте, ремесле, знаменитых людях, кухне, природно-территориальных комплексах, языке коми-пермяков; достопримечательностях города Кудымкара; животных и растениях нашего края;
- прививать интерес и уважительное отношение к самобытности коми-пермяцкого народа;
- воспитывать уважение и гордость к своей малой Родине;
- способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия, а также совместной деятельности между обучающимися, родителями, учителями, между семьёй и школой.
Участники Квеста
Участниками Квеста являются обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, родители.
4. Сроки, условия и порядок проведения Квеста
4.1. Квест проводится в период с 10 февраля по 17 февраля 2022 года;
- выполнение заданий: с 10 февраля по 15 февраля 2022 года;
- подведение итогов (подсчёт баллов по выполнению заданий): 16 февраля;
- награждение лучших классов (по результатам прохождения Квеста): 17 февраля.
4.2. Для участия в Квесте необходимо в срок до 9 февраля 2022 года (включительно) направить заявку Тотьмяниной Людмиле Степановне, учителю МБОУ г. Кудымкара «СОШ № 2».
4.3. Условия проведения Квеста:
4.3.1. В рамках проведения Квеста необходимо принять участие в выполнении заданий;
4.3.2. В период с 10 февраля по 15 февраля 2022 года, обучающиеся, в сотрудничестве с их родителями и классным руководителем, заявившиеся для участия в Квесте, отвечают на вопросы онлайн – викторины (теста);
4.3.3. В рамках Квеста предстоит пройти 10 тестов онлайн - викторины, перейдя по ссылке на определённую платформу в сети Интернет.
4.3.4. Темы тестов онлайн - викторины:
- «Парма – мой край родной. Природно – территориальные комплексы»;
- «Парма – мой край родной. Орнамент»;
- «Парма – мой край родной. Красная книга. Животные»;
- «Парма – мой край родной. Растения»;
- «Парма – мой край родной. Традиции, обычаи и обряды коми-пермяцкого народа»;
- «Парма – мой край родной. Знаменитые люди»;
- «Парма – мой край родной. Коми – пермяцкая кухня»;
- «Парма – мой край родной. Достопримечательности»;
- «Парма – мой край родной. Словарь»;
- «Парма – мой край родной. Ремесло»;
4.3.5. Ссылка будет направлена всем участникам Квеста не позднее 10 февраля 2022 года.
4.3.6. После прохождения тестов онлайн – викторины необходимо заполнить лист регистрации и сформировать сертификат с результатом, бесплатно.
4.3.7. Классные руководители 16 февраля ведут общий подсчёт баллов, полученных в результате прохождения тестов онлайн – викторины. Выявляют лучших знатоков класса индивидуально (3 чел. с лучшими результатами). Сообщают общие результаты классов Тотьмяниной Л. С.
4.3.8. Жюри - составители электронных образовательных ресурсов с этнокультурным содержанием образования «Квест «Парма – мой край родной»: Тотьмянина Л.С. - отв. куратор, Тупицына Н.В., Светлакова Г.М., Казанцева Р.П., Платицына Н.Л., Воробьёва В.И., Русинова Е.В., Плотникова Е.В. ведёт подведение итогов Квеста 16 февраля.
5. Определение победителей и награждение
5.1. Обучающиеся и классы, набравшие максимальное количество баллов при прохождении Квеста, будут награждены Дипломами победителя I, II, III степени.
5.2. Результаты прохождения Квеста будут опубликованы на сайте школы в социальных сетях VK в День коми – пермяцкого языка, 17 февраля 2022 года.
Содержание Квеста «Парма – мой край родной»
Квест состоит из 10 тестов, которые размещены на сайте Online Test Pad.
Тест. 1 «Парма – мой край родной. Природно – территориальные комплексы»
Древнее название нашей местности Парма, т.е. территория, покрыта лесом и болотами. А как вы думаете, учитывались ли людьми природные особенности при строительстве своих селений?
Тест состоит из 4 заданий. В каждом задании нужно записать словами названия населённых пунктов.
Задание 1.
Большинство населённых пунктов расположено возле речек (в переводе на коми – пермяцкий – «ВА»). Запиши их названия.
Юсьва. Сёйва. Серва. Кува. Ёгва. Полва. Верх-Иньва. Верх-Юсьва. Пожва. Кузьва. Онолва.
Задание 2.
Эти деревни и сёла расположены возле ручьёв, родников и содержат в своём названии слово «ШОР» - ручей. Запиши их названия.
Шорша. Шордын. Камашор. Сидоршор.
Задание 3.
Дом, жилище на коми – пермяцкий язык переводится «ГОРТ». Часть населённых пунктов включает это слово в своё название. Запиши их.
Пешнигорт. Чинагорт. Гортлуд.
Задание 4.
Слово «ДОР» в переводе с коми – пермяцкого обозначает КРАЙ. В нашем округе есть населённые пункты, названия которых оканчиваются на «ДОР». Запиши эти названия.
Пруддор. Лопвадор. Юсьвадор
Тест. 2 «Парма – мой край родной. Орнамент»
Тест состоит из 5 заданий. Каждому вопросу соответствует один вариант ответа.
Задание 1.
Что такое орнамент?
Украшение изделия цветами
Украшение изделия различными элементами
Украшение изделия повторяющимися элементами
Задание 2.
Чаще всего коми-пермяцкие рукодельницы украшали…?
Пояс
Рубаху
Юбку
Задание 3.
Найди мотив орнамента животного мира, где изображён лось.
Задание 4.
Соотнеси название и мотивы узора.
Человек. Звезда. Солнце.
Задание 5.
Для чего наши предки украшали орнаментом одежду?
Для защиты от сглаза
Для показа моды
Чтобы задобрить врагов
Тест. 3 «Парма – мой край родной. Красная книга. Животные»
Тест состоит из 13 заданий. Слово - отгадку нужно собрать из букв.
Задание 1.
Одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл.
Беркут
Задание 2.
Кликун так назван за свой характерный звук, который он издаёт в полёте или во время брачного танца. Это громкий трубный крик. Он может издавать нечто вроде «кли-кли-кли», а также шипеть, как гусь.
Лебедь
Задание 3.
Кожные покровы животного выделяют ядовитое вещество, пахнущее чесноком. Отсюда и название земноводного. Часто ее путают с жабами, которые отличаются более темным окрасом.
Чесночница
Задание 4.
Небольшая птица. Гнездится во влажных высокотравных лугах, густо поросших кустарниковых болотах, засеянных пашнях. Размерами птица сравнима с дроздом или перепёлкой, телосложением несколько напоминает подросшего цыплёнка домашней курицы. Ведёт скрытный образ жизни, почти не показывается из зарослей высокой травы.
Коростель
Задание 5.
Бабочка названа шведским натуралистом Карлом Линнеем в честь персонажа греческой мифологии врача Махаона, по преданиям являвшегося сыном Асклепия и Эпионы и принимавшего участие в походе греков на Трою во время Троянской войны (1194—1184 до н. э.)
Махаон
Задание 6.
Одна из самых красивых и необычных птиц. Случайно встреченная на природе сова всегда производит неизгладимое впечатление на человека. Имеет серый цвет с многочисленными темными и светлыми пятнами. Такая окраска помогает ей маскироваться.
Свое название получила за темное пятно под клювом, напоминающее бородку. На шее заметен белый «воротник».
Эта птица имеет удивительную способность поворачивать голову на 270 градусов.
Неясыть
Задание 7.
Зверек размером с крупную крысу, легко узнаваем по длинному подвижному хоботку. Длина тела до 22 см, хвоста - около 20 см. На лапах перепонки, хвост голый, сплюснутый с боков. Ведет водный образ жизни.
Выхухоль
Задание 8.
Крупная хищная птица отряда совообразных, семейства совиных. Наиболее характерные черты включают в себя массивное «бочкообразное» телосложение, рыхлое оперение с преобладанием рыжеватых и охристых оттенков, ярко-оранжевые глаза и пучки удлинённых перьев над ними (так называемые «перьевые уши»).
Филин
Задание 9.
Краткая характеристика птицы: крупная голова, большие круглые глаза спереди головы, клюв короткий, хищный. Охотится ночью, оперение мягкое, полёт бесшумный, когти длинные и острые, окрас маскирующий.
Сова
Задание 10.
Птица со спины имеет чёрные с желтоватыми каёмками перья, такого же цвета голова. Брюхо охристое с бурым поперечным рисунком. Хвост жёлто-бурый с черноватым рисунком. В целом такая окраска является маскировочной и помогает птице оставаться незамеченной среди стеблей тростника и камыша, где она обитает. Самцы несколько крупнее самок. Масса тела самца около 1 кг, иногда до 1,9 кг, рост до 70 см и выше, самки несколько меньше.
Выпь
Задание 11.
Детёнышей этого млекопитающего называют «листопаднички», «настовики», «травники», «колосники».
Заяц
Задание 12.
Рыба имеет одну из самых красивых окрасок среди рыб водоемов. Имеет однотонную тёмно-серую спину, по бокам тела некоторых видов разбросаны чёрные пятнышки различной формы.
Хариус
Задание 13.
Самая крупная дневная бабочка с размахом крыльев до 10 см. Крылья белые, иногда кремовые, передние — с 5 черными пятнами, задние — с 2 красными «глазками».
Аполлон
Тест. 4 «Парма – мой край родной. Растения»
Тест состоит из 6 заданий. Каждому вопросу соответствует только один вариант ответа.
Задание 1.
Найди растение
Венерин башмачок
Растение пользуется широкой популярностью. Его собирают для букетов, выращивают в палисадниках и клумбах, на дачных участках. Это как раз является одной из причин его постепенного исчезновения из дикой природы, с лесных опушек и полян, из лесных насаждений. Именно на этом основании венерин башмачок занесен в Красную книгу Пермского края.
Задание 2.
Купальница европейская
Вид купальниц, широко распространенный в Европе и на западе Сибири. Ареал её произрастания простирается с запада (Великобритания), до востока континента, вплоть до Урала, с севера, включая арктические районы, до юга (Средиземноморье). В природе предпочитает влажные луга и поляны, опушки смешанных лесов и заросли кустарника.
Несмотря на широту распространения, в природе растение встречается не часто, во многих регионах оно внесено в Красную Книгу. Купальница европейская является охраняемым видом на всей территории Российской Федерации, в том числе и в нашем крае.
Задание 3.
Кувшинка четырёхгранная, или Кувшинка малая
Многолетний водный цветок на толстой длинной ножке, поднимающей бутоны над толщей воды. Кувшинки имеют мощную корневую систему, способную закрепляться в донном грунте и удерживаться там, несмотря на волны и течения, которые порой наблюдаются в водоёмах. Произрастает в озёрах, старицах, прудах, заводях и медленно текущих реках. Иногда образует небольшие заросли.
Растение занесено в Красную книгу Пермского края.
Задание 4.
Ирис сибирский
В Красной книге Пермского края числится как редкое растение. Встречается ближе к холодным регионам. Формирует длинные стебли до 110 см в высоту, а также необычные листья, закрученные вокруг них, растущие прямо. Листья мягкие, до 80 см в длину. Ирисы цветут фиолетовыми или синими соцветиями с желтым или молочным центром, достигают 7 см в диаметре.
Задание 5.
Астрагал
В Пермском крае состояние вида соответствует I категории редкости (находящиеся в критическом состоянии) Красной книги Российской Федерации Бесстебельное многолетнее травянистое растение высотой 10-20 см, дающее от корня несколько коротких ответвлений, несущих пучок листьев, цветки на цветоносе 5-10 см длиной.
Задание 6.
Ветреница уральская
Травянистое растение (в народе его называют подснежником), достигающее в высоту 25 см. Корневище – ползучее. Период цветения приходится на май. Ветреница уральская внесена в Красную книгу Пермского края.
Тест. 5 «Парма – мой край родной. Традиции, обычаи и обряды коми-пермяцкого народа»
Культура коми-пермяцкого народа очень богата и интересна. Мы живём в Коми округе, у кого-то есть родственники - коми-пермяки, кто-то дружит с ними, кто-то просто находится рядом. Уважайте традиции этого народа, изучайте их, ведь самобытность коми-пермяков – это наша гордость.
Тест состоит из 7 заданий. Каждому вопросу соответствует один вариант ответа.
Задание 1.
Коми-пермяцкий народ уважает, чтит и бережно хранит традиции своих предков. Каждый праздник у коми-пермяков имеет свои особенности празднования, свои традиции и обряды.
В левом столбике вы видите названия праздников, а в правом – традиции их празднования коми-пермяками. Найдите пары и соедините слова двух столбиков.
1.День Петра и Павла 1. В этот день коми-пермяки готовят
( Петр лун) блюдо из головы и ног животных, а
вечером собираются всей семьёй за
столом.
2.День пророка Ильи 2. В этот день коми-пермяки качаются
( Илья лун) на качелях, прославляя Бога, а также, чтоб
их жизнь была счастливой, а крёстные
в этот день угощают своих крестников
крашеными яйцами, желая им здоровье,
достаток и счастье.
3.Пасха (Ыджыт лун) 3. В этот день у коми-пермяцкого народа
начинается сенокос.
4. Васильев вечер. 4. В этот день первый раз копают картофель
(Василей рыт) и с этого дня у коми-пермяков не принято
купаться в водоёмах.
5. Троица (Стреча лун) 5. В этот день молодёжь встречается на
перекрёстке двух дорог у соседних
деревень, веселится, знакомится и
песнями и плясками отмечает праздник.
Ответ: (1-3, 2-4, 3-2, 4-1, 5-5)
Задание 2.
Коми-пермяки очень трудолюбивый народ. Они любят заниматься рукоделием. Одно из видов рукоделия – это вышивание. Вышивка коми-пермяцкого народа отличается своими узорами. В каждом узоре скрыт какой-либо сакральный смысл. Многие вещи после вышивки становятся оберегами.
Отгадайте, что обозначают вышитые изображения у коми-пермяков. Соедините линиями изображение с его значением.
Ромб привлечение счастья, удачи
Ёлка мужская энергия солнца, космоса
Репей главный родовой оберег
Перна долголетие
Восьмиконечная звезда земля, плодородие
Ответ: ромб – земля, плодородие; ёлка – долголетие; репей – счастье, удача; перна – главный родовой оберег; восьмиконечная звезда – мужская энергия солнца, космоса.
Задание 3.
Богат коми-пермяцкий народ и своими суевериями, поверьями, обычаями.
Ответьте на вопросы или продолжите предложение, выбрав один правильный ответ из предложенных.
Коми-пермяки очень доброжелательны и гостеприимны. Они рады угощать своих гостей. Что нужно сделать при угощении коми-пермяков напитками?
А) Молча взять напиток и выпить его
Б) Похлопать по плечу человека, который угощает
В) Три раза отказаться от напитка
Задание 4.
Считается, что среди коми-пермяков есть колдуны, которые могут навести порчу через еду или напитки. Что нужно сделать, чтобы не навели порчу или сглаз через напиток?
А) Перелить напиток в другую посуду и выпить
Б) Три раза подуть на напиток, прежде чем отпить его
В) Произнести какое-либо определённое слово, прежде чем пить угощение
Задание 5.
Коми-пермяки верят, что можно спугнуть удачу в дороге, если:
А) Выйти в дорогу из дома, когда в нём ещё топится печь
Б) Не произнести перед дорогой определённые слова
В) Выйти в дорогу, когда солнце ещё не вышло
Задание 6.
Коми-пермяцкий народ испокон веков занимался ведением хозяйства и бережно относился к домашнему скоту. Если рождались детёныши у домашнего скота, то чтоб не сглазить их, в первый раз к ним заходили:
А) С угольком в руках
Б) С соломинкой во рту
В) С хлебом и с солью
Задание 7.
К рождению детей коми-пермяки тоже относятся ответственно. Ребёнок – это продолжатель рода. Чтоб он рос здоровым и счастливым, в первый месяц жизни его стараются никому не показывать. Чтоб увидеть ребёнка и не сглазить его, необходимо перед тем, как подойти к нему:
А) Перекреститься
Б) Попить воды либо другого напитка
В) Плюнуть три раза на порог
Тест. 6 «Парма – мой край родной. Знаменитые люди»
Тест состоит из 10 заданий. Каждому вопросу соответствует один вариант ответа. Соедини фото с соответствующей информацией об этом человеке.
Задание 1.
Алекса́ндр Ива́нович Кле́щин (25 октября 1928, с. Коса Коми-Пермяцкого округа — 15 апреля 2005, Кудымкар) — первый профессиональный коми-пермяцкий композитор, основоположник профессиональной музыки коми-пермяков. Создал более 300 произведений, многие из которых известны далеко за пределами Пермского края.
Задание 2.
Василий Васильевич Климов (20 марта 1927, д. Заречный Пешнигорт, Кудымкарский район, Коми-Пермяцкий округ — 1 апреля 2020) — коми-пермяцкий писатель, сценарист, поэт и драматург, фольклорист, редактор. Член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РСФСР (1985), почётный гражданин Коми-Пермяцкого округа.
В. В. Климов очень много писал в разных литературных жанрах: из-под его пера вышли и проза, и стихи, и пьесы, и сказки. Василий Васильевич собирал и публиковал коми-пермяцкий фольклор.
Задание 3.
Леонид Николаевич Бражкин (5 февраля 1949 г. в д. Лопвадор Кудымкарского района). Проживает в г. Кудымкаре.
Л. Н. Бражкин известен в крае как яркий художник-график. Он принимал участие во Всероссийской выставке художников (1985), в совместной выставке художников Республики Коми и Коми-Пермяцкого автономного округа (1986); участвовал в пленэре финно-угорских народов (1997), в совместных пленэрах коми-пермяцких и пермских художников (2003—2006); принимал участие в Международной художественной выставке «Ялгат» в г. Саранске (2007). Организовал персональные выставки в г. Кудымкаре (1995, 2004, 2021).
Задание 4.
Игорь Арифович Беглеров (род. 1987, Кудымкар, Пермская область) — российский самбист, чемпион России и мира, призёр чемпионатов России и Европы, мастер спорта России международного класса. Живёт в Кудымкаре. Тренируется в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва имени Л. Д. Голева. Его наставник — Заслуженный тренер России Василий Никитин.
Задание 5.
Ива́н Я́ковлевич Кривощёков (19 августа 1854 год, Кудымкар, Российская империя — 28 сентября 1916 года, Пермь, Российская империя) — географ и картограф Пермской губернии, действительный член Императорского русского географического общества.
Вклад в науку. Саженцы, привезённые им из питомника Казанской земледельческой школы осенью 1892 года, основали первый парк в Кудымкаре.
Главным делом жизни И. Я. Кривощекова было составление географических карт Пермской губернии. Ему принадлежит составление карт Соликамского, Пермского и Чердынского уездов.
Задание 6.
Татьяна Николаевна Надымова родилась 16 февраля 1975 года в деревне Большая Серва Кудымкарского района в семье рабочих. Окончила техническое училище № 4 г. Кудымкара по специальности «Художник оформитель и мастер по художественной обработке бересты» (1993). Народный мастер Пермского края.
Участник городских, окружных художественных выставок: отчетной выставки коми-пермяцких художников в Пермской государственной художественной галерее (2004), пленера «Пермский край - 2006» (Пермь - Кудымкар).
Задание 7.
Андрей Никифорович ЗУБОВ (1899—1937)
Родился 25 ноября 1899 г. в д. Верх - Иньва Кудымкарского района в крестьянской семье.
А. Н. Зубов — автор многих первых учебников и учебных пособий, терминологического словаря, знаток устного народно - поэтического творчества. Им был собран богатый материал коми-пермяцкого фольклора, где особое внимание уделялось сказкам. В 1935 г. в Кудымкаре был издан отдельный сборник со сказками. Он — основоположник коми-пермяцкой литературы. С 1934 г. А. Н. Зубов — член Союза писателей СССР.
Задание 8.
Пётр Ива́нович Суббо́тин-Пермя́к (6[18] декабря 1886, Кудымкар Пермской губернии ( Пермского края) — 6 января 1923, Пермь) — русский художник-авангардист, автор более чем 40 картин и около 100 графических произведений, педагог, профессор декоративной живописи.
Задание 9.
Алексей Иванович Калин родился 3 сентября 1940 г. в д. Мочга Юсьвинского района в крестьянской семье.
С именем А. И. Калина, врача-травматолога высшей категории, связаны значительные успехи в хирургической службе округа. Он первым из практических врачей стал изучать и обобщать результаты лечения травм по материалам диспансерного наблюдения в поликлинике. А. И. Калин — неутомимый новатор, внедрил в практику ряд новых методов лечения при переломах позвоночника, костей и суставов.
Ему присвоено почетное звание «Заслуженный врач РСФСР» (1983), он награжден знаком «Отличник здравоохранения», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
Задание 10.
В 1991 году был создан коми-пермяцкий ансамбль песни и танца "Шондiбан".
Коми-Пермяцкий ансамбль «Шондiбан» (в переводе с коми-пермяцкого - Лик солнца) - это единственный профессиональный коллектив в Коми-Пермяцком округе Пермского края, играющий важнейшее значение в сохранении и развитии коми-пермяцкой культуры. Главное место в постановочной работе занимают сюиты, вокально-хореографические композиции с литературным сценарием.
Тест. 7 «Парма – мой край родной. Коми – пермяцкая кухня»
Традиции коми-пермяцкой кухни своими корнями уходят в глубь истории. С незапамятных времён традиционными занятиями коми-пермяков были сбор ягод, грибов и трав, рыболовство и охота, которые и сформировали их основной рацион.
Эстöн баитны пондам коми-пермяцкőй сёян да паньбекőр йылiсь (Здесь будем говорить про коми – пермяцкую еду и посуду).
Тест состоит из 8 заданий. Каждому вопросу соответствует 1 вариант ответа, который нужно собрать из букв.
Задание 1.
Кыдз шусьö похлёбка, кöдö пуöны тшакись? (Как называется суп, который варится из грибов?)
Тшакьяшыд
Задание 2.
Кыдз шусьő кринка каттьőм симőтőн? (Как называется глиняная посуда, обмотанная берестой?)
Гырнич
Задание 3.
Отгадай загадку
Сюра, а оз люкась (Рогатый, а не бодается)
Ухват
Задание 4.
Кытшöм тусись керöны шаньгаэз? (Из какой крупы делают шаньги?)
Шыдöс-сечка
Задание 5.
Кыдз шусьö чериись пирöг? (Как называется пирог из рыбы?)
Черинянь
Задание 6.
Мый керöны пистикись? (Что готовят из пистиков?)
Пистиковöй пирöг
Задание 7.
Из какого овоща обычно делают пельмени коми – пермяки?
Кушманiсь
Задание 8.
Какую траву коми – пермяки употребляют в пищу?
Пикан
Тест. 8 «Парма – мой край родной. Достопримечательности»
Тест состоит из 9 заданий. Каждому заданию соответствует один вариант ответа.
Задание 1.
Памятник Кудым – Ошу
Памятник Кудым-Ошу, герою коми-пермяцкого эпоса был открыт в 2008 году. Согласно преданиям, он был вождём племени, потомками которого являются кудымкарцы. Прожил Кудым 150 лет, защищая и охраняя коми-пермяков, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и пообещал когда-нибудь вернуться на эту землю, чтобы помочь и поддержать земляков. Скульптура представляет собой раскрытую книгу, из которой выходит Кудым-Ош. Герой держит в руке символ пама - жезл главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. На левом плече у него сидит сова – символ мудрости, а рядом идёт медведь – хозяин лесов, олицетворение силы.
Задание 2.
Памятник П.И. Субботину-Пермяку.
Петр Иванович Субботин-Пермяк родился в этих местах. В первую очередь он был художником-авангардистом. Однако кроме многочисленных полотен, за всего 36 лет своей жизни успел создать местный краеведческий музей, основал мастерские, школы и Коми-Пермяцкий драматический театр. Памятник бул установлен накануне 125-летия художника. Его работы хранятся сегодня в Коми-пермяцком окружном краеведческом музее и государственной художественной галерее г. Перми.
Задание 3.
Городище Изъюр.
Памятник археологии. Место древнего поселения коми-пермяков. Прежде здесь располагалась древняя крепость. Увы, время внесло свои коррективы и сейчас городище – это просто холм, с которого открывается дивный вид на окрестности. На холме есть святой источник в виде головы медведя. Расположен на набережной реки Кува.
Задание 4.
Свято-Никольский кафедральный собор
Свято-Никольская церковь является главным учреждением Русской Православной Церкви на территории округа, она долгое время была центром не только религиозной, но и всей духовной жизни края. Здание церкви - первое каменное здание в Кудымкаре и одно из первых на территории округа, объявленное памятником истории и культуры. Предположительно построена по проекту известного архитектора А. Н. Воронихина, автора Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Задание 5.
Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького
Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького основан в 1931 году. С 1935 года носит имя М.Горького. Это один из старейших театральных коллективов Западного Урала. Коми-Пермяцкий округ из всех национальных округов Советского Союза стал первым, имеющим свой профессиональный театр. Сегодня театр является главным центром культуры Коми - Пермяцкого округа. Коми-Пермяцкий театр уникален тем, что в условиях, когда родной язык и культура в сознании коми-пермяков утрачивают свою актуальность, его популярность и авторитет у зрителя обратно пропорционально растут. Поэтому здесь он возлагает на себя миссию хранителя и популяризатора родного языка и культуры в целом и приоритетным направлением его деятельности является развитие национального репертуара.
Задание 6.
Культурно – Деловой Центр
Культурно – Деловой Центр - центр культурной жизни города. Создан в 1990 году.
Задание 7.
Мемориал Победы в Кудымкаре - ансамбль памятников погибшим в годы ВОВ: аллея Героев-коми-пермяков, Стена памяти с именами погибших и треугольная стела, объединенные общим подиумом, памятник Воину-Победителю. Расположен между улицами Гагарина и Лихачева, рядом с Драматическим театром.
Задание 8.
Парк культуры и отдыха им. И.Я. Кривощекова является памятником природы Кудымкара. Это одно из красивейших мест города, представляющее большую историко-культурную ценность. Это и памятник градостроительства, и памятник развития ботанической науки на Урале и, наконец, своеобразный "живой" памятник выдающемуся человеку, ученому и общественному деятелю Ивану Яковлевичу Кривощекову. Осенью 1892 года И.Я. Кривощеков выписал из питомника Казанской земледельческой школы саженцы лесных и садовых растений, среди которых были: боярышник, таволга, тополь, клен, береза, лиственница, кедр и много других.
Задание 9.
Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка
Музей был открыт в 1921 году по инициативе художника-авангардиста и общественного деятеля Петра Ивановича Субботина-Пермяка, имя которого было присвоено музею в 1945 году.
Основная задача музея – сохранить и транслировать национальное и культурное наследие коми-пермяцкого края. На сегодняшний день он насчитывает более 84 тысяч единиц хранения, среди которых присутствуют и уникальные предметы пермского звериного стиля, деревянные культовые скульптуры конца XIX века, сасанидское серебро, а также предметы науки и культуры местных художников, краеведов и учёных.
Тест. 9 «Парма – мой край родной. Ремесло»
Тест состоит из 10 заданий. В каждом задании нужно выбрать только один правильный ответ.
Задание 1.
Узнай ремесло по описанию.
Это ремесло считается одним из древнейших занятий коми-пермяков. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи. Ремесло продолжает развиваться на территории Кудымкарского района народным мастером по керамике Канюковым Иваном Ивановичем.
Гончарство
Задание 2.
Узнай ремесло по описанию.
Одним из самых любимых и используемых материалов была береста. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из неё делали разнообразную утварь, посуду и обувь. В основном изделия делали из пластовой бересты, и из берестяных лент шириной 1-3 см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод – это пестери, кузовки, корзины, вёдра. Также широко использовалось плетение из коры липы (нинкöм), из которого делали лапти. Этот материал взбухал и в дальнейшем и не пропускал воду.
Это самое популярное ремесло среди жителей Кудымкарского, Юсьвинского, Юрлинского, Кочевского, Косинского, Гайнского районов, а также г. Кудымкара.
Художественная обработка бересты
Задание 3.
Узнай ремесло по описанию.
Первая обувь из шерсти в виде цельного сапога появилась в конце XVIII века. Но так как кустарей этого мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение, стоила эта обувь дорого, носили её лишь зажиточные люди. Относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил обувь на почётное место возле печи. Семья, в которой была хоть одна пара этой обуви, считалась богатой. Её берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого была эта обувь, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала предметы этого ремесла к нему во двор – засылай, мол, сватов.
Валяние (пими)
Задание 4.
Узнай ремесло.
Художественная обработка бересты
Задание 5.
Узнай ремесло.
Валяние (пими)
Задание 6.
Узнай ремесло.
Коми мастера хорошо знали свойства различных древесных пород, умело использовали их при создании обиходных вещей и сооружений. Из ели и сосны они строили дом и хозяйственные постройки, из березы гнули полозья, делали лыжи и различные повозки, из осины выдалбливали лодки, различные сосуды, вырезали игрушки и своих «богов». Из еловых стволов с естественно кинутыми корневищами коми крестьянин изготовлял самые различные веши: охлупень и уключины для кровель, сани и волокушу, скамейку и льномялку, раму ткацкого станка и прялку.
Резьба по дереву
Задание 7.
Узнай ремесло.
Ткачество
Задание 8.
Узнай ремесло.
Гончарство
Задание 9.
Узнай ремесло.
Корнеплетение
Задание 10.
Узнай ремесло по описанию.
Это распространённый вид рукоделия коми-пермяков. На станке получали холсты, пестрядь, мешковину, браные полотенца. Материалом были лён и конопля. Пестрядь (холст в клетку) использовалась для пошива мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды. Избу украшали пёстрые дорожки из разноцветного лоскута по льняной основе. Самыми нарядными были браные полотенца, с узорами красного цвета. Полотенца дарили к рождению ребёнка, к свадьбе, и освящали последний путь человека на земле.
Тест. 10 «Парма – мой край родной. Словарь»
Словарь коми-пермяцких слов. Соедините слова на русском языке со словами на коми-пермяцком языке.
Тест состоит из 6 заданий. В каждом задании по 10 слов и значений.
Задание 1.
Семья.
Установи соответствия между словами на русском и коми-пермяцком языке
Аймам – родители
Мам – мама
Ай, тятю – папа
Дед – дед
Баб – баба
Сой – сестра
Вон – брат
Зон – сын
Ныв – дочь
Родвуж – родня, родственники
Задание 2.
Природные явления и объекты неживой природы.
Установи соответствия между словами на русском и коми-пермяцком языке
Зэр – дождь
Лым- снег
Шер – град
Енőшка – радуга
Чарőм – наст
Пуж – иней
Лысва – роса
Лымчир – снежинка
Шондi – солнце
Кымőр – туча
Задание 3.
Дом.
Установи соответствия между словами на русском и коми-пермяцком языке
Керку – дом
Вőск – чердак
Őшын – окно
Лабич – лавка
Посőдз – крыльцо
Ыбőс – дверь
Гор – печь
Джодж – пол
Пызан – стол
Джоджув – подпол
Задание 4.
Продукты.
Установи соответствия между словами на русском и коми-пермяцком языке
Нянь – хлеб
Йőв – молоко
Ма – мёд
Рись – творог
Кольттез – яйца
Чőвпан – каравай
Пизь – мука
Яй – мясо
Нőк – сметана
Ви - масло
Задание 5.
Растения.
Установи соответствия между словами на русском и коми-пермяцком языке
Кыдз – берёза
Кőз – ель
Льőмпу – черёмуха
Пожум – сосна
Нинпу – липа
Сэтőр – смородина
Горадзуль – купальница
Лымдорчача – подснежник
Туримоль – клюква
Пикан – сныть
Задание 6.
Животные.
Установи соответствия между словами на русском и коми-пермяцком языке
Вőрмőс – лось
Ур – белка
Кőин – волк
Руч – лиса
Кőч – заяц
Ош - медведь
Юсь – лебедь
Кыр – дятел
Рака – ворона
Ыбшар – жаворонок
Основные ссылки:
Тест. 1 «Парма – мой край родной. Природно – территориальные комплексы»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/lycl56nnztjcg
Тест. 2 «Парма – мой край родной. Орнамент»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/6xuaz4euzrpt4
Тест. 3 «Парма – мой край родной. Красная книга. Животные»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/nqgwsgcewumpi
Тест. 4 «Парма – мой край родной. Растения»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/zgbdy7dfsxtyy
Тест. 5 «Парма – мой край родной. Традиции, обычаи и обряды коми-пермяцкого народа»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/sgdyec2tvgpty
Тест. 6 «Парма – мой край родной. Знаменитые люди»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/zj3ly5ru5osvi
Тест. 7 «Парма – мой край родной. Коми – пермяцкая кухня»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/zjqrq4ynydykw
Тест. 8 «Парма – мой край родной. Достопримечательности»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/y73gi2gocm5ke
Тест. 9 «Парма – мой край родной. Ремесло»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/z4vy6c53p2gsc
Тест. 10 «Парма – мой край родной. Словарь»
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/4kpc3rpsvmt2c
Результаты
Квеста «Парма – мой край родной» (Электронного образовательного ресурса с этнокультурным содержанием образования)
В ходе выполнения Квеста была достигнута цель данного проекта: вовлечения детей и родителей в активную познавательную деятельность, направленную на формирование патриотического сознания и уважительного отношения к историческому наследию своей малой Родины.
Обучающиеся пополнили знания о нашем крае; расширили кругозор о традициях, обычаях и обрядах, орнаменте, ремесле, знаменитых людях, кухне, природно-территориальных комплексах, языке коми-пермяков; достопримечательностях города Кудымкара; животных и растениях нашего края.
Прививали интерес и уважительное отношение к самобытности коми-пермяцкого народа; воспитывали уважение и гордость к своей малой Родине; способствовали установлению тесного контакта и взаимодействия, а также совместной деятельности между обучающимися, родителями, учителями, между семьёй и школой.
Формат данного мероприятия даёт возможность охватить большое количество участников.
Эффективность проекта можно проследить по выполнению тестов, получению определённого количества баллов, указанных в сертификатах.
Данное мероприятие можно проводить, как разовое и целостное в рамках декады Коми-пермяцкого языка, а также систематически, включая данные задания на уроках окружающего мира, курса «Язык через культуру», при подготовке к ВПР по разделу «Краеведение», внеклассные занятия.
Рекомендуем использовать данный проект учителям начальной и основной школы, вовлекая в сотрудничество семьи обучающихся.
Публикация с сайта школы
Результаты общешкольного образовательного Квеста «Парма – мой край родной»
Индивидуальное прохождение
1а класс - Кл. рук.: Платицына Нина Леонидовна
1 м. - Чудинова Софья
2 м. - Рысев Александр
3 м. - Сыстерова Софья
1д класс - Кл. рук.: Тотьмянина Людмила Степановна
1 м. – Ошмарина Карина
2 м. - Надымов Лев
2 м. – Орехова Мария
2 м. – Голева Дарья
3 м. – Петров Роман
3 м. – Бажина Евгения
3 м. – Климова Екатерина
3в класс - Кл. рук.: Кривощёкова Надежда Алексеевна
1 м. – Швецова Дарья
1 м. – Пигалев Ярослав
2 м.- Попов Артём
3г класс - Кл. рук.: Тупицына Надежда Васильевна
1 м.- Климов Данил
2 м. - Петров Артём
3 м. – Овчинникова Елизавета
4а класс - Кл. рук.: Воробьёва Валентина Ильинична
1 м. - Лунегова Дарья
2 м. - Кудымова Мария
2 м. - Вилесов Владимир
2 м. - Сакейкина Ирина
2 м. - Яковкина Екатерина
2 м. - Чадова Ксения
4в класс - Кл. рук.: Русинова Елена Владимировна
1 м. – Тупицын Никита
1 м. – Петрова Анна
2 м. – Попов Егор
2 м. – Мутовкин Дмитрий
2 м – Четина Милана
2 м.- Фирсов Роман
2 м. – Габова Анна
2 м.- Толстиков Дмитрий
3 м.- Чакилев Павел
3 м. – Чакилев Александр
3 м.- Тотьмянина Александра
3 м. – Ярусова Юлия
4г класс - Кл. рук.: Светлакова Галина Мечиславовна
3 м. - Четин Арсений
5б класс - Кл. рук.: Мехоношина Анастасия Анатольевна
2 м. - Айрапетян Виктория
5в класс - Кл. рук.: Лесникова Надежда Васильевна
1м. - Радостев Арсений
1 м. - Зубова Дарья
2 м. - Голева Анна
2 м. - Щукина Виталина
2 м. - Тупицын Михаил
3 м. - Чемоданов Алексей
3 м. - Климова Анжелика
3 м. - Моисеевских Матвей
3 м. – Женин Захар
6а класс - Кл. рук.: Боталова Надежда Владимировна
1 м. - Щукюрова Эльвира
2м. - Исыпова Арина
6в класс - Кл. рук.: Мазеина Ольга Васильевна
1 м. - Гордеева Валерия
2 м. – Кривощёкова Арина
2 м. – Тотьмянина Анна
3 м. - Федосеев Вячеслав
7в класс - Кл. рук.: Яркова Елена Петровна
1 м. – Зубов Максим
1 м. – Попов Никита
1 м.- Тотьмянина Дарья
1 м.- Тупицын Матвей
2 м. – Бычкова Алина
2 м. – Бычков Максим
2 м. - Климов Максим
2 м.- Луцкевич Ксения
2 м. – Панина Дарина
2 м. – Патрукова Анастасия
2 м. – Савельев Арсений
2 м – Ужегов Даниил
3 м. – Берзина Ирина
3 м.- Бычкова Анастасия
3 м. – Галкин Степан
3 м.- Канюкова Кристина
3 м. –Лопатина Анна
3 м. - Мехоношина Диана
3 м. – Петрова Вероника
3 м. – Суворов Артём
3 м. – Лунегов Павел
8б класс - Кл. рук.: Антипова Наталья Владимировна
1 м. - Лесников Никита
3 м. – Зубов Михаил
3 м. – Хозяшева Софья
9а класс - Кл. рук.: Красносельских Елёна Анатольевна
1 м. – Кривощёкова Кристина
2 м. – Нечаева Ольга
3 м. – Дмитриев Иван
Командное прохождение
1 место – 1 д класс, кл. рук.: Тотьмянина Людмила Степановна
1 место - 4 в класс, кл. рук.: Русинова Елена Владимировна
1 место - 7 в класс, кл. рук.: Яркова Елена Петровна
2 место - 3 г класс, кл. рук.: Тупицына Надежда Васильевна
2 место - 5 в класс, кл. рук.: Лесникова Надежда Васильевна
2 место - 6 в класс, кл. рук.: Мазеина Ольга Васильевна
3 место – 3 в класс, кл. рук.: Кривощёкова Надежда Алексеевна
3 место - 8 б класс, кл. рук.: Антипова Наталья Владимировна
Поздравляем победителей и участников! Каждый взял для себя что-то новое. Всем спасибо за участие!
Дмитриенко Вера Николаевна