12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ксения28

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

«ПОГОВОРИМ О СКВЕРНОСЛОВИИ?..»

Цели: информировать подростков о проблеме сквернословия; содействовать развитию речевой культуры подростков, культуре поведения в обществе; мотивировать к работе над собой, самовоспитанию.
 

ЗАДАЧИ:

сформировать у обучающихся представление о понятии «сквернословия» и его видах, о вреде здоровью от  использования в речи «бранных слов»;
развивать связную устную речь, пополнять и обогащать пассивный словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь; развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства и мысли;
формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью.

Слайд 1.

1.Образовательные задачи:

-сформировать у учащихся представление о понятии «сквернословия» и его видах, о вреде здоровью от использования в речи «бранных слов».

-выявить имеющиеся знания по данной теме.

2. Развивающие задачи:

-развивать связную устную речь, орфоэпически правильное произношение, пополнять и обогащать пассивный словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь;

-развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства и мысли).

-развивать навыки сопротивления сквернословию.

3.Воспитательные задачи:

-формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью.

 

Тип урока: изучение новой темы.

Методы обучения:

-рассказ-объяснение;

- фронтальный опрос;

- индивидуальная работа;

- работа в группах.

 

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

3.Сообщение нового материала.

4.Закрепление знаний (практическая часть).

5.Заключительный этап.

 

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие).

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (объявление темы, целей и задач).

 

Слайд 2.

«Ни одно слово, исходящее из уст человеческих,
не теряется в пространстве бесследно.
Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след. Оно живёт среди нас и действует на сердца наши. Ибо в слове содержится великая духовная энергия - Или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Вопрос к обучающимся: как вы понимаете значение выражения «бранные слова»? (ответы обучающихся)

Слайд 3.

 

3.Сообщение нового материала.

Слайд 4.

Слово учителя:

Наверняка, каждому из вас знакомо выражение «поле брани». В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что нельзя бранить детей матом, они будут мучимы бесами.

Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Выругаться, выплеснуть из себя всю злость можно было только в одном месте – поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Слайд 5.

Как вы считаете, почему люди сквернословят?

Ответы учащихся.

Слайд 6.

В глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Слайд 7.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Слайд 8.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Слайд 9.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Слайд 10.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".


 

Слайд 11.

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.


 

4.Закрепление знаний (практическая часть).


 

Слайд 12.

Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!


 

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова.

Слайд 13.

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.


 

Слайд 14.

1) Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить в морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.


 

2) Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.


 

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».


 

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья:

он способствует снижению интеллекта,

провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности,

обворовывает нас духовно,

унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь,

калечит людские судьбы,

приводит к раннему старению и преждевременной

смерти.


 

Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Слайд 15.

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:

Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

Слайд 16.

Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?


 

Вывод: для тех, кто сквернословит, есть два пути:

Зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения себя как личности.

Зная, что это плохо, отказаться от вредной привычки, встать на путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.


 

Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

перестать ругаться самому,

выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

читать русскую классическую литературу;

запоминать стихотворения, афоризмы.


 

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (такое растение). И кому-то это помогало.


 

Составление антирекламы сквернословия.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети читают свои лозунги, заранее подготовленные дома)

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

 

5.Заключительный этап.


 

Заключительное слово.

Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 23.03.23 в 07:22 1Ответить Пожаловаться
Для повышения ценности публикации крепить нужно и презентацию сюда, а не отдельной публикацией.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.