12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лазарева Екатерина Вячеславовна69

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-9 классов

«Лингвистический турнир»

(командная игра)

Цели:

- развитие интереса учащихся к русскому языку как национальному языку;

- воспитание интереса к предмету «Русский язык»;

- закрепление знаний учащихся, полученных на уроках русского языка;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание любви к родному языку.


Оборудование:  плакаты с высказываниями писателей о русском языке, карточки с заданиями для конкурсов, «чёрный ящик», бутылка с водой, шапка, игрушечный медведь, колесо от машинки,  призы победителям.


Условия игры: в турнире принимают участие две сборные команды, состоящие из учащихся 5 – 9 классов (по одному - два представителя от класса в  каждую команду), прошедших отборочный этап. Непосредственно перед игрой участники делятся на команды путем жеребьёвки, выбирают капитана  и название команды.

За каждый правильный ответ на вопрос или выполненное задание команда получает по одному очку, которые суммируются в конце игры. Победительницей турнира становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

В промежутках командного турнира проводится игра со зрителями. Участники этой игры за каждый правильный ответ получают жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Наибольшее количество жетонов определяет победителя игры со зрителями.


Отборочный этап проводится заранее в форме  диктанта на выявление самых  грамотных учащихся в каждом классе. Текстом для диктанта является одно из высказываний о русском языке писателей-классиков (на усмотрение организатора турнира). Ученики, допустившие наименьшее количество ошибок в диктанте, становятся участниками турнира.



Ход игры

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, дорогие участники, болельщики и, конечно же, учителя! Я рада приветствовать вас в этом зале!

С самого раннего детства и до глубокой старости  вся жизнь человека неразрывно  связана с языком. Язык – это самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы вокруг нас, если бы не было языка. Не было бы общения между людьми, не было бы общества в целом, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы человека, не было бы культуры. К.Д. Ушинский писал когда-то: «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык – это жизнь народа».

Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык? Это национальный язык русского народа, наш родной язык, на котором мы говорим с самого раннего детства, язык наших дедов и прадедов, наших отцов и матерей.

Итак, как вы уже, наверно, догадались, что сегодня наша встреча посвящена  русскому языку. И мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г.Паустовский)

  1. Представление команд – участниц, жюри. Объяснение условий игры.
  2. Конкурсная программа.

Учитель: Предлагаю наши соревнования начать с шутливой, но хитрой разминки.

(команды по очереди отвечают на вопросы)

1 конкурс - разминка «Весёлые вопросы »

  1. Какое местоимение русского языка можно назвать  самым хвастливым и самым скромным и почему? ( Местоимение я: говорит о себе, но стоит последним в алфавите)
  2. В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
  3. Какое наречие предлагает кусок ткани на пальто или костюм? ( наречие наотрез - на отрез)
  4. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  5. Какие два личных местоимения мешают дорожному движению? (Я, мы – ямы)
  6. Какой знак препинания в русском языке часто «ставят ребром», после чего он часто «болеет»? (Вопросительный знак: сначала ставят «вопрос ребром» - получается «больной вопрос»)
  7. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
  8. Какое личное местоимение нужно прибавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? (Ты к вы – тыквы )

Слово жюри для подведения  итогов первого конкурса.

Учитель: Первый конкурс завершён, первые итоги подведены, и мы продолжаем наш турнир.

 Могуч наш русский язык. Есть в нём такой раздел – фонетика, наука о звуках языка. Наш следующий конкурс проверит знания учащихся в области фонетики.

2 конкурс «Фонетические головоломки»

  1. 1 команде:

Я могу взбесить быка,

Нас весной летают тучи.

Заменив мне «М» на «К»,

Ты животное получишь.

«Р» добавь – и в тот же миг

Я  в размерах уменьшаюсь,

Но в количествах больших

Кое-где употребляюсь.

Припиши мне «О» в начале –

Я, пожалуй, не совру, -

Ты откажешься едва ли

От еды такой в жару. (Мошка – кошка – крошка - окрошка)

2 команде:

Недалеко разгадка скрыта,

Не очень трудное задание:

Возьмём три буквы алфавита,

Из них легко построить здание.

Изменим букву мы в начале –

И пропадёт постройка вмиг.

Получим то, что мы встречали

Не раз на полочке для книг.

Теперь у найденного слова

Начало переменим снова,

И даже удивимся сами:

Какая рыбина с усами! (Дом – том – сом)

  1. 1 команде:

Первый слог стоит на море,

Там, где с ветром волны спорят.

Точно так же назовём мы

На компьютере разъёмы.

Слог второй в ковчег по паре

Взял с собою всякой твари,

Очень долго плыл куда – то

И причалил к Арарату.

Пораскинь теперь умишком:

Кто сошьёт тебе штанишки? (Порт – Ной – портной)

2 команде:

Чтоб шараду эту разрешить,

Надо старину поворошить.

Был когда-то на Руси налог,

С крепостных его помещик брал.

Букву первую отбрось – и первый слог

Для шарады ты уже узнал.

И второй нас в прошлое зовёт,

Он в народной памяти живёт:

В старом русском алфавите так

Называлась буква «твёрдый знак».

Вот теперь, решив шараду, ты узнал,

Кто коммерческий на биржах правит бал. (Брокер)

  1. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (Лапа, пир, тир. )

(карточки с заданием обеим командам).


Пока команды выполняют задание, проведём игру для зрителей.

Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. (Слова записаны на доске)


Слово жюри для подведения итогов второго конкурса.

Учитель: А теперь я предлагаю нашим участникам отправиться на поиски ошибок. Ваша задача – найти и исправить все ошибки в письме девочки Оли своему дяде. (карточки с заданием для каждой команды)

3 конкурс «Следопыты».

Дядя прашу тибя, памаги

Тваей плимянницы оле,

А то нибудит ейной наги

В этай пративнай школи.

Мне фчира за дектант на слава

Учитиль паставел два,

А сам сказал што маю работу

Дажи  нисмог прочетать.

Папраси ево дядя  исправеть двойку

И паставеть мне пять.


( Дядя, прошу тебя, помоги

Твоей  племяннице Оле,

А то не будет её ноги

 В этой противной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смог прочитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять.)

Пока наши участники ищут ошибки – игра со зрителями.

  1. Как правильно сказать: У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей ? Или  у рыб нет зуб? (Правильный ответ: у рыб есть зубы)
  2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля – колья)
  3. Название какого города содержит одно имя мальчика и сто имён девочек? (Севастополь)

Учитель: Завершился третий конкурс нашего турнира, и мы переходим к следующим конкурсам, которые проверят: так ли глубоки знания наших игроков в области лексики и фразеологии.

4 конкурс  «А я с лексикой дружу»

Итак, проверим: хорошо ли вы знаете лексическое значение слов.

1 Команде:

- Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? ( Нет: предлог – повод к чему-нибудь, наречие – совокупность диалектов какого-либо  языка)

- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (Нет: точка – след от прикосновения)

2 команде:

- Всякий ли пар способен подниматься к верху? (Нет: поле под паром – поле, оставленное на одно лето незасеянным)

- Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов? (Нет: нота – дипломатическое обращение одного представительства к другому)

Жюри подводит итоги двух конкурса.

Учитель: Следующие конкурсы посвящёны фразеологизмам.

Наши соотечественники часто употребляют в речи устойчивые сочетания, но страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Он в этом деле собаку съел» или «Заруби себе на носу». Однако мы- то с вами – русские и, конечно же, знаем, что означают такие фразы.  А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить. Сейчас вам, дорогие участники, предлагается проявить себя в следующих конкурсах.

5 конкурс  «Перевёртыши»

Ваша задача – восстановить «перевёрнутые» поговорки .

(карточки с заданием )

1 команде:

  1. Воздух песок тупит. (Вода камень точит)
  2. Мни чугун, если холодно. ( Куй железо, пока горячо)
  3. Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы)
  4. Зубы из Минска выгонят. (Язык до Киева доведёт)
  5. На подлодку с дискотеки. (С корабля на бал)

2 команде:

  1. От одной мамки старик в очках. (У семи нянек дитя без глаза)
  2. Цыплёнок поросёнку не враг. (Гусь свинье не товарищ)
  3. Воробья фактами не морят. (Соловья баснями не кормят)
  4. Мыло в кульке спрячешь. (Шила в мешке не утаишь)
  5. Снимать пельмени с бровей. (Вешать лапшу на уши)

Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями «Доскажи фразеологизм»

  1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

          О них обычно говорят: … («Водой не разольёшь»).

  1. Мы исходили городок буквально … (вдоль и поперёк).

И так устали мы в дороге, что еле … (волочили ноги).

  1. Фальшивят, путают слова, поют … (кто в лес, кто по дрова).
  2. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

6 конкурс «Чёрный ящик»

Сейчас перед  вами  появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что там находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.

1 команде:

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в ней концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)

2 команде:

Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

1 команде:

Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н.В.Гоголя. Кто это? (медведь)

2 команде:

Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)


Жюри подводит итоги двух конкурсов.

Учитель: Для участия в нашем следующем конкурсе приглашаются капитаны команд.

7 конкурс «Капитаны»

Вопрос капитанам:

Один из героев произведения Н.С.Лескова «Смех и горе» писал: «…Я единожды встретился с господином начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником». Может ли быть у этого предложения двоякий смысл? От чего это зависит? (При изменении интонации и постановке запятой после дополнения им слова подлецом и мошенником становятся характеристикой (определением) начальника губернии).

( В этом конкурсе побеждает капитан команды, давший не только правильный, но и полный ответ)

Жюри объявляет итог капитанского конкурса.

Учитель: А я объявляю последний конкурс нашего турнира.

8 конкурс «Одна буква, марш!»

Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить  вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками.  «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)

Пока команда работает, мы проводим последний конкурс игры со зрителями «Шарады»

  1. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  1. Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении явно услышишь,

Всё вместе -  на темы различные пишешь.(Сочинение)

Учитель: Наш турнир подошёл к концу. Кто же станет бесспорным победителем? Прошу жюри огласить результат последнего конкурса и общий итог.

 Жюри объявляет победителей турнира и игры со зрителями. Награждение.

Учитель: Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился.  Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших в нём участие. А завершить нашу встречу хочется  словами И.С.Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»




Список использованной литературы

  1. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю.Кадашникова, А.И.Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы:игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград:Учитель,2009.
  3. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку: Учеб. Пособие для учащихся 5 – 9 кл.сред.шк. – Челябинск: Юж. Урал. КН. Изд-во, 1996.
  4. Слова и числа:занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях / ав.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Загадки-шарады. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. М.П.Филипченко. _Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2012.


Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.11.19 в 00:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку!!!
Лазарева Екатерина Вячеславовна, 10.01.23 в 19:21 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста! Рада, что Вам понравилось!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.