12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина33
Учитель русского языка и литературы, стаж работы 29 лет.
Россия, с.Морозово Тейковского района
4

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, «Бессмертие народа – в его языке» (Ч.Айтматов)

Учитель русского языка и литературы МКОУ Морозовская СОШ Гончарова Ирина Ивановна

Внеклассное мероприятие,

посвященное Международному дню родного языка,

«Бессмертие народа – в его языке» (Ч.Айтматов)

Цель: формировать бережное отношение к родному языку.

Задачи:

- познакомить с историей и традициями праздника;

- узнать интересные факты о развитии языка;

- показать богатство и красоту родного языка, отражающего историю и культуру народа.

Оборудование: проектор; дидактический материал; орфографические словари.

Форма мероприятия: «живая» книга на основе мини-исследований обучающихся. За неделю до мероприятия учитель формирует из обучающихся 4 группы, каждой дается задание по решению определенной поисковой задачи: собрать информацию, оформить, презентовать в качестве «страницы» общей книги.

Ход мероприятия

Учитель

Ежегодно 21 февраля отмечается необычный праздник, попробуйте догадаться, с чем он связан по высказываниям известных писателей:

«Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит и вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу». Н. М. Карамзин.

«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». К. Г. Паустовский

- О каком же явлении в жизни человека идет речь? (о языке)

- Действительно, 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Давайте составим доказательный кластер, определите значение языка (ответы учащихся записываются в форме схемы):

t1613578529aa.gif

- Посмотрите, ребята, эта схема помогает нам понять, что же такое язык. Язык – это исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, средство общения в человеческом обществе, важнейший инструмент развития общества, помогающий сохранить традиции, обычаи и историю народа. По мнению ученых, речевые навыки у человека появились примерно 100 000 лет назад, а письменные формы языка - около 5 000 лет назад. Как видим, язык прошел тысячелетний путь развития, и у каждого народа свой сформировался свой язык.

- Предлагаю вам сегодня составить живую книгу языка, посвященную празднику, для этого вы представите исследовательские проекты своих групп в качестве страниц этой книги.

- Итак, первая страница – История праздника.

Возможное представление учащихся 1 группы.

Международный день родного языка был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году решением 30-й сессии. И с 2000 года ежегодно отмечается 21 февраля. Цель праздника – содействовать сохранению исчезающих языков, культур исчезающих народностей.

Дата праздника выбрана в память о событиях, которые произошли 21 февраля 1952 года в столице Бангладеш. В городе Дакке язык коренной народности не был призван официальным. Студенты вышли на городскую площадь в защиту своего родного языка урду, который они требовали признать одним из государственных языков страны. Однако мирная акция закончилась беспорядками, студенты погибли от пуль полицейских. После гибели жителей Пакистана бенгальский диалект все-таки был объявлен официальным языком в стране.

Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура говорил: «Отмечая Международный день родного языка... мы отдаем дань уважения несметному числу существующих в мире языков, культурам, которые они отражают, тому творческому заряду, который придают людям их развитие и формы выражения. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать».

В дополнение к материалу участники группы могут прочитать 1-2 стихотворения на языках народов России.

Учитель:

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. В разных странах мира люди говорят на 6000 языках. Вторая страница нашей книги – Жизнь языка.

Возможное представление учащихся 2 группы

Каждый официальный язык имеет свой праздник.

20 марта – День французского языка

20 апреля – День китайского языка

23 апреля – День английского языка

6 июня – День русского языка

18 августа – День общего языка.

26 сентября празднуется День Европейских языков

12 октября – День испанского языка

18 декабря – День арабского языка

Это говорит о том, что все народы отмечают важность языка и стараются беречь его.

Самая древняя буква возникла в финикийском алфавите около 1300г. до н. э и с тех пор не изменилась. Это буква «о», которая сегодня входит в 65 алфавитов мира. Самым сложным языком признан один из языков Дагестана — табасаранский язык. Он примечателен своей падежной системой: имена в нем имеют около 48 различных падежей. Самый легкий язык – финский. Слова как слышатся, так и пишутся. Самый короткий язык Таки, распространенный некоторых частях Французской Гвинеи: в этом языке всего 340 слов.

Как видим, язык – это живое явление, он рождается, развивается и даже может погибнуть. Так было во все времена языки, но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. С развитием новых технологий представителям малых народов все труднее добиться признания своих языков и сохранить их. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует».

Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более десяти человек. А чтобы язык существовал, необходимо, чтобы на нем говорило 100 000 человек. В последние десятилетия, по данным ЮНСКО, полностью исчезли 200 языков и 500 языков находятся на грани исчезновения. Вот некоторые примеры:

язык бикиа – говорит 1 человек

язык керек – говорят 2 человека

элмоло – говорят 8 человек

язык чинук – говорят 12 человек

язык удэге – говорят 100 человек.

Россия - многонациональное государство. В 1917 году у нас насчитывалось 193 языка. На сегодняшний день, по данным ЮНЕСКО, в России являются 20 языков мертвыми (айнский, югский, убыхский), 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.

Учитель:

Согласно Конституции Российской Федерации ст.68 «всем её народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития…» Граждане России, могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык. Страница третья – «Великий и могучий русский язык!»

Возможное представление учащихся 3 группы

Стихотворение Н.Банко «Родной язык»

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

На языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что я по-русски говорю

Язык мой – жизни свет!

Русский язык является родным для 170 млн. человек и 350 млн. человек его понимают. Он является четвертым самым распространенным языком в мире и служит языком общения более 160 народов и национальностей России. Русский язык – это язык великой литературы, язык великой нации с тысячелетней историей. Богатство, неповторимость русского языка отражена многочисленных словарях. Словари помогают правильно писать, объясняют значения слов, рассказывают о их происхождении, помогают подобрать синонимы, антонимы.

Первый печатный словарь появился в 1596 году и содержал всего 1061 слово – очень много для того времени.

В конце XVIII века был составлен «Словарь Академии Российской», в котором насчитывалось уже 42 257 слов.

В 1863 году вышел четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля с описанием 200 000 слов. Его книгу можно назвать подвигом!

Владимир Иванович Даль - русский писатель, этнограф, лексикограф, врач. 53 года из 72 прожитых он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Эта книга – величайшая сокровищница языка, богатейшее собрание пословиц, хранилище народной мудрости, энциклопедия жизни русского народа!

О величии русского языка говорили многие писатели и поэты:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» Н.В.Гоголь.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский.

Учитель: Русский язык таит в себе много тайн и загадок. Четвертая страница – «История одной буквы».

Возможное представление учащихся 4 группы

Из всех тридцати трех букв русского алфавита самой спорной оказалась буква «Ё»: её употребление на письме до сих пор вызывает споры. Одно время про неё практически забыли, сегодня использование буквы «Ё» обязательно в учебной литературе, но она отсутствует на клавиатуре компьютеров или располагается вне основной алфавитной зоны клавиш.

Звук, соответствующий букве (после мягких согласных), в русском языке существовал давно, хотя в XVIII–XIX вв. «ёкающее» произношение считалось простонародным, в отличие от церковного выговора через «е». Однако на письме этот звук не имел обозначения, с середины XVIII в. записывался буквами «io».

Инициировала появление «Ё» в русском языке княгиня Дашкова, а создателем стал писатель Николай Михайлович Карамзин. 29 ноября 1783 г. на заседании Академии Российской словесности с участием писателя Дениса Фонвизина, поэта Гавриила Державина и других литераторов директор Петербургской академии наук Екатерина Романовна Дашкова поинтересовалась у присутствующих, верно ли изображать один звук двумя буквами и посоветовала использовать для обозначения звука «io» заимствованный из французского языка символ «Ё». Однако в русскую азбуку буква включена не была. В «Новой азбуке» 1875 года, написанной Львом Толстым, буква «Ё» находилась в самом конце алфавита между «ЯТЬ» и «Э». И только 24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР № 1825 («О применении буквы «Ё» в русском правописании») было введено обязательное использование «Ё» в учебной литературе. В настоящее время, согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 03.05.2007 г. № АФ-159/03 «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку», буква «Ё» обязательна, когда возможно неправильное прочтение слова (например, в именах и фамилиях), в книгах для детей младшего возраста и в учебниках для иностранцев. В остальных случаях использование буквы «Ё» необязательно. История буквы такова, что в сквере Карамзина в Ульяновске поставлен памятник букве Ё.

Учитель: Язык удивительное явление. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело».

Как же людям сохранить свой язык? Какие бы советы вы могли дать? Давайте для нашей живой книги составим памятку «Любите свой родной язык!»

Работа в группах, представление работ. (Ребята оформляют в буклеты, иллюстрируют, используют высказывания писателей).

После представления подготовленный ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он – язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой. ​​​​​​​

Учитель подводит итог:

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина. Давайте завершим нашу встречу о родном языке составлением синквейна


t1613578529ab.gif



В качестве дополнительного рефлексивного материала ребятам можно предложить пройти тематический кроссворд, подготовленный учителем, с получением сертификата по ссылке https://onlinetestpad.com/f6lefuaf6hrwk



В подготовке материала использованы источники:

1. Анисимова, Н.Г. Публикация на сайте Инфоурок [Электронный ресурс].- https://infourok.ru/mezhdunarodnyj-den-rodnogo-yazyka-4150496.html.

2. Международный день родного языка. Википедия [Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

3. Международный день родного языка: история праздника Информационный Центр «ПОСИНФОРМ» [Электронный ресурс]. - https://zen.yandex.ru/media/id/5bd99ac4ea4b8e00abe34348/mejdunarodnyi-den-rodnogo-iazyka-istoriia-prazdnika-5e4f824fe977e25b8eec346e





8


Дата проведения: 21 февраля 
Опубликовано


Комментарии (1)

Этника27, 18.02.21 в 08:26 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.