Сценарий внеклассного мероприятия «Прощание с Букварём»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области гимназия г. Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Сценарий внеклассного мероприятия
«Прощание с Букварём»
для 1 класса
Подготовила:
учитель ГБОУ гимназии г. Сызрани
Нестерова Наталья Викторовна
г. Сызрань
2020 г.
Прощание с Букварём.
Класс: 1 «Б»
Цель: обобщить знания учащихся о буквах русского алфавита в занимательной форме и
создать условия для формирования стремления к активной интеллектуальной деятельности.
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение воспроизводить выученный текст в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка;
- использовать средства выразительности в монологической и диалоговой речи.
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
- оценивать результаты собственной деятельности и деятельности товарищей.
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культуры;
- воспринимать книгу как необходимый источник знаний;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация к сценарию, таблички с буквами – 33 шт., музыкальная фонограмма, воздушные шары, удостоверения по количеству детей (31 шт.), книга «Букварь», подарочные книги по количеству детей, платочки для частушек – 12 шт., костюмы Азбуки, Литературного чтения, Русского языка, Архивариусов.
Подготовка к празднику:
1) разработка сценария к празднику;
2) разучивание стихов;
3) разучивание песен, сценок, частушек;
4) подготовка презентации к празднику;
5) оформление зала;
6) подготовка музыкального оформления праздника;
7) изготовление табличек с буквами – 33 шт.;
8) подготовка костюмов.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ:
№ п/п |
Краткая характеристика этапов |
Хронометраж времени |
Примечание |
Оргмомент |
|||
1 |
Мотивационный этап. Вступительная часть, выступление детей, учителя |
3-5 мин |
|
Основная часть |
|||
1 |
Включение в систему знаний и повторение. Стихи-загадки. Выход Архивариусов, Азбуки. |
10-15 мин |
Буквы одеваются на учеников |
2 |
Физминутка |
3-5 мин |
Музыкальная презентация |
3 |
Станция «Сказочная» |
5-7 мин |
Карточки с телеграммами. |
4 |
Станция «Бюро находок». |
3-5 мин |
Карточки с частями пословиц |
5 |
Станция «Волшебная». |
3-5 мин |
Набор букв |
6 |
Частушки |
5-7 мин |
Платки |
7 |
Выход учебников |
5-7 мин |
Костюмы |
Заключительная часть |
|||
1 |
Прощание с Азбукой. Рефлексия деятельности. Подведение итогов |
5 мин |
Ход праздника
1. Мотивационный этап
Под музыку "Маленькая страна" дети занимают свои места. Слайд 1-4
1. Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать уже научились.
И первые книги свои прочитали.
2. А верным помощником в этом нам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
3. Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложения и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, нам сразу.
4. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай весна пройдёт и много – много зим,
Нам Азбука, Букварь хорошими друзьями стали,
Мы этот праздник посвящаем им!
2. Основная часть.
5-й ученик.
Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами,
Попрощаться с Азбукой!
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
6-й ученик.
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
Я с этой книжкой в первый раз,
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
7-й ученик.
Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
Хороша сегодня школа,
Класс горит огнём.
Мы на праздник наш веселый,
Всех друзей зовем.
Заходите, проходите,
Встретимся на празднике.
Приглашаем вместе с нами,
Попрощаться с Азбукой.
8-й ученик.
Над страною зимним утром,
Занялась заря.
В школах праздник,
Славный праздник –
Праздник чтения.
Первоклассники рядами
Стройными идут,
Первой книге, мудрой книге,
Отдают салют!
– Ребята, прочитайте, что написано на доске:
СПАСИБО, БУКВАРЮ!
– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «БУКВАРЬ» и показать, чему научились.
9-й ученик.
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Буквари» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
10-й ученик.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша,
Начинала с «Букваря».
И директор наш, ребята,
С «Букварём» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Архивариус 1: Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. (Слайд 6). И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука». Слайд 7.
Азбука – это старшая сестра Букваря.
Архивариус 2:Азбука, Кто знает, почему ее так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА.
11-й ученик.
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зеленый семафор.
12-й ученик.
В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
13-й ученик.
Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
14-й ученик.
Ежедневно по утрам
заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
15-й ученик.
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим (хором – звуки)
Звуки эти разные –
Гласные, согласные
16-й ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
17-й ученик.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
18-й ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постоянно, понемногу.
(хором) Мы научились все читать.
Ведущий: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте ее позовем!
19 Азбука. Здравствуйте, мамы, здравствуйте, гости! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
20 Мальчик-первоклассник.
С тобою, «Азбука», я в первый раз,
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
21 Девочка-первоклассница.
Я чернилами сначала,
Только палочки писала,
А теперь в «Пропись» гляжу,
Буквы смело вывожу,
И вот за это говорю
Азбуке спасибо!
Мы узнали в «Прописи»,
Как писать и «а», и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Научились мы писать,
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах «Азбуки».
Мальчик-первоклассник.
Дорогая Азбука!
Мы все тебе сказать хотим:
За всё тебя благодарим.
Азбука. Дорогие ребята, я очень рада, что вы меня так любите! Но я вам принесла загадки о тех, кто помогал учить вас грамоте. Отгадайте, кто был моим помощником.
То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь.)
В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Я другой приятель ваш –
Проворный, острый... (карандаш).
Буквы печатные,
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама. Кто я? (Ручка.)
Азбука. Вы, ребята, отгадали все мои загадки. Теперь можно отправляться в страну Букварёнок. А где же мои помощники-буквы?
Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.
Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв! Все готовы к путешествию? Гласные готовы? (Да) Согласные готовы? (Да) А буквы, которые не обозначают звуков? (Готовы)
22 Девочка-первоклассница
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
Так садись в веселый поезд –
И помчим от А до Я.
Очень нравится мне скорость,
Очень нравится, друзья.
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном
Месте стоит,
И называется все – алфавит!
Звучит песня А. Рыбникова «Азбука», учащиеся в костюмах букв выходят на сцену, рассказывают стихи про буквы.
А
Всем известно буква А
Буква очень славная,
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Б
В – ватрушка, Б – баранка,
Это пекарь спозаранку
Выпекает в жаркой печке
Булки, бублики, колечки.
В
Вот буква В видна в дали
Красивая, витая.
Как будто булку испекли
Гостей мы ожидая.
Г
Гусь гулял по берегу,
А гусыне – ни гу-гу
Волновались берега,
Это гусь кричал: «Га-га!»
Д
Мы ходили в детский сад
Он построен для ребят.
Дима, Дора, Дина, Даша
В общем, все ребята наши!
А потом всей группой нас
Посадили в первый класс.
Е-Ё
Е и Ё родные сестры
Различать сестер не просто
Но у буквы Ё – две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает шипящий звук.
З
Зайчик с волком повстречался,
В лапы волку он не дался.
Много серий впереди,
Так, что, заяц, погоди!
И
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И
К
Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки
О
В этой букве нет угла
От того она кругла.
До того она кругла
покатиться бы могла.
П
Наш петух страшней огня:
Жуткий забияка!
Из него как из меня
Так и лезет драка.
Р
Буква Р – на мачте парус
В даль плывет небес касаясь
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т
Телевизор – лучший друг
Заполняет наш досуг.
Недовольна только мама,
Надоела ей реклама.
У
Для чего, ребята, уши?
Чтобы на уроках слушать.
Если ты не хочешь слушать
То зачем, ребята, уши?
Ф
Филин в книжку залетев
Притворился буквой эФ.
Х
Ха – забавная игрушка
Деревянная вертушка
Деревянная вертушка
Ветру вольная подружка.
Ц
Цапля ходит по болоту,
Цапля вышла на охоту.
Цапля любит, говорят,
Кушать вредных лягушат.
Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш-Щ
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша.
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак
Чтобы не облиться.
Ы
Очень грустно мне, увы:
Нету слов на букву Ы
С буквы Ы ломать язык
Никто, конечно, не привык.
Ь
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э
Эхо слышно на реке
Эхо слышно вдалеке
И в пещере и в горах
Только слышно «Эх», да «Ах»
Ю
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибьем
Ой, смотри-ка, что случилось.
Получилась буква Ю.
Я.
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ша!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
(обращаясь к Азбуке)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все вместе. Дело в том, что все мы вместе!
Азбука. Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.
Физминутка.
Учитель: А теперь давайте поиграем. Я произношу предложение, а если вы относите себя к тем, о ком говорится – хлопаете.
- Хлопают все присутствующие.
- Хлопают только те, кто любит вкусно поесть.
- Хлопают только те, кто опаздывает на уроки..
- Хлопают только те, кто не любит каникулы.
- Хлопают только те, кто любит «Сникерс» больше, чем «Баунти».
- Хлопают только те, у кого отличное настроение.
Учитель. Да, ребята могут читать и знают много сказок.
Станция “Сказочная”.
Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок.
1.
Журавель стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавель”.)
2.
– Кто, кто в домике живет? Кто, кто в невысоком живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? (“Теремок”.)
3.
А лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везет, битый небитого везет”. (“Волк и лиса”.)
4.
Зашел Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-Лягушка”.)
Учитель: Некоторые сказочные герои прислали телеграммы. Давайте вместе угадаем, кто же их прислал.
Телеграммы:
- Гуси – лебеди догоняют! (Алёнушка. “Гуси – лебеди”)
- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка. “Курочка – ряба”)
- Все козлята найдены! (Коза. “Волк и семеро козлят”)
- Всё вижу из короба! ( Машенька. “Маша и медведь”)
Азбука читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
- Снежная принцесса. (Снежная королева.)
- Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
- Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
- Свеколка. (Репка.)
- Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
- Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель: Как правило, в дороге бывают и потери. Если что теряем, обращаемся в бюро находок.
Станция «Бюро находок».
Станция «Бюро находок».
Учитель: Вам необходимо найти конец к пословице.
Как аукнется, |
Тому не пропасть |
Написано пером, |
Светит, да не греет |
Кто грамоте горазд, |
Так и откликнется |
Зимнее солнце что мачеха: |
Не вырубить и топором |
(Как аукнется, так и откликнется. Написано пером, не вырубить и топором. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.)
А вот станция «Волшебная», где говорят только волшебные слова.
Учитель: Из набора букв нужно собрать слова, саписоб пжойалстуа йвсвруадтзет
Прочитаем полученные слова. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.) Как называются такие слова? (Вежливые.) А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Давайте покажем, как научились читать; при чтении вам нужно будет ещё вставить подходящее вежливое слово. (Обучающиеся по цепочке читают текст.)
Ученики:
Растает даже ледяная глыба,
От слова тёплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит при встрече... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим ... (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании,
На прощанье говорят ... (до свидания).
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити,
Ждал я слова ... (извините).
Дед про внучку говорил:
«Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы ... (спасибо)».
Учитель:
Ставьте ушки на макушки.
Слушайте внимательно.
Мы для азбуки родной пропоем частушки.
ЧАСТУШКИ
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем - эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тысячу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку одним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с Букварём, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем !
Мальчик-первоклассник.
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо»!.
Расставаться нам пора.
Девочка-первоклассница
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год,
Наша Азбука научит тех,
кто в первый класс придет.
Мальчик-первоклассник.
Мы хотим сказать тебе спасибо.
Мы за всё тебя благодарим!
Говорим тебе мы: «До свиданья!»
«Здравствуй!» – новым книгам говорим.
Азбука: - Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать моё,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою.
Все секреты вам открою.
Литературное чтение:
Я – «Книга литературного чтения»,
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Я учебник не простой,
Так много интересного,
Пока вам не известного.
Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Литературное чтение: Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу встать.
- Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.
- Обещайте подружиться с книгой.
- Обещайте стать активными читателями библиотеки.
Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем!
Учитель: Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
Рефлексия деятельности.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Литература и интернет ресурсы, использованные в ходе подготовки к мероприятию:
1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 2001. - 368 с.
2. Литература и фантазия: Кн. для учителей и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
3. nsportal.ru Школа Сценарии праздников.
4. prodlenka.org Подборка школьных частушек.
5. Дик Н.Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах. – Ростов -на- Дону., Феникс, 2008
6. Афанасьев С. Праздники в школе. 1000 советов. – М.:, «АСТ – Пресс-книга», 2004
7. Максимова Т.Н. Классные часы. 1 класс. – М.: «Вако», 2013
8. Сценарии школьных праздников. М.: Издательство "Экзамен", 2006.
9. Троицкая Н. Б., Королев Г. А. Сценар