Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса "Люби и знай русский язык"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса "Люби и знай русский язык"
Цели и задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания, полученные на уроках русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности, умение работать в команде.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к русскому языку, культуру общения, умение слушать других.
Форма проведения: интеллектуальная игра-соревнование.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран (для презентации и медиа-заданий).
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Бланки для ответов, ручки.
Жетоны для подсчета очков (или таблица на доске).
Музыка для фонозаписей (фанфары, музыкальные паузы).
Призы для победителей и участников (например, грамоты, книги, сладкие призы).
Действующие лица:
Ведущий (учитель или подготовленный ученик старших классов).
Две команды учащихся 7 класса (по 5-7 человек, с заранее выбранными названиями и девизом).
Жюри (можно привлечь учителей русского языка и литературы, старшеклассников).

Ход мероприятия
I. Организационный момент (5 минут)
(Звучит торжественная музыка)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре "Люби и знай русский язык"! Русский язык – это не просто учебный предмет, это живая, развивающаяся система, это ключ к пониманию нашей культуры и истории. Сегодня мы проверим ваши знания, смекалку и умение работать в команде. Давайте поприветствуем наши команды!
(Представление команд. Команды по очереди называют свое название и девиз, связанный с русским языком).
Пример названия команды: "Знатоки речи", "Грамотеи", "Словесники".
Пример девиза: "Мы грамотеи, и в этом сила, родной язык покорить нам по силам!"
Ведущий: А теперь поприветствуем наше уважаемое жюри, которое будет внимательно следить за ходом игры и беспристрастно подсчитывать баллы.

II. Основная часть: Конкурсы
Конкурс 1: Разминка "Вопрос на засыпку" (5 минут)
Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ – 1 балл.
Какой суффикс стоит в слове "медвежонок"? (-онок-)
Назовите главный член предложения, который отвечает на вопрос "кто? что?". (Подлежащее)
Какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Назовите все падежи в том порядке, в котором они заучиваются. (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный)
Какое слово не является наречием: быстро, вдруг, бег? (Бег)
Как пишется: (не)знакомый или незнакомый? (Слитно, так как можно заменить синонимом без "не" – чужой).
Конкурс 2: "Реставраторы" (7 минут)
Командам раздают карточки с "испорченными" пословицами. Нужно восстановить их первоначальный вид.
Карточка 1: Ус хорошо, а два лучше. (Ум хорошо, а два лучше.)
Карточка 2: Без труда не выловишь и рыбку из труда. (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Карточка 3: Слово не воробей, не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Карточка 4: Что написано пером, того не вырубишь и топором. (Что написано пером, того не вырубишь топором.)
Оценка: 2 балла за каждую правильно восстановленную пословицу.
Конкурс 3: "Лингвистический детектив" (10 минут)
Командам показываются слайды или раздаются карточки с загадками о словах.
Загадка первая: Я – невидимка. В этом вся моя суть. Меня в школе подчеркивают и в точку меняют. Кто я? (Тире)
Загадка вторая: Мы слова от вас скрываем, но в себе их заключаем. Если нас переставить, слова сможете разгадать. Отгадайте слова: роса, кит, парк. (Кит – тик, парк – карп)
Загадка третья: Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Ал-фа-вит)
Загадка четвертая: В каком слове сорок гласных? (Сорока)
Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.
Конкурс 4: "Грамматический бой" (10 минут)
Команды получают одинаковые тексты, в которых допущены грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Задача – найти и исправить как можно больше ошибок за отведенное время.
Пример текста: "В солнечный день мы с ребятами пошли в парк. На ветках деревьев пели птицы. Мы катались на качелях и играли в мяч. Потом мы сели на скамейку и съели бутерброды с колбасой. Было очень весело и интересно".
Можно намеренно сделать ошибки: "солнечный", "качелей", "бутерброды с колбосой" и убрать некоторые запятые.
Оценка: 1 балл за каждую найденную и исправленную ошибку.
Конкурс 5: "Творческая мастерская" (10 минут)
Командам дается задание: составить небольшой связный текст (5-7 предложений), используя все следующие слова: прекрасный, удивительный, фотографировать, наслаждаться, впоследствии. Текст должен быть осмысленным и грамотным.
Оценка: жюри оценивает грамотность, логичность, оригинальность и использование всех слов. Максимум – 5 баллов.
Конкурс 6: "Конкурс капитанов" (5 минут)
Капитаны выходят для индивидуального состязания. Им дается задание: объяснить значение фразеологизмов.
Первому капитану: "Бить баклуши", "Водить за нос".
Второму капитану: "Зарубить на носу", "Повесить нос".
Оценка: 2 балла за каждое правильное объяснение.

III. Музыкальная пауза или игра со зрителями (5 минут)
Пока жюри подводит итоги, можно провести викторину для болельщиков.
Вопросы для зрителей:
Какое слово начинается с трех "г" и заканчивается на три "я"? (Тригонометрия)
Какие местоимения самые чистые? (Вы-мы-та)
В каком слове "нет" встречается 100 раз? (Столет)

IV. Подведение итогов и награждение (5 минут)
Жюри объявляет результаты, комментирует игру команд, награждает победителей и всех участников памятными грамотами и призами. Можно учредить номинации: "Самая грамотная команда", "Самая находчивая команда", "Лучший капитан".
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Мы убедились, что русский язык – это удивительный и интересный мир, полный загадок и открытий. Любите, цените и обогащайте свою речь, ведь как сказал И.С. Тургенев: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!". Спасибо всем за участие!
(Звучит торжественная музыка).