Сценарий спектакля «Прощание с букварем»

2
0
Материал опубликован 28 January 2020

Сценарий спектакля «Прощание с букварем».



Действующие лица:

Буква А

Колобок

Баба Яга

Лень

Невежество

Ученики

Ведущий

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, родители, а также дорогие первоклассники! Мы собрались с вами сегодня в этом замечательном зале не просто так, у нас есть отличный повод. Как вы считаете, ребята, для чего мы сегодня встретились?

-Правильно, ребята! На дворе зима, а мы с вами собрались в здании нашей школы для того, чтобы попрощаться с букварем.

В сентябре пришел ты в школу,

Первый раз и в первый класс.

И не думал, что так скоро

Буквы все освоишь ты.

Мама, папа, брат, сестренка –

Все торжественно глядят.

Перед ними первоклассник – гордость школы и семьи!


-А как вы думаете, ребята, почему мы с вами прощаемся с букварем?

Все ли буквы мы с вами прошли?

-Правильно. Мы с вами изучили весь русский алфавит, научились читать, писать. Как вы думаете, для чего человеку необходимо уметь читать?


Даже маленький ребенок,

Не умеющий читать,

Только вышел из пеленок,

Просит книгу показать.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.


(На сцене проявляется буква А)


Буква А:

Первой буква А стоит,

Словно лестница – стремянка,

-Рот откройте, Обезьянка,

«А-а, скажите» - говорит

Добрый доктор Айболит.


-Я первая буква алфавита, с меня начинается азбука, именно меня дети изучают на первом уроке обучения грамоте. Я пришла к вам на праздник, но я вынуждена сообщить грустные новости. В наш дом – букварь проникли Лень и Невежество и похитили все буквы, кроме меня. Поскольку Лень и Невежество не учились в школе, они не знают, сколько букв в русском алфавите, поэтому не заметили, что мне удалось спрятаться. Злодеи похитили буквы для того, чтобы будущие первоклассники не научились читать и писать. Они хотят, чтобы мир стал безграмотным, чтоб процветали только праздники, развлечения и никто не учился, не постигал новые знания. Но есть и хорошая новость – преступники обронили карту, на которой указано. Куда они направляются. Согласны ли вы, ребята, отправиться со мной в столь опасный путь, полный приключений, чтобы освободить буквы, вернуть их в родной дом – букварь?


-Замечательно, ребята! Путь наш будет длинный, понадобятся ваши знания и умения. Итак, ребята, садитесь в наш волшебный поезд, мы оправляемся в путешествие.


(На сцене появляется поезд, на котором ребята отправляются за кулисы, гаснет свет, меняются декорации. Включается свет, поезд прибывает в лес, навстречу им катится Колобок, преграждает дорогу).


Колобок:

-Куда путь держите, ребята?


Буква А:

-Миссия у нас великая, нам нужно буквы спасти! Пропусти нас!


Колобок:

-Не пущу, там опасно! Там разбойники живут, зачем вам эти буквы нужны, и без них прожить можно.


Буква А:

-Ребята, скажите Колобку, для чего нам нужны буквы.


Колобок:

-А-а, так вы читать умеете? Ну тогда, если пройдете мое испытание, я вас пропущу.


(На доске появляется таблица с буквами, из которых нужно составить слова)


Колобок:

-Замечательно, ребята! Теперь я вижу, что вы настоящие ученики, знаете все буквы. Теперь я понимаю, что буквы вам необходимы и позволю вам продолжить путь.


(Дети «садятся» в поезд, гаснет свет, меняются декорации. Путешественники оказываются на болоте, посреди сцены стоит избушка на курьих ножках).


Баба Яга:

-Чую, русским духом пахнет. Кто такие? Зачем пожаловали?


Буква А:

-Пропусти нас, бабушка. Это ученики 1 А, у нас дело важное есть – буквы спасти.


Баба Яга:

-Какие такие буквы? Зачем вам они нужны? Я вот, например, грамоте не обучена и живу прекрасно. Есть хочу – лягушек на болоте наловила, суп сварила, и ничего больше не надо.


Буква А:

-А ведь, грустно, наверно, бабушка, всю жизнь на болоте жить?


Баба Яга:

-Вообще-то, иногда бывает немного грустно и одиноко.


Буква А:

-Ну вот, а если бы умела читать, открыла бы книжку и перенеслась бы в волшебный мир сказки.


Баба Яга

-А как же я туда перемещусь, прям в книжку то?


Буква А:

-Твое воображение тебе в этом поможет.


Баба Яга:

-Что ж, хорошо, вот если поможете мне разобраться в теории, тогда и я вас пропущу.


Буква А:

-Ну что, ребята, поможем бабушке Яге?


Баба Яга:

-Неведомо мне, что такое гласные, а что такое согласные буквы?

-А кто назовет звонкие согласные?

-Глухие согласные?

-Парные согласные?

-Гласные, обозначающие 2 звука?


Баба Яга:

-Спасибо, дети, помогли мне. Теперь и я вам добром отплачу. Продолжайте свой путь и спасите буквы. А с 1 сентября я тоже в школу приду, хочу читать научиться.

(Меняются декорации, а сцене домик, из окон смотрят грустные буквы и плачут)


Ведущий:

-Долго ехали ребята на волшебном поезде,

Вот открылась им полянка,

На поляне дом –

Буквы пленные в нем.

Грустно глядят –

Домой в букварь хотят.


Буква А:

-Отворяйте двери! Мы проделали долгий путь, чтобы спасти буквы!


(Из-за дома выходят Лень и Невежество)


Лень:

-Вы долгий путь прошли, но все напрасно, сейчас я применю к вам свои чары

и вам уже не понадобятся буквы.


(Лень забирает одного мальчика)

Лень:

-Посмотрите! Посмотрите!

Сзади мальчика, как тень,

По пятам крадется лень.

Как коснется – он зевает,

Как обнимет – засыпает.

С ленью он всегда вдвоем:

На прогулке, за столом.

Не раздетый спать ложится,

Лень и ночью стала сниться.

Буква А:

-Ничего, ничего. Нам тоже есть, чем тебе ответить.

(Ученики читают стихотворения)


Ученик 1:

-Удивительное дело:

Воробья согнать мне лень,

А лежать не надоело,

Только дай – могу весь день!

Лень – такая, братцы, штука –

Не молчит о ней наука:

С ленью нужно нам бороться,

Если даже лень – придется!

Чтобы нам без лени жить –

Лень придется победить!


Ученик 2:

-Лень проснулась утром рано

И хотела встать с дивана,

Но вставать ей было лень

И проспала целый день.

Вместе с ленью спал Андрюшка,

Спал диван его, подушка.

Мурзик-кот улегся рядом,

Обведя всех сонным взглядом,

И уснули все заботы,

Отказавшись от работы.

В школе прозвенел звонок,

Класс собрался на урок,

А Андрей в обнимку с ленью

Спал наперекор ученью.

Вся таблица умноженья,

Все глаголы и спряженья

Ни о чем не рассуждали,

Потому что крепко спали.

А под вечер дед Федул

В дом к Андрею заглянул,

Удивился и спросил:

-Кто же лень сюда впустил?

Эй, Андрей, вставай, пора!

Много дел у нас с утра

Чтобы лень не одолела,

Поскорей берись за дело

Да смотри, лень бродит рядом,

С ней всю жизнь бороться надо.

Лень всегда одолевает

Тех, кто в дружбу с ней вступает.

И уходит не спеша, если трудится душа.


Ученик 3:

-Кто сказал, что Лень ленива?
Всё совсем наоборот.
Лень всегда трудолюбива,
Тон в работе задаёт.

Привязалась нынче к Вовке,
Говорит ему: – Постой,
Не спеши на тренировку,
Отдохни денёк-другой!

Притворись, что ты простужен,
Чтобы в школу не идти.
Будем вместе бить баклуши,
Мне с тобою по пути.

Нет! — ответил твёрдо Вовка,
Не старайся чересчур!
Мне важнее тренировка,
Бить баклуши не хочу.

Лень у Светы побывала,
У Серёжи, у Ильи,
Всем лениться предлагала,
Но ребята не сдались.

Очень странные ребята,
И характер есть у них.
Здесь, я вижу, мне не рады.
Что ж, пойду искать других.

Лень ленива? Нет уж, дудки!
Всё как раз наоборот.
Лень не дремлет ни минутки,
У неё полно забот!


Ученик 4:

-За что, я теперь понимаю,
Мы матушкой лень называем.
Ведь эта душевная дама,
Частенько добрее, чем мама.

А мама суровой бывает:
Уроки учить заставляет,
Мыть руки, и быть аккуратным.
А это энергозатратно!

В то время, как лень успокоит:
«Не хочешь мыть руки — не мой их!
В кровати ещё поваляйся,
Работой не перегружайся.

Не надо, мой мальчик, трудиться,
И в школе не надо учиться.
А надо гулять,забавляться,
Лежать, отдыхать, поправляться.

Лишь вот чему надо учиться:
Лениться! Лениться! Лениться!»
…И лень, видно, воображает,
Что мать она наша вторая.

Но вот, что скажу вам: берите,
Взашей самозванку гоните.
Одну только маму мы знаем,
А матушку-лень презираем!


Ученик 5

-Эх, такая штука лень!
Липкая, как муха.
У неё подруга есть-
Скукотища-скука.

Эта парочка, друзья,
Всюду ходит вместе,
Как прилипнут, сразу я
Как сосиска в тесте.

Нету сил сложить портфель
И уроки сделать.
Победила меня лень,
Скука одолела.

Но заметил, если всё ж
Взяться мне за дело,
Скука сразу пропадёт,
Лень за нею следом.

Много лет тому назад
Дарвин нам поведал:
Может труд из обезьян
Человека сделать.

Чтоб обратно мне не стать
Глупой обезьяной,
Лень и скуку прогонять
Нужно постоянно!


Ученик 6

-Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!1


Лень:

-Что ж, сдаюсь! Победили вы меня. Вы друдолюбивые ребята, сразу видно.

(Отпускает мальчика)


Невежество:

-Ты погоди, сдаваться, а смогут ли они меня победить. Давайте проверим. Отгадаете мои загадки и забирайте буквы в их дом, не пройдете испытание – век вам быть безграмотными.

(Конкурс загадок)


Невежество:

Что за зверь упрямый слишком

Не желает делать стрижку?

Ходит он с лохматой гривой

И считает, что красивый. (Лев)


Слаще мёда, мягче пуха.

Отдохни! — всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (Лень)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

А называется строй ... (Алфавит)

Волку, волчонку и волчице

Немножко нужно подучиться.

Они совсем не знают, вот беда!

С какой же буквы начались их имена (В).


Если букву потерять,

Гусь не сможет гоготать,

Гавкать пес цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет? (Буква Г)


Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву ... (Буква Д)


Буква рыбкой стать мечтает,

На ветвях зимой сверкает,

Вьется стайкой над костром

И лежит на дне речном. (Буква И)


Кошка, миленькая кошка,

Поиграй ты с ней немножко,

С кошкой ты, наверняка,

Не забудешь букву ... (Буква К)


В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (Буква О)


С этой буквой веселей!

Ну и как не улыбнуться -

Повисеть могу на ней,

А еще и подтянуться! (Буква П)


Буква в кипятке краснеет,

Возвращаться не умеет,

Всё хватает, всё берет,

Громче голоса орет. (Буква Р)


Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Буква Х)


Очень часто под окошко

Воробьишки прилетают,

Очень шумно и дотошно

Эту букву обсуждают! (Буква Х)2


Невежество:

-Молодцы, ребята! Вы и правда много знаете, победили и Лень и Невежество, забирайте свои буквы, возвращайте их в родной дом – Букварь.


(Из домика выходят буквы. Все вместе исполняют песню «33 подружки» про буквы).

Конец спектакля.












1 Н. Заболоцкий. Сборник стихотворений. – М., 2005

2 М.Т. Карпенко. Сборник загадок. – М., 1988.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.