Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-9 классов «Лингвистический турнир»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-9 классов
«Лингвистический турнир»
(командная игра)
Цели:
- развитие интереса учащихся к русскому языку как национальному языку;
- воспитание интереса к предмету «Русский язык»;
- закрепление знаний учащихся, полученных на уроках русского языка;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке, карточки с заданиями для конкурсов, «чёрный ящик», бутылка с водой, шапка, игрушечный медведь, колесо от машинки, призы победителям.
Условия игры: в турнире принимают участие две сборные команды, состоящие из учащихся 5 – 9 классов (по одному - два представителя от класса в каждую команду), прошедших отборочный этап. Непосредственно перед игрой участники делятся на команды путем жеребьёвки, выбирают капитана и название команды.
За каждый правильный ответ на вопрос или выполненное задание команда получает по одному очку, которые суммируются в конце игры. Победительницей турнира становится команда, набравшая наибольшее количество очков.
В промежутках командного турнира проводится игра со зрителями. Участники этой игры за каждый правильный ответ получают жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Наибольшее количество жетонов определяет победителя игры со зрителями.
Отборочный этап проводится заранее в форме диктанта на выявление самых грамотных учащихся в каждом классе. Текстом для диктанта является одно из высказываний о русском языке писателей-классиков (на усмотрение организатора турнира). Ученики, допустившие наименьшее количество ошибок в диктанте, становятся участниками турнира.
Ход игры
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.
Здравствуйте, дорогие участники, болельщики и, конечно же, учителя! Я рада приветствовать вас в этом зале!
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Язык – это самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы вокруг нас, если бы не было языка. Не было бы общения между людьми, не было бы общества в целом, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы человека, не было бы культуры. К.Д. Ушинский писал когда-то: «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык – это жизнь народа».
Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык? Это национальный язык русского народа, наш родной язык, на котором мы говорим с самого раннего детства, язык наших дедов и прадедов, наших отцов и матерей.
Итак, как вы уже, наверно, догадались, что сегодня наша встреча посвящена русскому языку. И мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г.Паустовский)
- Представление команд – участниц, жюри. Объяснение условий игры.
- Конкурсная программа.
Учитель: Предлагаю наши соревнования начать с шутливой, но хитрой разминки.
(команды по очереди отвечают на вопросы)
1 конкурс - разминка «Весёлые вопросы »
- Какое местоимение русского языка можно назвать самым хвастливым и самым скромным и почему? ( Местоимение я: говорит о себе, но стоит последним в алфавите)
- В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
- Какое наречие предлагает кусок ткани на пальто или костюм? ( наречие наотрез - на отрез)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Какие два личных местоимения мешают дорожному движению? (Я, мы – ямы)
- Какой знак препинания в русском языке часто «ставят ребром», после чего он часто «болеет»? (Вопросительный знак: сначала ставят «вопрос ребром» - получается «больной вопрос»)
- Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
- Какое личное местоимение нужно прибавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? (Ты к вы – тыквы )
Слово жюри для подведения итогов первого конкурса.
Учитель: Первый конкурс завершён, первые итоги подведены, и мы продолжаем наш турнир.
Могуч наш русский язык. Есть в нём такой раздел – фонетика, наука о звуках языка. Наш следующий конкурс проверит знания учащихся в области фонетики.
2 конкурс «Фонетические головоломки»
- 1 команде:
Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару. (Мошка – кошка – крошка - окрошка)
2 команде:
Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить здание.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами! (Дом – том – сом)
- 1 команде:
Первый слог стоит на море,
Там, где с ветром волны спорят.
Точно так же назовём мы
На компьютере разъёмы.
Слог второй в ковчег по паре
Взял с собою всякой твари,
Очень долго плыл куда – то
И причалил к Арарату.
Пораскинь теперь умишком:
Кто сошьёт тебе штанишки? (Порт – Ной – портной)
2 команде:
Чтоб шараду эту разрешить,
Надо старину поворошить.
Был когда-то на Руси налог,
С крепостных его помещик брал.
Букву первую отбрось – и первый слог
Для шарады ты уже узнал.
И второй нас в прошлое зовёт,
Он в народной памяти живёт:
В старом русском алфавите так
Называлась буква «твёрдый знак».
Вот теперь, решив шараду, ты узнал,
Кто коммерческий на биржах правит бал. (Брокер)
- Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (Лапа, пир, тир. )
(карточки с заданием обеим командам).
Пока команды выполняют задание, проведём игру для зрителей.
Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. (Слова записаны на доске)
Слово жюри для подведения итогов второго конкурса.
Учитель: А теперь я предлагаю нашим участникам отправиться на поиски ошибок. Ваша задача – найти и исправить все ошибки в письме девочки Оли своему дяде. (карточки с заданием для каждой команды)
3 конкурс «Следопыты».
Дядя прашу тибя, памаги
Тваей плимянницы оле,
А то нибудит ейной наги
В этай пративнай школи.
Мне фчира за дектант на слава
Учитиль паставел два,
А сам сказал што маю работу
Дажи нисмог прочетать.
Папраси ево дядя исправеть двойку
И паставеть мне пять.
( Дядя, прошу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле,
А то не будет её ноги
В этой противной школе.
Мне вчера за диктант на слова
Учитель поставил два,
А сам сказал, что мою работу
Даже не смог прочитать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять.)
Пока наши участники ищут ошибки – игра со зрителями.
- Как правильно сказать: У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей ? Или у рыб нет зуб? (Правильный ответ: у рыб есть зубы)
- Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля – колья)
- Название какого города содержит одно имя мальчика и сто имён девочек? (Севастополь)
Учитель: Завершился третий конкурс нашего турнира, и мы переходим к следующим конкурсам, которые проверят: так ли глубоки знания наших игроков в области лексики и фразеологии.
4 конкурс «А я с лексикой дружу»
Итак, проверим: хорошо ли вы знаете лексическое значение слов.
1 Команде:
- Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? ( Нет: предлог – повод к чему-нибудь, наречие – совокупность диалектов какого-либо языка)
- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (Нет: точка – след от прикосновения)
2 команде:
- Всякий ли пар способен подниматься к верху? (Нет: поле под паром – поле, оставленное на одно лето незасеянным)
- Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов? (Нет: нота – дипломатическое обращение одного представительства к другому)
Жюри подводит итоги двух конкурса.
Учитель: Следующие конкурсы посвящёны фразеологизмам.
Наши соотечественники часто употребляют в речи устойчивые сочетания, но страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Он в этом деле собаку съел» или «Заруби себе на носу». Однако мы- то с вами – русские и, конечно же, знаем, что означают такие фразы. А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить. Сейчас вам, дорогие участники, предлагается проявить себя в следующих конкурсах.
5 конкурс «Перевёртыши»
Ваша задача – восстановить «перевёрнутые» поговорки .
(карточки с заданием )
1 команде:
- Воздух песок тупит. (Вода камень точит)
- Мни чугун, если холодно. ( Куй железо, пока горячо)
- Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы)
- Зубы из Минска выгонят. (Язык до Киева доведёт)
- На подлодку с дискотеки. (С корабля на бал)
2 команде:
- От одной мамки старик в очках. (У семи нянек дитя без глаза)
- Цыплёнок поросёнку не враг. (Гусь свинье не товарищ)
- Воробья фактами не морят. (Соловья баснями не кормят)
- Мыло в кульке спрячешь. (Шила в мешке не утаишь)
- Снимать пельмени с бровей. (Вешать лапшу на уши)
Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями «Доскажи фразеологизм»
- Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: … («Водой не разольёшь»).
- Мы исходили городок буквально … (вдоль и поперёк).
И так устали мы в дороге, что еле … (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова, поют … (кто в лес, кто по дрова).
- Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
6 конкурс «Чёрный ящик»
Сейчас перед вами появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что там находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.
1 команде:
Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в ней концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)
2 команде:
Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
1 команде:
Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н.В.Гоголя. Кто это? (медведь)
2 команде:
Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)
Жюри подводит итоги двух конкурсов.
Учитель: Для участия в нашем следующем конкурсе приглашаются капитаны команд.
7 конкурс «Капитаны»
Вопрос капитанам:
Один из героев произведения Н.С.Лескова «Смех и горе» писал: «…Я единожды встретился с господином начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником». Может ли быть у этого предложения двоякий смысл? От чего это зависит? (При изменении интонации и постановке запятой после дополнения им слова подлецом и мошенником становятся характеристикой (определением) начальника губернии).
( В этом конкурсе побеждает капитан команды, давший не только правильный, но и полный ответ)
Жюри объявляет итог капитанского конкурса.
Учитель: А я объявляю последний конкурс нашего турнира.
8 конкурс «Одна буква, марш!»
Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.
Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)
Пока команда работает, мы проводим последний конкурс игры со зрителями «Шарады»
- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
- Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении явно услышишь,
Всё вместе - на темы различные пишешь.(Сочинение)
Учитель: Наш турнир подошёл к концу. Кто же станет бесспорным победителем? Прошу жюри огласить результат последнего конкурса и общий итог.
Жюри объявляет победителей турнира и игры со зрителями. Награждение.
Учитель: Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился. Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших в нём участие. А завершить нашу встречу хочется словами И.С.Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Список использованной литературы
- Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю.Кадашникова, А.И.Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы:игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград:Учитель,2009.
- Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку: Учеб. Пособие для учащихся 5 – 9 кл.сред.шк. – Челябинск: Юж. Урал. КН. Изд-во, 1996.
- Слова и числа:занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях / ав.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Загадки-шарады. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. М.П.Филипченко. _Волгоград: Учитель, 2007.
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Кияйкина Наталья Федоровна
Лазарева Екатерина Вячеславовна